Семина-практикум "Инновационные технологии в работе с детьми"
материал
инновационные технологии в работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_s_detmi.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»________________________
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru
Семинар-практикум
«Инновационные технологии в работе с детьми»
Разработал и провел:
старший воспитатель
Агаева А. В.
Аннотация.
Современный педагог – это тот, который постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активности и творческому потенциалу.
Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования.
Цель семинара: мотивация педагогов на использование предложенных инновационных практик при организации совместной деятельности с детьми.
В этот октябрьский день всем очень хочется услышать добрые слова и комплименты. Это солнышко пробежит сейчас по кругу, а мы скажем друг другу комплименты. (Педагоги передают мягкую игрушку – солнышко и говорят друг другу комплименты).
Мы с вами провели психодинамическое упражнение разминочного типа. Оно способствует поднятию настроения, активизирует внимание, дает настрой на работу и общение.
Сегодня мы решили затронуть такую актуальную тему, как «Инновационные технологии в работе с детьми».
Для начала разберемся, что же означают сами термины:
- Инновация - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов.
- Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
- Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Принципиально важной стороной в этом является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Современный педагог — ?
это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей.
Поэтому современный детский сад ставит перед собой задачи:?
внедрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов;
создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса;
выработка стремлений у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности.
Первая группа "Профессиональная готовность".
Вопрос: Какие знания, умения, способности необходимы педагогу(воспитателю) для работы в режиме инновационной деятельности?
Ответ:
1.Мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию, стремление к получению высокой оценки творческой деятельности от администрации.
2.Креативность: не стесняться выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям.
3.Профессиональные способности педагога: знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в воспитательно-образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к созданию авторской концепции, способность к проведению педагогического эксперимента и к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.
4.Индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.
Вторая группа "Условия для успешной инновационной деятельности".
Вопрос: Какие условия необходимо создавать в образовательном учреждении для успешной инновационной деятельности?
Ответ:
1.Высокая информированность участников воспитательно-образовательного процесса о нововведении, что обеспечивает принятие новшества, стимулирует готовность работать с ним.
2.Рациональное определение общих и частных целей, следствием чего является оптимальное сочетание всех уровней управления.
3.Интегрированность идей (преемственность, комплексность): инновация должна быть согласована с целями образовательного учреждения, адекватна его возможностям, оптимальна его потребностям.
4.Реалистичность планов достижения инновационных целей управления; поиск идей и рекомендаций, которые могут быть реализованы.
5.Заинтересованность участников в активном освоении новшества: создание благоприятного психологического климата для стабильной работы, создание атмосферы творчества.
6.Контролируемость инновационных процессов: относительная управляемость необходима как условие полноценной реализации новшества. В противном случае, положительные результаты могут стать отрицательными исходами.
7.Организация ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного): организация методической помощи и психологической поддержки, материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды (иллюстративно-справочная и методическая литература, схемы, диски, игрушки и т. д.).
8.Создание сплочённого общностью целей коллектива – дети, педагоги, администрация.
9.Наличие у педагогов личного плана развития.
10.Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание творческой атмосферы, установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряжённость и страх быть не понятыми.
Третья группа "Результаты инновационной деятельности".
Вопрос: Какие ключевые проблемы жизнедеятельности образовательного учреждения помогает решить инновационная деятельность?
Ответ:
1.Участие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в управлении, принятие ими решений по принципиальным вопросам.
2.Продуктивное взаимодействие педагогического и детского сообществ.
3.Результаты деятельности отличаются объективной новизной.
4.Полноценные личностные отношения между участниками.
5.Раскрытие индивидуальности каждого педагога.
6.Повышение профессиональной компетентности педагогов.
7.Оригинальность решения воспитательных задач в условиях реализации инновационных программ, методик и технологий.
8.Повышение качества воспитания и образования, способствование гармоничному и разностороннему формированию личности ребёнка.
Буккроссинг
Организовать в группе уголок «Буккроссинг», куда родители и дети могут приносить и свободно брать понравившиеся книги домой или читать совместно в групповой комнате.
- повышение интересам к книгам, путем привлечения родителей воспитанников к чтению произведений для своих детей;
- возрождение традиции семейного чтения;
«Говорящие стены»
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «Говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.
Главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, геодоской, втулками и вкладышами и так далее.
Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.
В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и так далее.
Для изготовления игр и пособий можно использовать плёнки для ламинирования и магнитную плёнку. Большинство игр на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.
Обязательное приложение к играм: образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны старшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки.
В каждой группе она индивидуальна.
В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на каждый день.
В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или на месяц.
Например, в подготовительной группе работа с развивающей средой рассчитана на неделю. Каждый понедельник к детям приходит какой-нибудь сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает разрешить её в течение недели. Дошкольники выполняют задание в течение дня поочерёдно в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у стены собирается до пяти человек, в то время как другие дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. К пятнице задание выполнено, проблемная ситуация разрешилась.
Если ребёнок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанников от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы педагог готовит подобное задание, кладёт его в конверт, рядом с которым помещает фотографию ребёнка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.
Акции
В системе образовательной деятельности в дошкольном учреждении наиболее остро возникает необходимость в новых формах и в подходах во взаимодействии ДОУ с детьми и семьями воспитанников.
Чтобы добиться полного взаимопонимания с родителями нового поколения, необходимо включать не только консультативные формы работы, но и практическую деятельность, которая определяется вовлечением родителей в единое пространство детского развития и их воспитания. Это повышает педагогическую культуру родителей и одновременно помогает им воспитывать своих детей, в рамках современной социализации современного мировоззрения.
Поэтому, одной из основных интерактивных форм нашей деятельности с родителями на протяжении нескольких лет, является проведение социально – образовательных акций.
Основная цель проведения акций заключается в активизации и воспитательных умениях педагогов работать с родителями, распространении положительного опыта воспитания детей дошкольного возраста.
Использование принципов в этой деятельности помогают нам уже систематически включать в образовательный процесс самого разного рода акции.
Стало доброй традицией проводить акции: к Дню пожилого человека, к дню птиц «Синичкин календарь», «День здоровья», «Праздник 9 мая», «Внимание – дорога», «Засветись в темноте», «Мы против терроризма»
Вместе с этими акциями мы включаем разного рода практические акции, которые возникают в процессе взаимодействия с социумом: с детской библиотекой «Подари книгу библиотеке», «Соберем бумагу - поможем появиться новой книге» или «Сдадим бумагу - спасем дерево», в рамках городского субботника «Приберем наш город вместе» и др.
Такое общее взаимодействие очень помогает сформировать положительные отношения семьи к детскому саду, уверенно участвовать во всей образовательной системе ДОУ на протяжении всего посещения детского сада детей.
При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность с детьми и родителями решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди сверстников, взрослых.
Проектная деятельность
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, деловая игра, «мозговой штурм», тематические беседы, исследование (исследовательский проект, поэтапное выполнение действий.
• Творческие методы: презентация.
Информационные методы: составление модели источников информации.
Достоинства метода проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования:
Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. проектнаядеятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Недостатки:
низкая мотивация воспитателей, родителей;
недостаточный уровень развития познавательного интереса у воспитанников.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
• Проблема;
• Проектирование или планирование;
• Поиск информации;
• Продукт;
• Презентация.
• Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.
Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...
Выступление на региональной научно-практической конференции "Инновации и современные технологии в системе образования" по теме: "Образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ", 2016 г.
В данном выступлении описан опыт работы школы-интерната для детей с ОВЗ по применению образовательных технологий....
Поговорим о современных технологиях- ТРИЗ технологии в работе с детьми
Поговорим о современных технологиях Основные этапы методики ТРИЗ1. Поиск сутиПеред детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является исти...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...
Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».
laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....
«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.
Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....