«Система работы в ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию»
презентация

Резник Анна Сергеевна

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система работы в ДОУ по
нравственно -патриотическому воспитанию»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады вас приветствовать. Вашему вниманию представляется РМО на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

- Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

Так, в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к важнейшим принципам отнесено «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде». А в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в приоритетных задачах основной образовательной программы детского сада обозначено «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине».

- Сегодня, мне бы хотелось представить вашему вниманию доклад по теме «Система работы в ДОУ по нравственно - патриотическому воспитанию».

Поиск нового содержания, новых подходов в формировании дошкольников как нравственной личности и воспитании патриотических чувств у них определяют цель нашей работы: воспитание гуманной личности, обладающей национальным самосознанием, патриотическими чувствами и нравственными устоями.

Исходя из цели данная работа включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
  • формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • расширение представлений о родной стране, её столице, городах;
  • знакомство с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • развитие элементарных знаний о правах человека
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения родины
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

Данные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию детей должны реализовываться в детском саду на протяжении всего дошкольного детства и решаться во всех видах деятельности, т.к. воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Всегда актуальным и важным для педагогов является подбор содержания работы с детьми.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, примерный перечень мероприятий включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Основываясь на ФГОС ДО, примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» и учитывая основные направления, содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию мы разделили на несколько тематических блоков:

«Мой детский сад»,

«Мой дом,  Моя дружная семья»,

 «Моя малая Родина»,

«Природа родного края»,

«Мы живём в России».

Работа по каждой теме включает интеграцию всех образовательных областей. Все темы повторяются во всех группах, изменяется только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Для полной реализации поставленных задач в своей работе учитываем очень важные условия, объединяющие основные способы их решения:

1. Целевые прогулки и экскурсии с организацией наблюдений, позволяющих видеть трудовую жизнь жителей города, изменения в жизни и облике города и наблюдений за окружающим миром, стимулирующих детское художественное творчество.

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с обязательным показом нужных объектов.

3. Беседы с детьми с использованием детских художественных произведений, репродукций, слайдов, картин, иллюстраций и т.д. с последующим обсуждением.

4. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение художественной литературы и произведений фольклора, прослушивание музыкальных произведений, знакомство с народным творчеством и народной культурой.

5. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.д.).

6. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.

7. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свой город, свою улицу и принимающего активное участие в общественной жизни.

Создание развивающей предметно – пространственной среды.

 

 Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. 

В методическом кабинете подобран достаточный наглядно-иллюстративный материал: имеется методическая литература, изготовлены дидактические пособия и оформлены альбомы.

В дошкольных группах нашего детского сада имеются патриотические уголки, которые помогают педагогам знакомить детей с историей, достопримечательностями, с государственными символами родной страны и города, с русскими народными промыслами и традициями.

Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

Совместно с родителями в ДОУ создан мини-музей «Донского казачества».

- Традиционно работу по нравственно-патриотическому воспитанию начинаем с ознакомительных экскурсий по детскому саду, педагоги знакомят дошкольников с профессиями сотрудников дошкольного учреждения. Блок «Мой детский сад» позволяет создать условия для формирования чувства привязанности к своему детскому саду, друзьям в детском саду; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада; воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результату.

- Знакомство детей с семьей должно идти постепенно, с использованием разнообразных форм работы (рассказ о семейных традициях, о трудовой деятельности и профессиях взрослых членов семьи, рассматривание семейного альбома, создание родословной семьи, путешествия, экскурсии).  Блок "Моя дружная семья" призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Наши родители являются активными участниками образовательного процесса. Они принимают участие в выставках, праздниках, где играют роли, в совместных экскурсиях, вместе с воспитателями обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах.

- Детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира» и интереса к своей малой родине. Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. В ходе реализации задач блока «Моя малая Родина» (через метод проектов) педагоги собирают, анализируют и доводят до детей всю интересную информацию о селе, где они живут, об исторических фактах местного масштаба, о достопримечательностях, определяющих облик нашего села, об основных профессиях, присущих жителям нашего города, об окружающей природе. И очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим.

1. Ознакомительные экскурсии к Храму Пресвятой Троицы.

2. Ознакомительные экскурсии к памятнику Катаева Евгению Петровичу, знакомство с его биографией, как писателя, военного корреспондента (погиб 2 июля 1942 - его самолет был сбит, когда возвращался из осажденного Севастополя в Москву..).

3. Интересно проходят экскурсии на хлебопекарню нашего села, ну а работники хлебопекарни всегда готовят угощения для наших ребят.

4. Интересные факты о традициях донского края, о казаках и их быте рассказывают гости (Долгова М.А. - библиотекарь, Лядев В.А. – атаман Войска донского).

5. С интересом дети слушают Настоятеля нашего храма – отца Антония, о традиционных церковно - славянских  праздниках, о возникновении и истории храма.

- Важным условием патриотического воспитания, воспитания любви к родному краю является воспитание любви к природе. Знакомя детей с природой родного края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту природы.

Формирование бережного отношения к природе сочетаем с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе по его благоустройству.

1. Урок – акция «Дорогая моя, Калитва»

2. Акция «Берегите воду»

3. Акция «Будь природе другом»

4. Экологический день «Будем беречь нашу Землю»

5. День добрых дел «Посади дерево»

6. «Всемирный день хлеба»

-  Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия – беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России» и тд.

1. «День российского флага»

Цель таких занятий привить детям гордость за свою страну, познакомить со значение цветов флага и герба, воспитывать чувства уважения к символам, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. Это реализуется в блоке «Мы живем в России».

- Отдельные темы приурочиваем к конкретным праздникам и событиям, обеспечивая тем самым связь с общественными явлениями.

1. День памяти и скорби.

2. День солидарности в борьбе с террористами.

3. Международный день мира.

4. День народного единства.

5. Участие воспитанников в викторинах…..

6. Чуть дальше мы будем знакомить детей с такими памятными датами:

3.12 – День неизвестного солдата

5.12 -  День воинской славы

19.12 – День освобождения села Маньково

- Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого организовывают беседы – занятия по ознакомлению с народным бытом.

- Большое внимание в ДОУ уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Знания, полученные детьми во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности. Каждая тема подкрепляется продуктивными видами деятельности.

Предусматриваем решение поставленных задач по данной теме не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

В совместной деятельности с детьми воспитатели широко используют

дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные игры, театрализованная деятельность, интерактивные игры, которые помогают, формировать у детей соответствующие программным задачам знания, умения и навыки.

- Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет

непосредственное участие их в праздниках. В праздниках, которые мы проводим в детском саду, отражаются разные темы: это общественно-политические праздники, гражданские и народные. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами.

В результате такой работы у детей возникает чувство сопричастности к важным событиям, происходящим в стране.

Эмоциональный отклик у детей всегда вызывает торжественный праздник «9 МАЯ», в котором принимают участие дети, сотрудники ДОУ, родители. Празднику предшествует огромная методическая работа. Это и беседы и экскурсии к мемориалу, с целью поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам, экскурсии в школьный музей, участие в акции «Георгиевская ленточка».

Организация взаимодействия с социумом

Работа по взаимодействию с учреждениями социума поднимает на определённый уровень активную позицию дошкольного учреждения и влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.

- Особый интерес у детей вызывают экскурсии в школьный музей «Боевой славы».

- Уникальной средой воспитания ребёнка в атмосфере патриотизма является библиотека.

- Очень много мероприятий проходит в сотрудничестве с работниками библиотеки и детьми начальной школы.

- Не один год мы сотрудничаем с СРЦ и созданным им фондом «Рука в руке».  Это изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов.

Повышение уровня самообразования педагогов

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. В начале работы педагог, прежде всего, сам должен знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а, самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется повышению уровня образованности педагогов. Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов в годовом плане ДОУ намечен план мероприятий по реализации заданного направления.

Вывод:

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: только с привлечением всех участников образовательных отношений – детей, педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ. Важно помнить, что работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна осуществляться в системе, в противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, превратить в Иванов, не помнящих родства.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы в ДОУ по нравственно - патриотическому воспитанию. воспитатель высшей категории: Резник Анна Сергеевна МБДОУ Маньковский детский сад 2022г

Слайд 2

Цель: воспитание гуманной личности, обладающей национальным самосознанием, патриотическими чувствами и нравственными устоями.

Слайд 3

Исходя из цели данная работа включает целый комплекс задач: Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, близким людям , своему дому , детскому саду, родной улице и городу; Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому; Воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда; Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей; Расширение представлений о родной стране, её столице, городах; Знакомство с государственной символикой: гербом, флагом, гимном; Ознакомление с историческим прошлым России; Развитие элементарных знаний о правах человека Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям , народам, их традициям ; Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка .

Слайд 4

Система и последовательность работы: Мой детский сад Моя малая Родина Мой дом. Моя дружная семья Природа родного края Мы живем в России

Слайд 5

Формы работы Досуги Формы работы Участие в конкурсах Театрализованные представления Выставки детских работ Спортивные мероприятия Патриотические праздники Экскурсии, целевые прогулки Занятия Детские проекты

Слайд 6

Создание развивающей предметно – пространственной среды.

Слайд 7

Создание развивающей предметно – пространственной среды.

Слайд 8

Создание развивающей предметно – пространственной среды.

Слайд 9

Создание развивающей предметно – пространственной среды.

Слайд 17

Я – россиянин! Я горжусь своей страной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Данная публикация является материалом общего родительского собрания. Доклад сопровождается презентацией....

Консультация для воспитателей "Система и последовательность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Консультация для воспитателей на тему:  «Система и последовательность по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»...

Система работы ГБДОУ по гражданско- патриотическому воспитанию воспитанников

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.Шарль МонтескьемПроблема патриотического воспитания детей является одной из актуальных. Новые подходы к ее...

Анкета для педагогов "Моя система педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников"

Анкета содержит вопросы для оценки и анализа педагогической деятельности в области гражданко-патриотического воспитания дошкольников...

"Система работы ДОУ по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста".

Одним из основных направлении реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"  отмечено патриотическое воспитание, где основной целью является позитивная социали...

Краткосрочный познавательно – творческий проект понравственно – патриотическому воспитанию «Будем в Армии служить, будем Родину любить» для детей старшего дошкольного возраста

Цель проекта: воспитание нравственно – патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с военной тематикой.Задачи:Образовательные:Систематизировать, расширять и обо...

Система работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП ДО

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономиче...