Профессиональные компетенции руководителя – как условие успешного внедрения и реализации ФОП ДО
консультация

Вайтиева Александра Вячеславовна

Профессиональные компетенции руководителя – как условие успешного внедрения и реализации ФОП ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные компетенции руководителя – как условие успешного внедрения и реализации ФОП ДО

     (СЛАЙД 1) С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начинают работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

    Успешность внедрения и реализации ФОП  в ДОО во многом зависит от квалифицированного руководителя и квалифицированного педагогического состава.

     В дошкольном образовательном учреждении руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы.
   
(СЛАЙД 2) В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных организациях происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональной компетенции руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития дошкольной организации, ее социальный статус.

     (Слайд 3) Что же такое профессиональная компетентность? В чем она проявляется?

Различные ученые трактуют ее по разному.
Виталий Александрович Сластёнин определял профессиональную компетентность как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности. Мурат Аширович Чошанов рассматривал компетентность в виде некой мобильности знаний, гибкости метода, критичности мышления, т.е. способности личности выбирать среди множества решений наиболее оптимальное. В работах других ученых компетентность рассматривается как непрерывное стремление к совершенствованию своих знаний и применению их в конкретных условиях, критичность, гибкость мышления, предполагающие способность осуществлять выбор наиболее оптимальных и эффективных решений.      Составляющими компонентами профессиональной компетентности могут быть общая и профессиональная  эрудированность, опыт профессиональной деятельности, степень развития критического мышления.

     (СЛАЙД 4) Таким образом, можно выделить следующие составляющие для определения профессиональной компетентности руководителя: поведенческие аспекты, индивидуальные характеристики, способности к определенной профессиональной деятельности, свойства личности, ценности.

 Среди этих составляющих явно просматриваются такие компоненты как личностный и технологический. Профессиональная компетентность руководителя, проявляющаяся в поведении, включает в себя такие характеристики, как навыки межличностного общения, стремление к лидерству, аналитические способности и ориентация на достижения. Таким образом, мы можем заметить, что личностно-творческий компонент управленческой культуры руководителя ДОО раскрывает управление образовательной организацией как творческий акт. Технологический компонент отражает уровень овладения способами управления, так как технология управления требует решения задач, связанных с умениями анализировать, прогнозировать, планировать, контролировать и корректировать образовательный процесс, для чего необходимы специальные знания.

     (СЛАЙД 5) Рассмотрим группы компетенций, которые предлагает кандидат экономических наук, Сухова Оксана Владимировна. Она  выделяет четыре группы компетенций, характеризующих руководителя ДОО:

  1. Личностная компетенция отражает уровень саморазвития руководителя (способность четко предъявлять требования, уметь разъяснять, помогать в трудных ситуациях, прислушиваться к мнению членов педагогического коллектива, уметь создавать позитивный настрой, оптимистичность, в деятельности воспитателей отмечать сначала позитивное, интересное; уметь убеждать, вести за собой, уважать педагогов за выполнение профессиональных обязанностей, создавать условия для личностного роста, тактично проявлять интерес к личной жизни, помогать в разрешении жизненных проблем, уметь принимать критику в свой адрес); 
  2. Социальная компетенция, отражает способности взаимодействия с социальными группами: воспитанниками, их родителями, педагогическим коллективом, руководителями разных уровней (способность эффективного взаимодействовать с учредителем, с подчиненными, способность формировать социально-психологический климат в коллективе,  управлять конфликтами, опыт взаимодействия с социальными группами внутри ДОО и за пределами, конкурентоспособность).
  3. Отраслевая компетенция включает систему знаний, умений, навыков в области дошкольной педагогики, необходимых для решения профессиональных задач в сфере именно дошкольного образования (способность проектировать образовательные программы, определять качественные показатели образовательного процесса, умение организации образовательного процесса, владеть навыками самостоятельного проведения научных исследований в области дошкольного образования, применять педагогические знания по дошкольной педагогике на практике, стремиться к внедрению инноваций;  способность к управлению административной и финансово-хозяйственной деятельностью, способность производить экономические расчеты, необходимые для функционирования дошкольной образовательной организации);
  4. Управленческая компетенция отражает систему умений решать управленческие задачи (способность выполнять функции руководителя: аналитическую, планово - прогностическую, контрольную,  способность формирования стратегии развития ДОО и ее реализация, обеспечение квалифицированными кадрами, управление информационными потоками, положительной динамики качества образования).

     В условиях меняющейся правовой среды деятельности дошкольных образовательных организаций на первый план выходят вопросы, связанные с управлением и управленческой компетенцией руководителя. Руководителю дошкольной образовательной организации в современной ситуации приходится решать ряд проблем, связанных в первую очередь с обеспечением качества дошкольного образования и формированием имиджа дошкольной образовательной организации на рынке. Эффективность решения этих проблем напрямую зависит от управленческой компетенции руководителя ДОО.

(СЛАЙД 6) Управленческие компетенции руководителя ДОО:

Инструментальные- способность к анализу и синтезу получаемой информации; владение устной и письменной речью; способность принимать управленческие решения по устранению проблем; развитые навыки работы в информационном пространстве; способность находить организационно- управленческие решения в нестандартных ситуациях; готовность нести ответственность за эти решения.

Межличностные- способность к самоанализу своей деятельности; развитые навыки межличностных отношений; способность работать в междисциплинарной команде.

Системные - способность к разработке и управлению проектами; стремление обеспечить качество образования; готовность к творческой деятельности и лидерству в управлении организацией

(СЛАЙД 7) Таким образом, управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях сложный процесс. В своей управленческой деятельности заведующий осуществляет много управленческих действий (распределение ресурсов, координацию субъектов управления, контроль качества деятельности, прогнозирование, планирование, анализ и другие). Для выполнения каждого вида управленческого действия необходима соответствующая компетенция, а их система и представляет собой профессиональную компетентность руководителя.

(СЛАЙД 8) Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональные компетенции руководителя – как условие успешного внедрения и реализации ФОП ДО

Слайд 2

… какими компетенциями должен обладать руководитель?

Слайд 3

Следует отметить, что не существует единого согласованного определения и перечня компетенций . Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами, обеспечивающими организации успех.

Слайд 4

«Компетенция – готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности» Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» … какими компетенциями должен обладать руководитель?

Слайд 5

Компетенции руководителя ДОО ( Сухова О.В.): Личностная компетенция Социальная компетенция Отраслевая компетенция Управленческая компетенция

Слайд 6

Управленческие компетенции руководителя Инструментальные Межличностные Системные

Слайд 7

Плохой руководитель знает, что надо сделать. А хороший показывает, как это сделать. Анатолий Луначарский

Слайд 8

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

В первые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт "Педагог", который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству обра...

Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие успешной реализации инновационного проекта

Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляют профессиональную компетентность субъекта деятельности, в нашем...

Семинар-практикум «Развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации ФГОС ДО»

Семинар-практикум "Развитие профессиональных компетенций педагога как условие  реализации  ФГОС ДО" будет способствовать повышению уровня профессионализма педагогв ДОО....

Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования

Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования В условиях интенсивных изменений, происходящих в систем...