Описание инновационной развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе "Б"
материал

Шивыткина Оксана Анатольевна

Описание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda.docx180.93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Описание

инновационной развивающей предметно – пространственной среды  

в  старшей группе «Б»

МБДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек» г. Макарова»

Воспитатель: Шивыткина Оксана Анатольевна  

Цель: Создание предметно - развивающей среды с использованием инновационных технологий для эффективного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Сформировать у детей под руководством взрослого  умение применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения;
  2. Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;
  3. Воспитывать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах детской деятельности.

Предметно-развивающая среда в нашей группе спроектирована с учетом ФГОС, ФОП  и  с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  Э. М. Дорофеевой (М.: Мозаика – Синтез, 2020). Она  строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности и выстроена с учетом принципов: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности  материалов, вариативности среды, доступности, безопасности.

Инновационные формы развивающей предметно – пространственной среды в группе

Таблица 1.

№ п/п

 Формы

Содержание, цель, назначение

1.

Технология «Лэпбук»

Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности, а для детей делает процесс познания интересным и увлекательным, позволяющим ответить в одном лэпбуке на конкретный интересующий его вопрос, через разные виды деятельности. Также, это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.  

Цель:   

Формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства.

Задачи:

1. Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.

2.   Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.

3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.

4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).

5.   Развивать общую моторику детей.

6.   Развивать поисково-исследовательские навыки детей.

7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.

2.

 Технология «Мини – лаборатория»

Одним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория направлена на развитие у детей познавательного интереса, инициативы в исследовательской деятельности, способствует формированию научного мировоззрения. Кроме того, наша лаборатория – это база для специфической игровой деятельности (работа здесь превращает детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).

Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности.

Задачи:

  1. Развивать у детей поисково-познавательную, интеллектуальную активность путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  2. Формировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
  3. Воспитывать у детей любовь к родному краю посредством включения регионального компонента в детское экспериментирование.

В мини-лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов. Материалы, с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.  Есть уголок природы. Где размещены комнатные растения и мини – огород. Уголок природы  позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений.

 

3.

Технология «Патриотический уголок»

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Цель: Создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.

Задачи:

  • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  • пробудить у юных граждан чувство любви к своему поселку, краю, стране уважение к традициям и обычаям;
  • воспитать уважительное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей);
  • формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
  • воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.

4.

Технология «Центр безопасности дорожного движения»

Вопрос безопасного поведения ребенка на улице очень актуален. Именно поэтому в каждой группе детского сада должен быть   Центр дорожной безопасности. 

Цель:   

 Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

1.    Формировать у детей соответствующие знания, элементарную дорожную грамотность.

2.    Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.

3.    Воспитывать - личность, способную проявлять  гуманные чувства: доброту, отзывчивость и сострадание, быть осторожными и осмотрительными.

* Насыщенность среды: 

- представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;

* Трансформируемость:

- игровой центр по безопасности и ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;

* Полифункциональность:

– разнообразные пособия, использование которых позволяет закреплять знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.

* Вариативность:

- разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала, способствующая закреплению правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.  

* Доступность:

-свободный доступ к игровым пособиям;

* Безопасность:

- соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.   

5.

 

 

6.

 Технология «Говорящая стена»

Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «Говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Технология «Говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стену в предметно-развивающей среде группы.

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям  в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи:

1. Создать атмосферу эмоционального комфорта;

2. Создать условия для творческого самовыражения;

3. Создать условия для проявления познавательной активности детей;

4. Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

Суть технологии «Говорящая стена» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал.

 «Говорящую стену» можно использовать, как элемент любой НОД, она помогает освоить режимные моменты, особенно в младших группах.

Образовательные возможности «Говорящей стены»: интерактивность, информационная доступность; возможность интеграции образовательных областей; облегченная трансформация учебного материала. Способ организации самостоятельной деятельности детей. Способ сенсорного развития. Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Описание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе...

Создание инновационной развивающей предметно-пространственной среды в « Игростудии».

Игростудия служит в качестве дополнительного развивающего и образовательного пространства, места для реализации программ социализации.В Игростудии одновременно выстраивают собственные индивидуальные о...

Создание инновационной развивающей предметно-пространственной среды в « Игростудии».

Игростудия служит в качестве дополнительного развивающего и образовательного пространства, места для реализации программ социализации.В Игростудии одновременно выстраивают собственные индивидуальные о...

Модель описания особенностей развивающей предметно-пространственной среды возрастных групп ДОУ

Модель группы, наличие специально оборудованного пространства для организации образовательного процесса и самостоятельной деятельности детей,...

Описание инновационной развивающей предметно - пространственной среды в группе раннего возраста "Б"

Описание инновационной развивающей  предметно - пространственной среды...

Описание инновационной развивающей предметно - пространственной среды во второй младшей группе "Б"

Описание инновационной развивающей  предметно - пространственной среды...

Описание инновационной развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста

Описание инновационной развивающей предметно – пространственной среды...