Самообразование
учебно-методический материал (младшая группа)

Леонгардт Наталья Сергеевна

Тема самообразования: «Создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта»

Цель самообразования: повышение профессиональной компетентности в области создания мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта (представления о самом себе и окружающем мире, культурные умения, способы общения, взаимодействие с другими людьми).

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по созданию мотивирующей образовательной среды в группе с детьми 2–3 лет.
  2. Разработать серию игровых проблемных ситуаций, способствующих созданию мотивации у детей 2–3 лет к освоению социокультурного опыта.
  3. Транслировать опыт работы на муниципальном и региональном уровнях образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_1_ml.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области

Тема самообразования: 

«Создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта»

Воспитатель:

Леонгардт Наталья Сергеевна

2022

Программа

индивидуального профессионального саморазвития педагога

на 2022–2024 гг.

Леонгардт Наталья Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка»

Формальное образование: пройти курсы повышения квалификации по теме «Развитие и воспитание детей раннего возраста»

Тема самообразования: «Создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта»

Цель самообразования: повышение профессиональной компетентности в области создания мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта (представления о самом себе и окружающем мире, культурные умения, способы общения, взаимодействие с другими людьми).

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по созданию мотивирующей образовательной среды в группе с детьми 2–3 лет.
  2. Разработать серию игровых проблемных ситуаций, способствующих созданию мотивации у детей 2–3 лет к освоению социокультурного опыта.
  3. Транслировать опыт работы на муниципальном и региональном уровнях образования.

Актуальность темы.

Образовательная среда понимается как специально организованная часть социокультурной среды, в которой достигаются цели и смыслы образования. Представляет собой целостную систему, которая включает три взаимосвязанных компонента: 1) субъектный (участники образовательных отношений); 2) объектный (предметы в пространстве); 3) деятельностный («ансамбль деятельностей» и культурных практик). Образовательная среда предполагает создание оптимальных условий, которые необходимы и достаточны для полноценного проживания ребенком раннего детства (ФГОС ДО). Социокультурный опыт интерпретируется как система, включающая представления ребенка об окружающем мире и себе самом, культурные умения (в т. ч. культурно-гигиенические навыки), способы общения и взаимодействия с другими людьми в разных видах деятельности.

«Ансамбль деятельностей» обосновывается как многообразие видов детской деятельности (активности), приведенное в систему согласно возрастным особенностям детей и актуальным образовательным задачам. Это новое понятие, связанное с идеей А. В. Запорожца о генезисе и строении разных видов деятельности, и введенное в педагогический оборот В. Т. Кудрявцевым в качестве синонима понятия «мир деятельностей», раскрывается с учетом специфики младенческого и раннего возраста. В «ансамбле деятельностей» определяется состав видов деятельности, выделяется ведущая деятельность, устанавливаются связи между ними и выявляется некоторый совокупный развивающий эффект. Культурные практики раскрываются как повседневные, привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием жизни ребенка и его события с другими людьми (Н. Б. Крылова). Культурные практики связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.

 Поддержка у каждого ребенка чувства базового доверия к миру, обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации к новым условиям социальной жизни в образовательной организации. 2) Создание условий для сохранения жизни и здоровья детей; обеспечение комплексной безопасности (витальной, социальной, экологической, информационной и др.). 3) Расширение представлений ребенка о мире; амплификация его развития с учетом индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи. 4) Содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в соответствии с возрастными особенностями (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др.). 5) Формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с людьми.

 

Наименование программы

Индивидуальная программа профессионального развития по теме самообразоваания на 2022–2024 уч. гг.

Основание для разработки программы

Региональный подпроект «Управление реализацией индивидуальных программ профессионального развития педагогов».

Концепция программы

Концепция программы заключается в организации деятельности с детьми 2–3 лет по созданию у них мотивации к освоению социокультурного опыта (представления о самом себе и окружающем мире, культурные умения, способы общения, взаимодействие с другими людьми).

Цель программы

Цель – разработка и внедрение индивидуальной программы профессионального развития на уровне дошкольной образовательной организации посредством формального, неформального и информального образования.

Задачи программы

1.Определить основные направления индивидуальной программы профессионального развития.

2.Разработать план деятельности по реализации индивидуальной программы профессионального развития по её основным направлениям.

3.Разработать план деятельности с детьми 2–3 лет по созданию у них мотивации к освоению социокультурного опыта (представления о самом себе и окружающем мире, культурные умения, способы общения, взаимодействие с другими людьми).

Ожидаемые результаты

1.Реализованы все мероприятия индивидуальной программы развития (100% выполнение).

2.Систематизированы и апробированы игровые проблемные ситуаций, как способ создания мотивирующей среды к освоению детьми социокультурного опыта.

3. Обобщены результаты по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта

Мероприятия на 2022–2024 год

Этап реализации

Срок начала работы и окончание

Цели и задачи по теме

Изучение передового опыта (Ф.И.О., образовательная организация)

Творческое сотрудничество по теме самообразования

Полученные результаты

Список литературы

           1 этап                           (мотивационно -побудительный)

сентябрь 2022 – январь 2023 года

1.Составить список научно-методической литературы по работе с детьми 2–3 лет по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта

2.Изучить научно-методическую литературу по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта

Шибаева Виктория Владимировна. Картотека игр-ситуаций для детей младшего возраста

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/22/kartoteka-igr-situatsiy-dlya-detey-mladshego-vozrasta

Создать творческую группу педагогов в соцсетях по направлению «Создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта»

1.Составлен список научно-методической литературы по работе с детьми 2–3 лет по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта.

2. Изучена литература и подобраны   проблемные игровые ситуации по работе с детьми 2–3 лет по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта

Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет

 Соответствует ФГОС ДО Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР» • Москва 2019 РФ

chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html

2-й этап

(организационно-деятельностный)

Февраль – июнь 2023 года-

1.Систематизировать и описать проблемные игровые ситуации по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта.

Картотека игровых ситуаций для детей младшей группы

chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html

Распределение между членами творческой группы ответственных за разработку игровых проблемных ситуаций для создания мотивирующей среды

1.Систематизированы и описаны игровые проблемные игровые ситуации по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта.

3 этап (внедренческий)

сентябрь 2023 года – январь 2024 года

Апробировать проблемные игровые ситуации по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком 2–3 лет социокультурного опыта.

1. Разработаны проблемные игровые ситуации по созданию мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком представлений о самом себе и окружающем мире, культурные умения, способы общения, взаимодействие с другими людьми).

4 этап (рефлексивно-оченочный)

Февраль – май 2024 года

1.Систематизировать и провести анализ полученных данных результатов внедрения проблемных игровых ситуаций в деятельность с детьми 2–3 лет.

2.Описать результаты апробации приемов в статье НПК

1.Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.).

2.Написание статьи в соавторстве с педагогами творческой группы

1.Написана и опубликована статья в сборнике.

2. Создана презентация по освоению детьми 2–3 лет социокультурного опыта.

3. Включены материалы по освоению детьми 2–3 лет социокультурного опыта в банк лучших практик отделения старших воспитателей Ассоциации «Спектр»

5 этап (обобщающий)

Май 2024 года

1.Подготовить выступление на НПК

1.Подготовить скринкаст по теме выступления на НПК.

2.Подготовить материалы на прохождение аттестации на категорию.

1.Разработан скринкаст и подготовлено выступление на НПК .

2.Присвоение категории по результатам аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...