"Виды и формы наставничества в ДОУ"
материал

Деткова Любовь Геннадьевна

В материале опубликован опыт работы по теме "Наставничество в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы 17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

«Формы и виды наставничества в ДОУ»

Молодые специалисты являются ценным кадровым ресурсом, способным  привнести в  процесс деятельности дошкольных организаций новые  идеи и оригинальные решения.    К тому же у них отсутствуют привычные стереотипы в работе. Но, прежде, чем применить свои  идеи на практике или даже оформить их в теории, малоопытный педагог начинает процесс профессионального становления.

Данный процесс осложнен тем, что  профессиональная адаптация  проходит в  максимально сжатые сроки, текущая работа и требования результатов не способствуют  облегчению этого периода.  Если не вмешиваться в этот процесс, не оказывать помощь и не поддержать начинающего педагога, велик риск потерять будущего профессионала, т.к. может произойти   моментальное выгорание, что приведет к деформированному типу педагога.

Наставничество в дошкольном учреждении- это передача педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приѐмы под непосредственным руководством наставника. Суть наставничества заключается  в передаче  личного опыта профессиональной деятельности  для  ускорения адаптации  малоопытного педагога к профессиональной деятельности, оказание ему помощи и поддержки.

         В нашем учреждении создана отработанная годами практика наставничества.

В первую очередь –это индивидуальное сопровождение молодых педагогов, которое заключается в флэш-наставничестве, т.е. быстром реагировании на сложившуюся ситуацию или ответ на возникший вопрос более опытным педагогом или педагогами.  Чаще всего это вопросы о сложившихся взаимоотношениях с воспитанниками или родителями, каких- либо моментах в повседневной жизни группы.  

Система «Педагог-педагог»  или теневое наставничество -  сопровождение начинающего специалиста закрепленным за ним педагогом со стажем. Сопровождение заключается в теоретической и практической помощи.  Здесь действует формула:

- Расскажи;

- Покажи;

-Сделай вместе;

- Дай сделать самостоятельно;

- Оцени и разбери.

Данная формула является эффективной  при обучении проведения занятий, режимных моментов,  оформления конспектов  занятий и мероприятий. К проводимым формам  такого типа наставничества относятся взаимопосещения  занятий  педагога и наставника, мастер-класс, практикум. Наставник оценивает уровень профессиональной компетенции молодого специалиста, разрабатывает  тактику дальнейшей работы.

Коллективное наставничество – посещения занятий коллег, родительских собраний, участие в обсуждении этих мероприятий.  Привлечение молодых специалистов к работе в творческих и проблемных группах, что дает не только новые знания, но и повышает самооценку.

В нашем саду начинающие педагоги не просто участвуют в обсуждении предстоящих мероприятий: семинаров, конкурсов, но и   активно участвуют в них.

          Стоит отметить, что наши молодые педагоги традиционно участвуют в  муниципальном этапе профессионального конкурса «Воспитатель года»  в номинации «Дебют года» и занимают первые места. Отдельно хочется сказать про конкурс прошлого года «Воспитатель 2023», где наш педагог со стажем  чуть превышающем три года, получил это звание, вступив в соревнование с педагогами –стажистами.

Привлечение к участию в различных конкурсах-еще один вид наставничества  в нашем учреждении. Малоопытных педагогов сопровождают от начала и до конца конкурса, оказывая помощь в определении формата выступления, оформления методических материалов, применения педагогических приемов и методов, учитывая индивидуальные возможности педагога.

В учреждении действует методическое объединение «Школа молодого и малоопытного педагога», в формате которой проводится вся основная работа по повышению профессиональных умений и компетенций малоопытных специалистов. В рамках ШМП проводятся: консультирование, игровые тренинги, образовательные игры, мастер-классы, круглые столы. Особенность организации рабочего процесса школы является взаимообучение сотрудников, т.е. педагоги делятся между собой своими теоретическими знаниями и практическими навыками.

Данная модель организации работы школы позволяет проявить творческие возможности педагогов, расширить их умения, повысить самооценку. Совместная подготовка к конкурсам, выступлениям или праздничным мероприятиям дает ощутимый результат в повышении профессиональных компетенций. Участники ШМП являются победителями  и финалистами многих муниципальных и региональных конкурсов. Также  активно делятся своим опытом на семинарах.

Такой вид наставничества, как реверсивное, появился в нашем детском саду сравнительно недавно. Его появление стало необходимостью в связи с  активным внедрением в педагогический процесс информационных интернет-технологий. Педагоги старшего поколения не всегда успевают отслеживать инновации в этом направлении, и в виду возраста испытывают затруднения в освоении новых навыков. В этой ситуации более молодой педагог является наставником в данной конкретной области для педагога с опытом. Следует отметить, что данный вид наставничества не односторонний, белее опытный педагог также делится своими знаниями.

Тверк-наставничество также широко применяется в нашем ДОУ через группы «Методическая копилка», «Школа молодого педагога» в социальной сети «В контакте». Контент этих групп охватывает всех педагогов учреждения, что дает быструю возможность ответить на какой-либо вопрос или даже устроить обсуждение. Информативная помощь заключается в предоставлении консультаций, памяток, а также кратких советов, таких, как «Структура занятия», «Утренний прием детей», «Протокол родительского собрания» и множества других вопросов, ответы на которых для опытных педагогов не составляют труда, а для молодых специалистов являются реальной помощью в повседневном воспитательном-образовательном процессе.

Реализуемая наставническая работа, проводимая в нашем детском саду доказала свою эффективность. Поступающие на работу молодые педагоги в  своем большинстве остаются продолжать  профессиональную деятельность, спустя совсем короткий промежуток уже сами оказывают методическую и практическую  помощь вновь приходящим специалистам. В нашем коллективе более 60 % сотрудников имеют высшую квалификационную категорию, молодые педагоги имеют возможность и наработанные материалы для получения первой категории спустя короткое время после присвоения им соответствия занимаемой должности.  Победы малоопытных специалистов в профессиональных конкурсах также показывают высокий уровень работы по оказанию адаптационной и обучающей помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Партнерские взаимоотношения как форма наставничества в ДОУ"

Наставничество – это не дань моде и не инновация. Издревле так повелось, что молодые подмастерья приобретали практические навыки, работая рядом с мастерами....

Консультация для воспитателей "Формы наставничества"

Консультация для воспитателей "Формы наставничества"...

Статья " Формы наставничества, реализуемые в современной дошкольной образовательной организации"

В статье рассматриваются формы наставничества  в дошкольной организации, которые способствуют профессиональному развитию молодых специалистов, а также обеспечивают преемственность поколений и пом...

Тренд-сессия как эффективная форма наставничества в рамках взаимодействия «работодатель-студент колледжа»

Адаптация начинающих педагогов и студентов старших курсов педагогических вузов и колледжей является одной из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования.  Решить данную пробле...

Семейный клуб как форма наставничества в ДОУ

         Сегодня стала очевидна необходимость грамотного и компетентного родителя, способного в реалиях с современными требованиями, вырастить и развивать ребенка. Поэт...