Культура педагога
консультация

Канюкова Светлана Валерьевна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_pedagoga.docx63.86 КБ

Предварительный просмотр:

"Понятие педагогического общения. Его особенности, функции. Виды. Культура педагогического общения. Структура и стили педагогического общения."

1.Понятие педагогического общения. Его особенности, функции. Виды. Культура педагогического общения. Структура и стили педагогического общения.
2.Сотрудничество в педагогике в системе «педагог – ученик». Развитие коммуникативных способностей педагога.
3.Педагогический такт, его значение в процессе обучения и воспитания. В.А.Сухомлинский о значении педагогического такта в воспитании подростков и юношества.

Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.
Стили педагогического общения
Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1.   Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!»
2.  Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
3.   Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «учитель—ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
4.  Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
5.  Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
  Следует отметить диаметральную противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. В первом случае существуют субъект-объектные отношения, где объектом является ученик, студент, класс, группа. Во втором — субъект-субъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие — учиться и развиваться под его руководством. Каковы же условия плодотворного педагогического общения на основе педагогического сотрудничества?
1.  Педагогическое сотрудничество — двусторонний процесс, основанный на взаимодействии «преподаватель—учащийся», успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого.
2.  Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствуя их максимальному проявлению.
3.  Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптимальных педагогических решений.
Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.
Можно выделить разные уровни педагогического общения:
•  высокий — характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.;
•  средний;
•  низкий — отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи.
Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида:
•  положительные — одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;
•  отрицательные — замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.
Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях.
 Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах:
1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и
2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов.
Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, от умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.
Существует шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении:
•  конструктивная — педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету;
•  организационная — организация совместной учебной деятельности преподавателя и студента, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;
•  коммуникативно-стимулирующая — сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность студентов о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;
•  информационно-обучающая — показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;
•  эмоционально-корригирующая — реализация в процессе обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и студентом;
•  контрольно-оценочная — организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой.
     
Педагогический такт, его значение в процессе обучения и воспитания. В.А.Сухомлинский о значении педагогического такта в воспитании подростков и юношества.
    
Такт – это чувство меры, подсказывающее наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо.
В деятельности педагога важную роль играет такт вообще и психологический такт в особенности.
Психологический такт, с одной стороны, характеризуется как профессиональное качество педагога, а с другой –как целесообразное общение с учащимися.
Условием тактичного поведения педагога является его умение уважительно строить взаимоотношения с учащимися.
Наиболее существенными признаками психолого-педагогического такта являются:
- человечность.
- учет субъективных состояний учащихся.
- требовательность без грубости и мелочной придирчивости,
- умение слушать учащихся, не выражая безразличия или своего превосходства.
- общение без раздражительности,
- простота общения, но не допускающая панибратства,
- объективный подход к оценке ответов учащихся,
- юмор без насмешливости.
Педагогический  такт -  интуитивное чувство меры, помогающее   дозировать  воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика  поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости  от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.  
 Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и  профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический  такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога,  где крайне важны особая внимательность и справедливость. 
  Педагогическая справедливость - своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты,  принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п. Справедливый учитель-это высшая похвала педагогу; в ней выражены уважение, признание ума и человечности,  доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств.
   В.А.Сухомлинский писал: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости  знать духовный мир каждого ребенка» (Сухомлинский В. А. Сердце  отдаю детям.- Киев, 1969.-С.83). 
В.А.Сухомлинский считал педагогический такт важным условием учебно-воспитательного процесса. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
«Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших - отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант  самого В.А.Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.
Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

     35. Понятие о педагогической технике, ее компоненты; пути овладения педагогической техникой.

Техника – это совокупность приемов и умений, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, в данном случае – педагогическом.
Е.В.Кузьмина (1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента:
- конструктивный,
- организаторский, 
- коммуникативный. 
Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в  различные виды  деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
   Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию  о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо  выделить и  контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
   Педагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят умения выбрать правильный  стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся. 
  Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. 
  Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести следующие: умения управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать к себе собеседника, образно передавать информацию, по необходимости изменять подтекстовую нагрузку; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др.
Структурными компонентами педагогической техники являются:
  - коммуникативные умения учителя;
  - диагностические умения (определение общей способности группы и индивидуальных способностей учащихся, прогнозирование результатов;
  - психолого-методические умения;
  - организаторские умения;
  - гностические умения (умения передавать знания);
  - исследовательские умения;
  - творческие умения.
    Профессиональное   саморазвитие   педагога. Утверждение  К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в  современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь  поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он  лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и  образованием». 
   Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и  источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.
  Для  развертывания процессов саморазвития большое значение  имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый со стоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих.  Если притязания невысоки, то это может привести к  формированию завышенной  самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто  ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как  правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют  высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей  работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку,  избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем  сознании идеальный образ педагога.  
 Если  к саморазвитию относиться как к целенаправленной  деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть  самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые  требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых  свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную  память на лица, имена,  психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т.д.
   Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.    Овладение умениями  и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и неучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
  Наиболее эффективный  путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д. 
Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:
- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития
- планирование: выбирать средства и  способы, действия и приемы саморазвития;
- самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;
- коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работу над собой.
    Овладение такими действиями требует времени и определенных    умений. Поэтому  исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.  
На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют  в виде неопределенного желания  стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще   не вполне освоены. Процесс  самовоспитания протекает как   учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со   стороны значимого другого (преподавателя). 
   На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание  становится более определенным и конкретным. При этом цели и  задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития  зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления  опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность - существенные проявления саморазвития на этой стадии. 
  На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и  обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко. Все основные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция - осуществляются автоматически, непринужденно.

 

Жесты, позы педагога

Интерпретация 

Руки, раскрытые ладонями вверх

Искренность, открытость

Пиджак расстегнут (или снят)

Открытость, дружеское расположение

Руки спрятаны (за спину, в карманы)

Напряженное восприятие ситуации

Руки скрещены на груди

Закрытость от информации, общения

Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы)

Защита, оборона

Кисти рук расслаблены

Спокойствие

Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку

Заинтересованность

Голова слегка наклонена набок 

 Внимательное слушание                       

Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта

Критическая оценка

Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз)

Обдумывание решения

Ладонь захватывает подбородок

Обдумывание решения

Педагог медленно снимает очки, тщательно протирает стекла

Желание выиграть время, подготовка к ответу, сопротивлению

Педагог ходит по классу

Функция контроля или обдумывание решения

Пощипывание переносицы

Напряжение

Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания

Неискренность, обман

Педагог прикрывает рот рукой во время слушания

Сомнение, недоверие к учащемуся

Педагог старается на вас не смотреть

Скрытность, утаивание своей позиции

Взгляд в сторону от ученика

Сомнение, отсутствие интереса к мнению

Слушающий слегка касается века, носа или уха

Недоверие к говорящему

Педагог начинает собирать бумаги на столе

Урок окончен или разговор окончен

Ноги или все тело педагога обращены к выходу

Желание уйти

Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи

Превосходство, уверенность

Педагог жестикулирует сжатым кулаком

Демонстрация власти, угроза

Пиджак застегнут на все пуговицы

Официальность, подчеркивание дистанции

ПРАКТИКУМ

1. ТЕСТЫ ПО ЭТИКЕ И КУЛЬТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА

Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста, проявляющейся, в частности, в различных ситуациях его общения с коллегами и другими людьми в формальной и неформальной обстановке. Но, пожалуй, особенно большую роль культура общения играет в жизни педагога. Предлагаем ответить на вопросы тестов, которые помогут Вам скорректировать свое поведение и выявить качества, необходимые в профессиональном общении учителя.
Тестирование, помогающее человеку - в шутку или всерьез - лучше узнать себя, другого и проверить собственный уровень нравственной культуры и воспитанности, эффективнее всего проводить индивидуально, по заранее подготовленным вопросам. Однако если размножить их не представляется возможным, тестирование можно провести вслух, аудиторно. У этого метода есть свои преимущества: он дает возможность педагогу прокомментировать, а слушателям - обсудить результаты тестирования. Но аудиторное тестирование требует соблюдения некоторых правил, которые должны быть доведены до учащихся: 1) на вопросы теста следует отвечать быстро, не задумываясь; 2) при ответе на вопрос недопустимо советоваться с кем-либо; З) во время ответа не допускается никаких комментариев (шуток, улыбок, комментариев и т.п.), дабы ненароком не повлиять на мнение соседа; 4) ответ должен быть предельно откровенным, искренним и честным - ведь отвечаешь для себя; 5) перед началом тестирования не желательно называть тему теста, так как это может дать определенную установку на тот или иной ответ; 6) раскрытие "ключа" и комментирование преподаватель должен проводить анонимно, не требуя от учащихся оглашения полученных результатов.

ТЕСТ 1. Определение уровня Вашей общительности
Коммуникабельность - необходимое качество в профессиональной этике педагога. Проверьте, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо для совершенствования собственной техники общения. На вопросы отвечайте "да", "иногда", "нет".
1. Если Вам предстоит обычная или деловая встреча, выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с докладом, сообщением в незнакомой до этого аудитории?
4. Если Вам предложат поехать по делам в город, в котором Вы никогда не бывали и не имеете никаких знакомых, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы этого не сделать?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с малознакомыми людьми?
6. Раздражает ли Вac просьба незнакомца на улице показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?
7. Считаете ли Вы, что людям разных поколений бывает трудно понять проблемы друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад?
9. Если Вам в ресторане или кафе подадут явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли, рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?
11. Избегаете ли Вы вставать в длинную очередь, где бы она ни была (в магазине, буфете, кинотеатре)?
12. Избегаете ли Вы участвовать в комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?
13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов?
14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме или служебном деле?
16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению?

Оценка: за ответ "да" - 2 балла, "иногда" - 1 балл, "нет" - 0 баллов.
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете. Близким людям с Вами нелегко. Ha Ваc трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя;
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Новая работа, обстановка, новые контакты с людьми тяготят вас. Необходим тренинг;
19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Но с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Эти недостатки исправимы;
14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение;
9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами;
4-8 баллов. Вы, должно быть, - "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом...
3 балла и ниже. Вы слишком говорливы, многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.

ТЕСТ 2. Этикет и культура Вашего общения
Знание этикета и основных требований культуры общения необходимы педагогу как для себя, так и для обучения своих воспитанников. Подберите ответы, которые более всего соответствуют манере Вашего поведения, и запишите их индексы (например, 1а, 2в, 3б и т. д.).
1. Если Вас приглашает в гости человек, которому Вы не симпатизируете, примете ли Вы его приглашение?
а) да; б) только в исключительном случае; в) нет.
2. Представьте, что в гостях Вы вынуждены сидеть около человека, которого считаете своим врагом. Как Вы себя поведете?
а) не будете обращать на него внимания;
б) будете отвечать только на его вопросы;
в) попытаетесь завязать с ним непринужденный разговор.
3. Вы только что собрались позвонить в одну квартиру. Внезапно слышите, что за дверью возник семейный спор. Что Вы делаете?
а) все-таки звоните; б) подождете, пока спор прекратится; в) уйдете.
4. Что Вы сделаете, если Вам в гостях предложат нелюбимое блюда?
а) несмотря на отвращение, съедите его;
б) скажете хозяевам, что не можете этого сделать;
в) пожалуетесь на отсутствие аппетита.
5. Какой бутерброд со стола Вы обычно выбираете?
а) самый лучший; б) самый маленький; в) ближайший к Вам.
6. Что Вы предпримете, если в компании внезапно наступит перерыв в разговоре?
а) подождете, пока кто-нибудь начнет разговор;
б) сами найдете какую-нибудь тему.
7. Представьте, что Вы попали в неприятную ситуацию. Расскажете ли Вы об этом своим знакомым?
а) обязательно; б) только друзьям; в) ни одному человеку.
8. Добавляете ли Вы что-либо от себя, пересказывая чужую историю?
а) да; б) с незначительными "улучшениями"; в) нет.
9. Носите ли Вы с собой фотографию любимого человека и показываете ли ее окружающим?
а) да; б) нет; в) никогда.
10. Что Вы делаете, если не поняли рассказанной шутки?
а) смеетесь вместе с остальными;
б) остаетесь серьезным;
в) просите, чтобы кто-нибудь объяснил смысл этой шутки.
11. Что Вы предпринимаете, если, находясь в компании, почувствовали резкую головную боль?
а) тихо терпите; б) просите таблетку от головной боли; в) идете домой.
12. Что Вы делаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по телевидению должны начать интересующую вас программу?
а) просите, чтобы хозяин включил телевизор;
б) начинаете смотреть телевизор в соседней комнате, чтобы не помешать остальным гостям;
в) отказываетесь от интересующей вас передачи.
13. Вы находитесь в гостях. Когда Вы чувствуете себя лучше?
а) когда развлекаете гостей; б) когда Вас развлекают другие.
14. Решаете ли Вы заранее, как долго будете оставаться в гостях?
а) нет; б) иногда; в) да.
15. Корреспондент газеты берет у Вас интервью.
а) Вам льстит, что интервью с Вами напечатают в газете;
б) Вы хотели бы, чтобы это было уже в прошлом;
в) Вам это совершенно безразлично.
16. Можете Вы объективно оценивать людей, которых не можете терпеть?
а) безусловно;
б) только в виде исключения;
в) не задумывались над таким вопросом.
17. Соглашаетесь ли Вы с мнением других людей, даже если оно справедливо, но для вас неблагоприятно?
а) не всегда;
б) если оно подтверждает Ваше мнение;
в) а, собственно говоря, зачем я должен это делать?
18. Когда Вы обычно прекращаете спорить?
а) чем скорее, тем лучше; б) когда спор не имеет никакого смысла;.
в) после того как Вы сумеете убедить своего оппонента.
19. Если Вы знаете стихи, то будете ли читать их в обществе?
а) с удовольствием; б) если об этом попросят; в) ни в коем случае.
20. Представьте, что Вы живете во времена графа Монте Кристо, сидите в подземной тюрьме и внезапно узнаете, что в соседней камере заключен Ваш самый злейший враг. Когда Вы начнете с ним перестукиваться?
а) как можно скорее;
б) когда не сможете больше терпеть одиночества; в) никогда.
21. Встречаете ли Вы Новый год на главной площади города?
а) да; б) нет; в) под Новый год я всегда сплю.

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой в табл. 3.

Таблица 3

А

Б

в

а

б

В

1

20

5

10

11

5

10

0

2

0

5

25

12

0

5

10

3

5

10

0

13

20

5

0

4

10

0

5

14

0

5

15

5

0

5

10

15

10

0

5

6

5

15

0

16

15

5

0

7

30

5

0

17

25

5

0

8

15

5

0

18

0

5

10

9

0

5

10

19

0

5

10

10

0

5

10

20

20

5

0

21

5

0

10

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
280-300 баллов. Возникает подозрение, что Вы не всегда искренне отвечали. Проверьте себя еще раз;
200-280 баллов. Вы должно быть довольны собой. В основном это относится к Вашим коммуникативным способностям. Вы охотно проводите свободное время среди людей и в любом обществе являетесь желанным участником. Вы обладаете живым умом, впечатлительны, хороший слушатель и рассказчик. Эти и некоторые другие способности приводят к тому, что Вы часто становитесь душой общества;
100-200 баллов. Ваше отношение к общению нелегко определить. С одной стороны, Вы обладаете свойствами и наклонностями, которые делают Вас приятным членом общества. С другой стороны, прочие качества Вашего характера как бы тормозят первые. В целом в компании Вы можете чувствовать себя вполне удовлетворительно. Однако Вам нелегко удается приспосабливаться к любому окружению. Это зависит также и от Вашего настроения. Но среди людей, которым Вы симпатизируете, Вы чувствуете себя довольно комфортно;
50-100 баллов. Как правило, Вы любите одиночество. В узком семейном кругу Вы чувствуете себя значительно лучше, чем в большой компании. Кстати, многие знаменитые личности, вошедшие в историю, нередко принадлежали к этой категории людей;
50 баллов и меньше. Вам нужно стараться быть пообщительней.
И еще одно: постарайтесь отнестись к своему результату с юмором.

ТЕСТ 3. "Любят ли Вас люди?"
Доверие, симпатия и даже любовь - чувства, которые должен вызывать учитель, и без которых у него не может быть подлинного авторитета. Проверьте, как относятся к Вам окружающие, и подумайте, от чего это зависит. Ответьте "да", если Вы согласны с утверждением, и "нет", если не согласны.
1. Вы должны помнить, что почти постоянно в течение дня Вас пристально оценивают те, с кем Вам приходится общаться.
2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, разделяют они или нет его увлечение.
3. Самое мудрое - это сохранять достоинство даже тогда, когда у Вас имеется сильный соблазн поступить иначе.
4. Если человек замечает ошибки в речи других, ему следует их поправлять.
5. Когда Вы встречаетесь с незнакомыми людьми, Вы должны быть достаточно остроумны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.
6. Когда Вас представляют другому человеку, а Вы не расслышали его имя, Вы должны попросить его повторить свое имя.
7. Вы уверены, что Вас уважают за то, что Вы никогда не позволяете другим подшучивать над собой.
8. Вы должны быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над Вами и выставлять в смешном виде.
9. Если Вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.
10. Человек должен всегда стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.
11. Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда Вам очень понадобится их помощь.
12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что в конце концов очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.
13. Лучше, если другие зависят от Вас, чем если Вы зависите от других.
14. Настоящий друг всегда старается помогать своим друзьям.
15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.
16. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слышали, Вы должны остановить рассказчика.
17. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слышали, Вы должны быть достаточно вежливы, чтобы от сердца посмеяться над анекдотом.
18. Если Вас пригласили к другу, а Вы предпочитаете сходить в кино, Вы должны сказать, что у Вас болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.
19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим для него образом, даже когда они не хотят этого.
20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.

Оценка. За каждый ответ, совпадающий с "правильным", начислите себе по 5 баллов. Правильные ответы: "да" 6-й, 13-й, 14-й и 20-й; "нет" - все остальные.
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
85-100 - отлично;
75-80 - хорошо;
65-70 - удовлетворительно;
0-60 - плохо.
Чем выше сумма баллов, тем больше у Вас оснований считать, что окружающие Вас любят.

ТЕСТ 4. "Умеете ли Вы слушать и слышать другого?"
Умение слушать, выслушать ученика - профессиональное качество учителя, от этого зависит и умение налаживать хорошие отношения с людьми. Хороший ли Вы слушатель? Выяснить это поможет данный тест. Но запомните: отвечать надо честно, выбирая максимально подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос.
1. Ваш приятель(ница) пустился(лась) в длинный рассказ о каких-то своих делах, и в конце концов Вы окончательно запутались. Ваша реакция:
а) осторожно переводите разговор на другую тему, чтобы избавить и себя и коллегу от неловкой ситуации;
б) честно говорите, что потеряли нить повествования и просите повторить все с самого начала;
в) задаете вопрос, чтобы прояснить самое запутанное место в рассказе;
г) делаете вид, что все понимаете: в конце концов все выяснится.
2. Ваша подруга или друг очень расстроены: ее возлюбленный (его возлюбленная) сделал(ла) нечто, из-за чего он (она) чувствует себя ужасно. Вы:
а) выслушивая со всем вниманием, побуждаете ее (его) излить всю накопившуюся горечь;
б) помимо этого говорите, что и сами оказывались в сходной ситуации;
в) выражаете солидарность, рассказав о тех ударах, которые наносили Вам Ваши близкие;
г) сообщаете, что ее парень (его девушка) - первоклассный мерзавец, и предлагаете познакомить ее (его) с одним из своих приятелей (приятельниц).
3. После самых нежных и страстных минут Ваш партнер замечает, что Вы в эти минуты были как бы далеки, отвлечены чем-то. Вы:
а) уверяете его(ее), что это неправда;
б) пытаетесь выяснить, почему он(она) так подумал(а);
в) принимаете его(ее) замечание: впредь Вам надо будет последить за собой;
г) чувствуете себя обиженно - и говорите ему(ей) об этом.
4. Предположим, что близкий человек говорит что-то для Вас обидное. Что происходит с Вами?
а) стараетесь подавить свой гнев - Вы не любите ссориться;
б) пытаетесь тактично выяснить, почему он так думает;
в) спешите "поставить его на место";
г) предпринимаете контратаку.
5. Ваш собеседник - человек, который Вам по-настоящему дорог, - долго и нудно рассказывает о том, что Вас совершенно не интересует. Какова Ваша реакция? (Выберите столько ответов, сколько пожелаете.)
а) вежливо киваете;
б) улыбаетесь;
в) смотрите ему в глаза;
г) задаете нейтральные вопросы;
д) пересказываете наиболее важные моменты (Ага, значит ...), чтобы он видел вашу заинтересованность;
е) бормочете что-то одобрительное: "Угу", "М-м-м", "Ах, вот как ...";
ж) помимо одобрительного мычания исторгаете нечто вроде "Действительно?!" или "О, как интересно!";
з) не делаете ничего из вышеперечисленного. Напротив, честно признаетесь, что совершенно ничего не смыслите в предмете разговора, и что говорить с Вами на данную тему - бессмысленная трата времени.
6. Ваши отношения с близкими (родственниками, любимыми, друзьями):
а) холодноватые;
б) слишком бурные;
в) теплые и добрые;
г) Вы страдаете от того, что они недостаточно теплые и близкие.
7. Во время разговоров с дорогими для Вас людьми Вы в основном выступаете в роли слушателя на:
а) от 0 до 25%; б) от 26 до 50%; в) от 50 до 75%; г) от 76 до100%.
8. В умении понимать человека очень большую роль играет способность не только слушать произносимые слова, но и "читать" жесты, интонацию. Как Вы их прочитываете? Что, по вашему мнению, в действительности происходит, когда говорящий … (выберите одну из кажущихся вам правильной интерпретаций следующих "невербальных посланий"):
а) говорящий дотрагивается пальцем до носа или щеки. Вам кажется, что он:
1) подчеркивает свое превосходство;
2) пытается утаить правду;
3) испытывает неловкость.
б) Вы чувствуете, что говорящий напряжен. Вам кажется, что он:
1) что-то скрывает;
2) сердится;
3) испытывает неловкость.
в) начинает говорить громче или тише обычного:
1) защищается;
2) особенно заинтересован именно в этом вопросе;
3) хочет, чтобы разговор поскорее закончился.
9. Как часто Вы (пометьте цифрой "3", если "часто"; "2" - "иногда"; "1" - "редко"; "0" - "никогда"):
а) заканчиваете предложения, начатые собеседником(цей);
б) во время деловых переговоров размышляете, где это Ваш собеседник(ница) раздобыл(ла) такой замечательный портфель или нашел(ла) такого чудесного парикмахера;
в) смеетесь за секунду до того, как рассказчик завершил анекдот;
г) используете в качестве объяснения своего опоздания на работу рассказ Вашего друга или подруги о каком-то случившемся с ним приключении;
д) чувствуете себя обманутым, когда Ваш друг или подруга, поведав Вам о чем-то неприятном, плохом, продолжает шагать по опасной тропинке;
е) используете против близкого Вам человека нечто, рассказанное Вам в порыве откровенности;
ж) когда близкий Вам человек начинает на что-то жаловаться, думаете: "Ну, вот, опять началось";
з) чувствуете, что должны удержать за собой последнее слово в споре;
и) уходите от дискуссии, считая, что в этом споре все равно ничего ценного родиться не может.
10. Правдивы или ложны следующие утверждения? (Ставьте П, если правдивы; Л - если ложны; (?) - если не знаете ответа):
а) перерыв в беседе заставляет Вас чувствовать себя неловко;
б) слушая друга, Вам приходится делать над собой усилие, чтобы нить повествования не ускользнула от Вас;
в) считаете, что давать советы не имеет смысла;
г) как правило, заранее знаете, что собеседник собирается Вам поведать;
д) люди всегда лезут к Вам со своими личными проблемами.

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами
и их оценкой по следующей схеме:

1

а - 3;

б - 2;

в - 1;

г - 0.

2

а - 0;

б - 1;

в - 3;

г - 2.

3

а - 3;

б - 1;

в - 0;

г - 2.

4

а - 0;

б - 1;

в - 3;

г - 4.

5

a - 0;

б - 0;

в - 0;

г - 1;

д - 1; е - 0; ж - 2; з - 5.

6

a - 3;

б - 2;

в - 1;

г - 0.

7

a - 3;

б - 2;

в - 1;

г - 0.

8

а 1) - 1;

а 2) - 2;

а 3) - 0;

б 1) - 2;

б 2) - 1;

б 3) - 0;

в 1) - 1;

в 2) - 0;

в 3) - 2.

9

Оценка пунктов означает Ваши баллы.

10

П

Л

?

а

3

0

1

б

1

3

2

в

1

3

2

г

2

0

1

д

0

3

1

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
54 балла и более. По правде говоря, Вы плохой слушатель, к тому же каждый раз, когда собеседник умолкает, Вы стремитесь переложить на него свои проблемы. Такое поведение разрушает Ваши отношения с людьми, а поэтому - учитесь слушать;
36-53 балла. Хотя вы и думаете, что прислушиваетесь к тому, что происходит вокруг, окружающие так не считают. В чем Ваша ошибка? Когда говорят о том, что Вас раздражает, Вы либо отключаетесь, либо переводите разговор и уходите в сторону. Вообще-то многие из нас склонны слушать только то, что хотят услышать, однако подобное поведение может разрушить теплую дружбу или даже семью;
18-35 баллов. Поздравляем Вас! Вы - идеальный слушатель, а значит - идеальный собеседник, друг и сотрудник;
17 баллов и менее. Вы - "ходячая аудитория" для всех и каждого, но Ваша проблема в том, что Вы ничего, кроме своего "уха", предложить человеку не можете. К тому же Вы принадлежите к тому типу людей, которые боятся рисковать чем бы то ни было, а ведь человеческие отношения - рискованное дело!

ТЕСТ 5. "Кто ты: ведущий или ведомый?"
Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - его способность и предназначенность к лидерству. И поэтому не мешает определить, кто Вы в жизни: ведущий или ведомый. Если хотите знать, обладаете ли Вы способностью влиять на окружающих, ответьте на следующие вопросы.
1. Как Вы думаете, подошла бы Вам профессия актера или политика?
2. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться или вести себя экстравагантно?
3. Можете ли Вы разговаривать с другим человеком о Ваших интимных проблемах?
4. Сразу ли Вы реагируете на малейшие проявления неверного понимания Ваших слов и поступков?
5. Чувствуете ли Вы дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где Вы сами хотели бы его добиться?
6. Любите ли Вы заниматься каким-нибудь очень трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?
7. Могли бы Вы посвятить всего (всю) себя достижению чего-нибудь выдающегося?
8. Устраивает ли Вас один и тот же круг друзей?
9. Предпочитаете ли Вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?
10. Любите ли Вы менять мебель в квартире?
11. Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?
12. Любите ли Вы "осаживать" того, кто, на Ваш взгляд, слишком самоуверен?
13. Нравится ли Вам демонстрировать, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами ответами и их оценкой в табл. 4.

Таблица 4

да

нет

да

нет

да

нет

1

5

0

5

5

0

9

0

5

2

0

5

6

5

0

10

5

0

3

5

0

7

5

0

11

5

0

4

5

0

8

0

5

12

5

0

13

5

0

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
65 - 35 баллов. Вы - человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми Вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их. А тех, кто не разделяет Ваши принципы, надо убеждать, и Вы это умеете. Однако Вам необходимо себя контролировать, чтобы Ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе Вы превратитесь в фанатика или тирана;
30 - 0 баллов. Вы бываете малоубедительны, даже когда абсолютно правы.

ТЕСТ 6. "Прежде чем стать классным руководителем…"
Вам следует выбрать один из трех возможных вариантов поведения в предлагаемых ситуациях. Отвечайте сразу, не раздумывая.
1. Что в жизни лучше:
а) быть капитаном торгового корабля; 6) космонавтом; в) игроком?
2. Если Вы видите человека в опасности, Вы:
а) бросаетесь его спасать, даже рискуя жизнью;
6) просчитываете все возможные варианты;
в) бежите за помощью?
3. Какая из следующих игр Вам больше нравится:
а) карты; б) бильярд; в) мозаика?
4. Если зазвонил телефон, Вы думаете, что:
а) звонят по поводу работы; б) звонят друзья; в) случилось несчастье?
5. Если предстоит важное собрание, Вы:
а) отправляетесь одетым как обычно;
б) тщательно выбираете одежду;
в) думаете только о деле?
6. Когда пожилой человек рассказывает о прошлом, Вы:
а) хотите знать больше подробностей; б) скучаете; в) прерываете его?
7. В компании Вы обычно:
а) веселитесь; б) скучаете; в) думаете о своих неприятностях?
8. Если предстоит поездка, Вы:
а) оповещаете об этом своих близких;
6) ничего не говорите им;
в) вскользь упоминаете, что поедете куда-то?
9. Если Вы попали в затруднительное положение, Вы:
а) обсуждаете это с коллегами и друзьями;
б) делитесь в семье;
в) ничего никому не говорите?
10. Если Вы собираетесь приобрести картину, какую бы Вы выбрали:
а) абстрактную; б) импрессионистскую; в) реалистическую?
11. Вы замечаете, что с рабочего стола исчез нужный Вам предмет. Вы:
а) ищете его;
б) думаете, что его кто-то украл;
в) сразу забываете об этом и продолжаете работу?
12. Вы располагаете свободным временем в незнакомом городе. Вы:
а) посещаете музей;
б) рассматриваете карту города, решая, куда пойти;
в) возвращаетесь в гостиницу отдохнуть?
13. Если возник спор, Вы:
а) настаиваете на своем, пока собеседник не сдастся;
б) ищете компромиссное решение;
в) уступаете упорству другого?
14. Перед старой семейной фотографией:
а) Вы испытываете сильное волнение;
б) она кажется Вам смешной;
в) Вам почему-то становится неприятно?
15. Перед совещанием Вы замечаете, что забыли важные документы:
а) быстро возвращаетесь, чтобы их взять;
б) доверяете своей памяти и способности импровизировать;
в) отказываетесь участвовать в переговорах?
16. Вы проснулись на заре:
а) чувствуете себя бодрым;
б) завидуете тому, кто еще спит;
в) работаете без особых усилий?
17. Чем Вы заполняете свое свободное время:
а) спортом; б) встречей с друзьями; в) чтением?
18. В ситуации экономического кризиса в стране Вы будете:
а) искать способ извлечь выгоду;
б) беспокоиться о его социальных последствиях;
в) ждать развития событий?
19. Вы предпочитаете:
а) быть наедине с собой; 6) находиться в семье; в) среди других людей?
20. В снежную бурю только Ваша машина остается на ходу. Вы:
а) продолжите путь, не заботясь о других;
б) заберете столько человек, сколько уместится в машине;
в) возьмете только тех, кто принадлежит к числу Ваших знакомых?

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой в табл. 5.

Таблица 5

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1

10

5

3

8

10

3

5

15

5

10

3

2

5

10

3

9

3

5

5

16

10

3

5

3

5

10

3

10

3

10

5

17

5

10

3

4

3

10

5

11

5

3

10

18

10

3

5

5

5

10

3

12

5

3

3

19

3

5

10

6

10

3

5

13

5

10

3

20

3

10

5

7

10

3

5

14

10

5

3


Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
200 - 140 баллов. Вы имеете все возможности достичь успеха в работе. У Вас налицо равновесие между инстинктом и разумом, между частной и общественной жизнью, размышлениями и действиями;
139 - 70 баллов. Вы располагаете необходимыми качествами, чтобы утвердиться в коллективе. Однако должны контролировать себя и не позволять тлеющим подсознательно конфликтам влиять на Ваши отношения с коллегами и учащимися;
69 - 60 баллов. Вам нужно больше верить в себя и больше раскрываться перед людьми. Так Вы сможете полностью реализовать свои способности.

ТЕСТ 7. "Круг Айзенка"
В установлении личных и профессиональных, формальных и неформальных отношений решающая роль принадлежит знанию и умению определять психологические параметры собственной личности и личности другого. Предлагаемый Вашему вниманию тест современного американского психолога Г. Айзенка вот уже десятки лет является самым популярным в мире и считается самой надежной основой психодиагностики личности.
На каждый вопрос отвечайте "да" или "нет". Не тратьте время на обдумывание вопросов, здесь не может быть ответов хороших или плохих, а должны быть только ответы искренние.
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить и посочувствовать Вам?
3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли Вам трудно отказаться от своих намерений?
5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите?
9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой причины для этого не было?
10. Верно ли, что "на спор" Вы способны решиться на все?
11. Испытываете ли Вы смущение, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало что-то делать или говорить?
15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что Вас легко задеть?
17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у Вас такие мысли, которыми Вам бы не хотелось делиться с другими?
19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны знергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?
20. Стараетесь ли Вы ограничивать кpyг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли Вы мечтаете?
22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?
23. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими?
24. Часто ли у Вас появляется чувство, что Вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто натянуты до предела?
27. Слывете ли Вы за человека живого и веселого?
28. После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли Вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если Вы хотите что-то узнать, то предпочитаете найти это в книге, нежели спросить у людей?
33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36. Всегда ли Вы говорите правду?
37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли Вы?
39. Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия?
40. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздываете ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли Вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?
47. Вы нервный человек?
48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые явно Вам не нравятся?
49. Вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много людей?
52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56. Любите ли Вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли Вы бессонницей?

Подведение итогов.
1. Оценка экстравертности - интровертности (Э - И). Суммируйте ответы "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответы "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Полученная характеристика:
0-10 баллов. Вы интроверт - человек, направленный на себя, замкнутый в себе;
15-24 балла. Вы экстраверт - человек общительный, обращенный к внешнему миру;
11-14 баллов. Вы амбиверт, т.е. общаетесь с людьми, когда чувствуете в этом потребность.
2. Оценка степени нейротизма (Н). Суммируйте ответы "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Полученная характеристика:
0-10 баллов. Вы эмоционально устойчивы;
11-16 баллов. Вы слишком эмоциональны и впечатлительны;
17-22 балла. Наблюдаются отдельные признаки расшатанности нервной системы;
23-24 балла. Степень нейротизма, граничащая с патологией; возможен срыв.
3. Оценка достоверности ответов. Суммируйте ответы "да" на вопросы: 6, 24, 36 и ответов "нет" на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.
0-3 балла. Норма человеческой лжи, ответам можно доверять;
4-5 баллов. Ответы сомнительны;
6-9 баллов. Ответы недостоверны.
Если Ваши ответы достоверны, то по полученным характеристикам 1 и 2 строится график - "КРУГ АЙЗЕНКА" ( см. рис.).

http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/RC/foto/image002.gif

Отложите по горизонтальной оси Ваш результат Э - И, характеризующий Вашу экстра- или интровертность; по вертикальной оси - результат Н, характеризующий уровень стабильности Вашей нервной системы. Проведите перпендикуляры от обеих точек на обеих осях до их пересечения в одном из секторов. Это и будет точка, характеризующая Ваш темперамент.
Сектор I. Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, активен, может быть оптимистичен. Работоспособность и настроение цикличны, подвержены изменениям. В ситуации стресса склонен к истерично-психопатическим реакциям.
Сектор II. Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, жизнерадоcтен, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, стремится к лидерству, имеет много друзей.
Сектор III. Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов настроения и ущерба для здоровья.
Сектор IV. Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса склонен к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности.

II. ПСИХОТРЕНИНГ

1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АУТОТРЕНИНГА
Рекомендуем взять за правило регулярно проделывать следующие упражнения, которые помогут Вам преодолеть барьеры и овладеть некоторыми сторонами культуры общения, стать более коммуникабельными, что так необходимо педагогу. И помните, что сказал Демокрит: "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы". Тем более, что и Конфуций утверждал, что "побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра".
Упражнение 1 "Улыбка", вырабатывающее привычку "носить" приветливое выражение лица. Сначала проведите своеобразный тест: обратите внимание, часто ли к Вам обращаются посторонние люди с какой-нибудь просьбой или вопросом. Если нет, то у Вас, возможно, бывает угрюмое, неприветливое, слишком самоуглубленное выражение лица. Вы не располагаете людей к себе, а отпугиваете их. Надо срочно "менять лицо"!
Для этого каждое утро, как только встанете с постели, сразу же отправляйтесь к зеркалу и покажите себе язык. Это забавное зрелище вызовет у Вас улыбку. Постарайтесь сохранить такое улыбчивое выражение лица на весь день. А если не получается, то доставайте время от времени карманное зеркальце и незаметно показывайте себе язык. Честное слово, помогает! И помните, что сказал барон Мюнхгаузен: "Умное лицо это еще не признак ума. Самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица. Поэтому улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"
Упражнение 2 "Чужая судьба", позволяющее развивать способность быстро входить в положение другого. Проверьте себя: замечаете ли Вы, запоминаете ли лица людей на улицах? Скорее всего нет: слишком поглощены своими проблемами и поэтому в общении склонны больше рассматривать все "с собственной колокольни", не вдаваясь в проблемы собеседника.
Способность входить в положение другого развивается следующим упражнением. В очереди, в транспорте, на улице "выберите" какого-либо человека, внимательно, но незаметно вглядитесь в него и начните придумывать его судьбу: кто, откуда, чем занимается и т. д. Придумайте, как Ваш "избранник" повел бы себя в той или иной ситуации. Иными словами, привыкайте думать не только о себе и своих близких, но и о "дальних", чужих людях.
Упражнение 3 "Комплимент", помогающее овладеть искусством эмоционально "согреть" собеседника, воздействовать на него через положительные эмоции, похвалу. Ведь заслуженная похвала - потребность каждого человека, в том числе и Вашего ученика, побуждающая его браться за все более сложные задачи.
Научиться этому можно. Понаблюдайте несколько минут за работающим человеком - продавцом в магазине, почтальоном на почте, землекопом на улице - а затем скажите ему что-нибудь приятное, похвалите его. Повторяйте это упражнение, пока не почувствуете, что оно не вызывает у вас смущения и затруднений.


2. УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ ДРУГОГО
Рекомендации, с которыми мы Вас познакомим, плюс сознательное желание овладеть искусством слушать собеседника, помогут Вам установить взаимопонимание с коллегами и учащимися.
1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Своими действиями подчеркните, что Вам интересно его слушать. Если Вам недостаточно полученной информации, попросите повторить или пояснить то, что не совсем понятно. Постоянно оценивайте свое понимание любого сообщения.
2. Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и идут к своей точке зрения наугад, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь грубым приближением к их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, Вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что собеседника слишком трудно слушать.
3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность.
4. Повторите высказывание говорящего. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это дает гарантию от любых неясностей и недопонимания.
5. Избегайте поспешных выводов. Они - один из главных барьеров эффективного общения. Постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.
6. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника. "Какой медлительный!", "Какой монотонный субъект!", "Какой надоедливый!" - такие мысли может вызвать иной собеседник. Однако, если Вы считаете себя хорошим слушателем, Вас не должны отвлекать манера и выразительные средства, которыми пользуется партнер. Необходимо воспринимать только информацию, которую несет его речь.
7. Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие второго. Еще больше влияют на взаимопонимание излишняя убежденность в своей правоте одного и предубежденность другого. В этом случае слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и переходит к полному отрицанию того, что говорит партнер. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения.
8. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей. Хороший слушатель сядет либо так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует внимание только на словах партнера.
9. Не монополизируйте разговора. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение в любой ситуации или который, как ему кажется, знает все о предмете разговора, чаще всего плохой слушатель. "Входные отверстия" его разума настолько крепко закрыты, что не впускают новых идей и мыслей. В любой дискуссии он просто выжидает момент, чтобы противостоять всему, что противоречит его убеждениям.
10. Приспосабливайте темп мышления к речи собеседника. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Когда Вы слушаете собеседника, Вы не пассивны: Ваш мозг усиленно работает.
11. Готовьте контраргументы заранее. Чтобы получить преимущество перед собеседником, старайтесь готовить контраргументы, пока говорит партнер: суммируйте все сказанное, взвесьте и оцените очевидное, спросите себя, те ли факты Вы выбираете для анализа, объективна ли Ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит Вам самое главное или "утопил" суть в словах.


3. ПЯТЬДЕСЯТ СПОСОБОВ ПОБЕДИТЬ СТРЕСС

Все люди страдают от стрессов. Но, пожалуй, у педагогов стресс - профессиональное явление. В конечном итоге стресс, напряжение, тревога вырастают в проблему, если вовремя не побеспокоиться об этом. Вот некоторые рекомендации, как победить стресс, которые дает Лиза Стьюардс в газете "Дейли экспресс".
Общие советы
Скажите "нет", если Вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами.
Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь из близких.
Напомните сами себе, что Вы человек и поэтому имеете право на ошибки.
Не уподобляйтесь страусу, не прячьтесь от собственных проблем.
Не терзайте сами себя.
Если Вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить.
Скажите себе: "Нужно расслабиться".
Избегайте фраз типа "Мне нужно это сейчас, сию минуту". Пусть все идет своим чередом.
Только время поможет привыкнуть к таким крупным переменам в жизни, как вступление в брак или покупка дома.
Держитесь настоящего друга или человека, который понимает Вас.
Запомните - Вы не можете отвечать за настроение других людей.
Не смотрите на жизнь как на серию неудач: это всего лишь уроки, которые она дает.
Спросите себя: "Что может случиться самое плохое?" Затем подумайте, как Вы поступите, если это произойдет. И Вы поймете, что сумеете справиться.
Постарайтесь перестать беспокоиться о том, что находится вне предела Вашего контроля, над чем Вы не властны.
Дома
Взгляните на фотографии из семейного альбома, чтобы вспомнить о былом и хорошем.
Сходите в кино на Ваш любимый старый фильм.
Отключите телефон и полежите в теплой ванне.
Купите сами себе букетик цветов.
Поставьте старую пластинку, усядьтесь поудобнее и закройте глаза.
Сходите в парк или посидите в саду.
Вспомните самые счастливые мгновения в Вашей жизни.
Отправьтесь за город.
Позвоните другу с хорошим чувством юмора.
Выпейте бокал хорошего вина.
Позвольте себе что-нибудь вкусное.
Пофантазируйте о чем-нибудь приятном хотя бы пять минут.
Выберите такое хобби, которое явно отличалось бы от работы.
Устройте себе спортивную разминку.
Понежьте себя - очень неплохо помогает массаж.
Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги).
Напишите все письма, которые собирались написать месяц назад.
Сделайте сами себе какой-нибудь подарок.
Побывайте у парикмахера. .
Подумайте о том, как Вы питаетесь, и поменяйте рацион.
Встаньте утром пораньше, прогуляйтесь, хорошо позавтракайте.
Неплохое лекарство - эмоции, рождаемые чувственностью.
Не ходите по магазинам в часы пик.
Купите пару золотых рыбок и любуйтесь ими.
Купите кассету с шумом дождя, прибоя или джунглей.
Примите вечером ароматическую ванну.
Скопите денег и купите посудомойку.
Сделайте что-нибудь приятное исключительно и только для себя.
На работе
Иногда обедайте в одиночку, чтобы избежать разговоров о работе.
Не сердитесь на справедливую критику и сделайте вывод.
Перед встречей или свиданием оставьте себе десять свободных минут.
Старайтесь делать так, чтобы обеденный перерыв был и временем отдыха.
Выбрасывайте безжалостно все лишнее, что мешает работе (старые бумаги и т.д.).
Купите себе игрушку, напоминающую начальство: глуповато, но есть на ком сорвать злость.
Время от времени вытяните ноги, поводите головой из стороны в сторону, выпрямите спину.
После окончания работы расслабьтесь, посидите с закрытыми глазами десять минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование коммуникативной культуры педагога"

Система образования в нашей стране - это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект,...

Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога

в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...

Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога»

Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих проф...

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Речевая культура педагога»

Цель:    Повышение общей культуры педагогов.  Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  Расширение знаний о значении соблю...

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ И НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ»

Определение "коррупции". Виды, история, направления антикоррупционной работы....