Доклад на августовском чтении
методическая разработка

Будкова Ольга Викторовна

«СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_chtenie_storiteyling_1.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование

«Детский сад №2 «Колокольчик» с. Троицкое.

Доклад

СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила воспитатель:

Будкова Ольга Викторовна

2023г

Добрый день уважаемые коллеги! Позвольте представиться: воспитатель первой категории Детского сада № 2 «Колокольчик» Будкова Ольга Викторовна

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется.

В процессе работы с детьми возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, нарушение звукопроизношения, словарный запас не соответствует возрасту.

Поэтому для углубленной работы мною была выбрана тема:

 СЛАЙД №1 СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сторителлинг–это искусство увлекательного рассказа.

Сторителлинг был разработан и успешно опробован на собственном опыте Дэвидом Армстронгом.

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». В русском языке есть понятие «сказительство», и сторителленг можно назвать его современным продолжением.

Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних корпоративных коммуникаций. В настоящее время данная техника активно используется и в образовании.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

Активный сторителлинг - в нём педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.

Выделяют несколько принципов хороших историй :

- простота;

- неожиданность;

- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам;

- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят)

СЛАЙД №2 (Цели и задачи вы можете посмотреть на слайде)

Цели:

Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формипования связной речи с использованием метода «сторителлинг».
  2. Развивать речь детей в игровой и учебной деятельности.
  3. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие речи дошкольников.

СЛАЙД №3 Моя практическая работа осуществляется по трём направлениям:

  1. Развивающая среда
  2. Дети
  3. Взрослые

СЛАЙД №4-6   Первое направление – формирование развивающей среды:

Создание речевого уголка в группе, включающего в себя: игровые и дидактические  материалы.: , - Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель», всё подбирается с учётом возраста детей.

СЛАЙД №7-9 Второе направление – это работа с детьми:

Я несколько сузила область применения этой техники и адаптировала её для своих детей, решила использовать на практике игру «Кубики историй».

С воспитанниками изготовили наборы кубиков историй следующих типов :

- набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои, на третьем - погодные явления и др.);

- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий;

- тематические кубики (например, по темам «Игрушки»«Осень»«Сказки» и т. д.).

В игре могут приминать участие разное количество детей – от одного до девяти или двенадцати (по количеству кубиков). Для начала, чтобы детям было проще включиться, истории можно рассказывать совместно – начинает ребенок, продолжает воспитатель. Это позволяет корректировать сюжет. Сначала рассказ может включать 1-2 предложения, а затем постепенно увеличиваться.

Игра для одного ребенка предполагает, что надо бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Ребёнок рассказывает историю, опираясь на кубики.

Игра для трёх детей предполагает такое же деление кубиков, но в этом случае один ребёнок с опорой на первые 3 кубика начинает рассказывать, а остальные продолжают.

Если игроков больше трёх – кубики бросают по очереди и продолжают друг за другом историю.

Таким образом, «Кубики историй» помогают формировать передачу опыта.

Проведение игры.

При составлении рассказа, надо опираться на определенную структуру.

Начало истории – каждая история должна начинаться с призыва к действию. Надо вспомнить. Как начинаются сказки:

- Давным-давно…

- Жили – были…

-  Садитесь поближе я вам расскажу…

-  В некотором царстве, в некотором государстве…

В середине истории- раскрывается основной сюжет – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.

В конце рассказа развязка – герой решает свои проблемы. Рассказывается, каким он стал? Как изменился? Чему история научила нас?

Для использования сторителлинга в образовательной деятельности следует опираться на следующие моменты:

Рассказ должен быть таким, чтобы детям было интересно. Это во многом зависит от умения педагога рассказывать, перевоплощаться.

История должна быть живучей, она должны быть эмоциональна и устойчива.

История должна быть убедительно и правдива, а педагог должен верить в правдоподобность развязки.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала им сложно было придумать развитие событий, хотя была опора на кубики, я упрощала задачу, т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, поэтому мы начали с составления историй по очереди.  Дети довольно быстро учатся. Уже после нескольких игр они могли составлять небольшие истории, понимая, как связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать свою историю.

Чем больше я применяю эту технологию, тем больше она меня захватывала. Сейчас дети могут придумывать истории в любом месте и в любое время. Могут сами выбрать главного героя, мы договариваемся, о чем будет история. Во время этого процесса проходит воспитание качеств личности - общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим.

Технику сторителлинг я применяю как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

СЛАЙД № 10-13 Третье направление – взрослые:

  1. Проведено родительское собрание на тему «СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
  2. Консультация для родителей: «Сторителлинг - искусство увлекательного рассказа»
  3. Мастер класс на тему: «Изготовление и использование «Кубиков историй в работе с детьми».

Родители заинтересовались данной техникой и  изготовили свои «Кубики историй». И теперь эта замечательная игра помогает провести вечернее время в кругу семьи полезно и очень увлекательно.

Очень важно заинтересовать родителей перспективами развития речи детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

         

Технология «сторителлинг» способствовала обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти наших детей. Каждый ребенок научился рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта, наделяя героев своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочиняя, дети «проживали» истории, приобретая способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Застенчивые дети раскрепощались, робкие становились смелыми, молчаливые - разговорчивыми. У детей повышалось настроение, потому что сочинять истории — это не только полезно, но еще и очень увлекательно!

 Выбранная мною тема актуальна и интересна для детей нашей группы. В дальнейшем на следующий новый учебный год продолжу работу по выбранной теме.    

 Спасибо за внимание, творческих вам успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»

В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже  более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...

Доклад для Августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Доклад для городского августовского педагогического совета - 2017г. «Организация (развитие) новой образовательной среды для повышения качества дошкольного образования в соответствии с требования...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Доклад к августовской учительской конференции 2017 года.

Тема доклада "Методические особенности эмоционального развития младших дошкольников средствами малых форм фольклорного жанра"....

Доклад к августовской конференции по теме "Роль информационно-коммуникативных технологий в создании современной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Особое значение  внедрения в учебный процесс средств ИКТ имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе,  и детей - инвалидов. Состояние здоровья детей с о...

Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» - Доклад на августовской конференции - Из опыта работы

В докладе рассказывается осоздании речвой среды в группах дошкольного образования из опыта работы.    Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом»...