Семина-практикум "Инновационные технологии в работе с детьми"
материал

Агаева Алена Викторовна

инновационные технологии в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_s_detmi.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                           «Детский сад №322 «Морозко»________________________

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru

Семинар-практикум

«Инновационные технологии в работе с детьми»

                                                                Разработал и провел:

                                                                  старший воспитатель

                                                 Агаева А. В.

Аннотация.

   Современный педагог – это тот, который постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активности и творческому потенциалу.

   Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования.

Цель семинара: мотивация педагогов на использование предложенных инновационных практик при организации совместной деятельности с детьми.

   

   В этот октябрьский день всем очень хочется услышать добрые слова и комплименты. Это солнышко пробежит сейчас по кругу, а мы скажем друг другу комплименты. (Педагоги передают мягкую игрушку – солнышко и говорят друг другу комплименты).

   Мы с вами провели психодинамическое упражнение разминочного типа. Оно способствует поднятию настроения, активизирует внимание, дает настрой на работу и общение.

   Сегодня мы решили затронуть такую актуальную тему, как «Инновационные технологии в работе с детьми».

 

 Для начала разберемся, что же означают сами термины:

  • Инновация - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов.
  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
  • Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

   Принципиально важной стороной в этом является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

 Современный педагог — ?

это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей.

Поэтому современный детский сад ставит перед собой задачи:?

внедрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов;

создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса;

выработка стремлений у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности.

Первая группа "Профессиональная готовность".

Вопрос: Какие знания, умения, способности необходимы педагогу(воспитателю) для работы в режиме инновационной деятельности?

Ответ:

1.Мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию, стремление к получению высокой оценки творческой деятельности от администрации.

2.Креативность: не стесняться выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям.

3.Профессиональные способности педагога: знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в воспитательно-образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к созданию авторской концепции, способность к проведению педагогического эксперимента и к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.

4.Индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.

Вторая группа "Условия для успешной инновационной деятельности".

Вопрос: Какие условия необходимо создавать в образовательном учреждении для успешной инновационной деятельности?

Ответ:

1.Высокая информированность участников воспитательно-образовательного процесса о нововведении, что обеспечивает принятие новшества, стимулирует готовность работать с ним.

2.Рациональное определение общих и частных целей, следствием чего является оптимальное сочетание всех уровней управления.

3.Интегрированность идей (преемственность, комплексность): инновация должна быть согласована с целями образовательного учреждения, адекватна его возможностям, оптимальна его потребностям.

4.Реалистичность планов достижения инновационных целей управления; поиск идей и рекомендаций, которые могут быть реализованы.

5.Заинтересованность участников в активном освоении новшества: создание благоприятного психологического климата для стабильной работы, создание атмосферы творчества.

6.Контролируемость инновационных процессов: относительная управляемость необходима как условие полноценной реализации новшества. В противном случае, положительные результаты могут стать отрицательными исходами.

7.Организация ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного): организация методической помощи и психологической поддержки, материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды (иллюстративно-справочная и методическая литература, схемы, диски, игрушки и т. д.).

8.Создание сплочённого общностью целей коллектива – дети, педагоги, администрация.

9.Наличие у педагогов личного плана развития.

10.Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание творческой атмосферы, установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряжённость и страх быть не понятыми.

Третья группа "Результаты инновационной деятельности".

Вопрос: Какие ключевые проблемы жизнедеятельности образовательного учреждения помогает решить инновационная деятельность?

Ответ:

1.Участие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в управлении, принятие ими решений по принципиальным вопросам.

2.Продуктивное взаимодействие педагогического и детского сообществ.

3.Результаты деятельности отличаются объективной новизной.

4.Полноценные личностные отношения между участниками.

5.Раскрытие индивидуальности каждого педагога.

6.Повышение профессиональной компетентности педагогов.

7.Оригинальность решения воспитательных задач в условиях реализации инновационных программ, методик и технологий.

8.Повышение качества воспитания и образования, способствование гармоничному и разностороннему формированию личности ребёнка.

Буккроссинг

   Организовать в группе уголок «Буккроссинг», куда родители и дети могут приносить и свободно брать понравившиеся книги домой или читать совместно в групповой комнате.

- повышение интересам к книгам, путем привлечения родителей воспитанников к чтению произведений для своих детей;

- возрождение традиции семейного чтения;

«Говорящие стены»

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «Говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.

Главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, геодоской, втулками и вкладышами и так далее.

Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.

В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и так далее.

Для изготовления игр и пособий можно использовать плёнки для ламинирования и магнитную плёнку. Большинство игр на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.

Обязательное приложение к играм: образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны старшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки.

В каждой группе она индивидуальна.

В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на каждый день.

В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или на месяц.

Например, в подготовительной группе работа с развивающей средой рассчитана на неделю. Каждый понедельник к детям приходит какой-нибудь сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает разрешить её в течение недели. Дошкольники выполняют задание в течение дня поочерёдно в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у стены собирается до пяти человек, в то время как другие дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. К пятнице задание выполнено, проблемная ситуация разрешилась.

Если ребёнок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанников от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы педагог готовит подобное задание, кладёт его в конверт, рядом с которым помещает фотографию ребёнка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.

Акции

В системе образовательной деятельности в дошкольном учреждении наиболее остро возникает необходимость в новых формах и в подходах во взаимодействии ДОУ с детьми и семьями воспитанников.

Чтобы добиться полного взаимопонимания с родителями нового поколения, необходимо включать не только консультативные формы работы, но и практическую деятельность, которая определяется вовлечением родителей в единое пространство детского развития и их воспитания. Это повышает педагогическую культуру родителей и одновременно помогает им воспитывать своих детей, в рамках современной социализации современного мировоззрения.

Поэтому, одной из основных интерактивных форм нашей деятельности с родителями на протяжении нескольких лет, является проведение социально – образовательных акций.

Основная цель проведения акций заключается в активизации и воспитательных умениях педагогов работать с родителями, распространении положительного опыта воспитания детей дошкольного возраста.

Использование принципов в этой деятельности помогают нам уже систематически включать в образовательный процесс самого разного рода акции.

Стало доброй традицией проводить акции: к Дню пожилого человека, к дню птиц «Синичкин календарь», «День здоровья», «Праздник 9 мая», «Внимание – дорога», «Засветись в темноте», «Мы против терроризма»

Вместе с этими акциями мы включаем разного рода практические акции, которые возникают в процессе взаимодействия с социумом: с детской библиотекой «Подари книгу библиотеке», «Соберем бумагу - поможем появиться новой книге» или «Сдадим бумагу - спасем дерево», в рамках городского субботника «Приберем наш город вместе» и др.

Такое общее взаимодействие очень помогает сформировать положительные отношения семьи к детскому саду, уверенно участвовать во всей образовательной системе ДОУ на протяжении всего посещения детского сада детей.

При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность с детьми и родителями решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди сверстников, взрослых.

Проектная деятельность

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, деловая игра, «мозговой штурм», тематические беседы, исследование (исследовательский проект, поэтапное выполнение действий.

• Творческие методы: презентация.

Информационные методы: составление модели источников информации.

Достоинства метода проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования:

Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. проектнаядеятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Недостатки:

низкая мотивация воспитателей, родителей;

недостаточный уровень развития познавательного интереса у воспитанников.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

• Проблема;

• Проектирование или планирование;

• Поиск информации;

• Продукт;

• Презентация.

• Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...

Поговорим о современных технологиях- ТРИЗ технологии в работе с детьми

Поговорим о современных технологиях Основные этапы методики ТРИЗ1. Поиск сутиПеред детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является исти...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.

Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....