Выступление «Прогрессивное воздействие предметно-развивающей среды на личность ребенка»
материал

Михайлова Ирина Анатольевна

Одним из определяющих факторов воспитания и развития детей является предметно – развивающая среда. Проблемно – насыщенная, открытая к изменениям предметно – развивающая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Ирина Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка»

Урмарского района

Чувашской Республики

Выступление «Прогрессивное воздействие предметно-развивающей среды

на личность ребенка»

Период от рождения до школы является наиболее важным в становлении личности и сензитивным к педагогическим воздействиям.

         В дошкольные годы ребенок овладевает социально – культурными ценностями величайшей значимости, культурой человеческого мышления, общения, речью. В эти годы жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного и эстетического развития, и поэтому детство следует рассматривать как стартовый период разностороннего развития человека.

         В этот период маленький человек активно познает окружающий мир.

         Одним из определяющих факторов воспитания и развития детей является предметно – развивающая среда. Проблемно – насыщенная, открытая к изменениям предметно – развивающая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе.

При построении предметно – развивающей среды в ДОУ учитывались следующие моменты:

  • создание общего энергетического поля, начиная с первого «Здравствуйте, я пришел», «Я есть» и,  заканчивая положением воспитанника и воспитателя относительно друг друга,
  • создание условий для творческого духовного развития и возможностей черпать из организованной среды информацию необходимую для постановки задач той или иной деятельности,
  • соответствие предметно – развивающей среды возможностям ребенка при переходе к следующему этапу развития,
  • обогащение среды природными, социокультурными средствами для успешной образовательной деятельности,
  • создание функционального комфорта, т.е. оптимального состояния ребенка в процессе активной деятельности, проявляющегося в положительных эмоциях.

Все группы в ДОУ оформлены просто, но в определенном стиле, в специально подобранной цветовой гамме. Каждая вещь находится на том месте, где и должна находиться, а детям и взрослым в групповом помещении комфортно и интересно.

В группе дошкольникам предоставляется возможность не только действовать самостоятельно (творить, фантазировать, экспериментировать), находиться в постоянном поиске необыкновенного в обыкновенном, изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого дня, разнообразия деятельности, успешно выполненного задания.

При создании предметно – развивающей среды педагоги учитывали, что ее прогрессивное воздействие на личность ребенка заключается в востребованности детского опыта, приобретенного в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Для организации творческой деятельности детей на основе предметно –развивающей среды учитывался ряд факторов, влияющих на формирование базисных психических процессов и побуждающих детей к творчеству:

  • формирование среды соответствующими возрасту ребенка средствами с небольшим повышением степени их сложности,
  • создание модели, свободной от ограничений предметно – развивающей игровой среды, полностью подвластной ребенку,
  • отсутствие загромождения «лишними» предметами, сочетание проблемных и консервативных компонентов, разнообразие игрушек, игрового оборудования, предметов – заместителей,
  • включение элементов новизны, которая всегда привлекает детей и достигается сменой обстановки или функционально закладывается на этапе построения среды,
  • формирование чувства цвета, формы, композиции, ритма.

Основными компонентами предметно – развивающей среды в группах являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное  эмоциональное состояние. Данные центры служат основой реализации программного содержания всей воспитательно – образовательной работы с детьми.

Содержание центров развития детей. 

Центр игры и игрушек представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку и моделирующими пространство. В младшем возрасте – это крупная игрушечная мебель, соразмерная детям и большим куклам, в старшем – уголок «Барби».

Особое внимание дошкольников привлекают разнообразные конструкторы, деревянные строительные наборы, крупные набивные модули. С их помощью дети по желанию вносят изменения в предметно – развивающую среду группы.

Центр детского творчества позволяет дошкольникам проявлять активность в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструировании. Здесь детям доступны все материалы, которые позволяют изображать желаемое и побуждают к созданию образов сказочных персонажей.

Изобразительная деятельность детей в свободное время и беседы об искусстве сочетаются с театрализованными играми и сопровождаются музыкой. В группах и родительских уголках оформляются выставки детских работ.

Выбор изобразительного материала оказывает влияние на создание более выразительного образа в рисовании, лепке, аппликации.

Любимым местом в центре детского творчества для дошкольников является костюмерная с множеством костюмов для ряжения, шляпами, масками и уголок музыкальных инструментов.

Кроме того, в группах созданы мини музеи с предметами народного декоративно - прикладного искусства Нижегородского края.

Центр познавательно – исследовательской деятельности представлен различными дидактическими играми и пособиями на развитие сенсорики, формирование

элементарных математических представлений, развитие мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук.

Развитие творческой личности тесно связано с возможностями детского экспериментирования. Если творчество – это процесс создания нового, то экспериментирование – творческий поиск, направленный на изучение свойств материалов и предметов. Уже с младшего возраста воспитанники «разгадывают» загадки Вселенной. Большое поле для исследований  открывает оборудование для игр с песком и водой. Воспитатель создает специальные ситуации, которые помогают детям изучать свойства песка, глины, воды, воздуха. Здесь имеют место: лупа, воронки, мерные стаканчики, лейки, что делают процесс экспериментирования еще более увлекательным, предоставляя возможность действовать самостоятельно.

Структурными компонентами центра являются растения, сезонные растительные объекты, календари, простейшие приборы и приспособления. Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда, проведение наблюдений. Для экспериментирования предусмотрена специальная форма: халатики, фартучки, шапочки, салфетки, полотенца. Часть объектов размещена на дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно – символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности).

Рациональное размещение физкультурного оборудования, его разнообразие  в центре двигательной активности создает благоприятные условия для развертывания двигательной деятельности детей. Гармоничность сочетания разнообразных форм цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно – игровой среды групп вызывает у дошкольников положительные эмоции.

Центр речевой деятельности оборудован библиотекой, в которой представлены все жанры литературы, здесь же периодически оформляются выставки детской литературы того или иного писателя, выставки детских работ по его произведениям. В центре представлен игровой и иллюстративный материал на развитие всех сторон речи: расширение и обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, звуковой и связной речи.

В созданной предметно – развивающей среде воспитанники ДОУ начинают понимать свою роль и место среди сверстников, в обществе, поэтому в  среде присутствует много дидактических игр и игровых пособий, направленных на развитие социальных навыков детей, усвоение социальных норм и правил.

Дети активно участвуют в изменении и обогащении среды, развивают базисные личностные характеристики.

В свою очередь педагоги имеют возможность занять разные позиции:

  • «воспитатель – экспериментатор» - вместе с детьми изменяет среду, вносит новизну, дополняет в соответствии с запросами, потребностями ребенка,
  • «воспитатель – тьютор» - выступает как советчик, помощник, соучастник,
  • «воспитатель – конструктор» - образовательного процесса – организует новые поведенческие ситуации,
  • «воспитатель- тренер» - побуждает детей к выполнению неоднократных действий в разных видах деятельности.

Кроме того, в созданной предметно – развивающей среде педагоги организуют деятельность воспитанников на основе доверия, партнерства, свободы выбора, эмоциональной насыщенности и психологической защищенности. Мотивируют детей к посильному участию в изменении предметно – развивающей среды, овладевают системой упражнений (ситуаций) для эффективного погружения дошкольников в деятельность различных центров.

Таким образом, создание предметно – развивающей среды способствует закреплению знаний детей, полученных в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментирования, дает возможность воспитателю осуществлять личностно – ориентированный подход, а также способствует раскрытию творческого потенциала педагогов и детей, формированию умений творчески и оригинально мыслить, решать творческие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Проект индивидуализации предметно-развивающей среды в ДОУ»

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. ...

Предметно-развивающая среда творческой личности

Сообщение к презентации на тему:Предметно-развивающая среда творческой личности....

Воздействие телевидения на развитие личности ребенка

Воздействие телевидения на развитие личности ребенка...

Организация игры и ее воздействие на гармоничное развитие личности ребенка

Период бодрствования детей в дошкольном учреждении складывается из многообразной деятельности:1. организованные учебные занятия,2. труд,3. развлечения,4. самостоятельная и целенаправленная двигательна...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

Выступление «Прогрессивное воздействие предметно-развивающей среды на личность ребенка»

Одним из определяющих факторов воспитания и развития детей является предметно – развивающая среда. Проблемно – насыщенная, открытая к изменениям предметно – развивающая среда помогае...