Самообразование
учебно-методический материал (старшая группа)

Рагимова Каинат Магомедагаевна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_po_samoobrazovaniyu_1111111111111111.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад комбинированного вида №14 «Берёзка»

( МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)

Стаж работы 10 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад комбинированного вида №14 «Берёзка»

( МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)

                 

 «Формирование патриотических чувств у дошкольников»

                                                     Пояснительная записка

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства любви к Родине у него проявляются в чувстве восхищения Родиной и к родному краю

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.

Воспитывая у детей любовь к родным, к природе к прошлому  истории своего Отечества. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию, встала задача, как, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

Актуальность

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает "расти" будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому, на мой взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.

В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  2. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  3.  Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  4.  Знакомить с государственной символикой России;
  5.  Расширять представления о городах и регионах России;
  6. Формировать чувство ответственности и гордости за достижения нашей страны;
  7. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
  8. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

План работы на 2022 – 2023 год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
  2. Князева О.Л., Миханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическая пособие. – 2-е изд.,перераб. И доп. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.
  3.  Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
  4. Комратова, М.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2007.
  5. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//Авт. – сост. Натарова В.Н. и др. – Воронеж: тТЦ «Учитель», 2005.
  6. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  7.  Ривина, Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособие для педагогов и родителей: для работы с детьми 2 – лет/ Е.К.Ривина.-М.:Мозаика-Синтез,2008.

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Стенд «Моя Родина – Россия».


Картотека игр.

Октябрь

Ознакомление с символикой России,

родного города, области.

Оформление стенда

Фото-альбом

Ноябрь

 « Достопримечательности города Ханты-Мансийска»

Выставка работ

детского творчества.

Декабрь

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Презентации о Пасхе, Колядки, Рождество,

Масленница

Январь

Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)

Посещение комнаты – музея «Русская изба» в учреждении.

Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

 «Хороводные игры наших бабушек».

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность «День России».

Оформление стенда коллажом «День защитника Отечества».

Открытки детей, заучивание стихов, рисование посвящённый Дню защитника Отечества.

Март

Беседа «Моя мама – лучшая на свете».

Видео-открытка поздравительная

Презентация : «Наши мамы, когда то были маленькими, как мы»

Апрель

Беседа на тему «Космос».

Спортивная гимнастика  «Будущие космонавты».

Выставка работ детского творчества « Таинственный Космос

Май

Экскурсия к мемориалу с родителями и детьми В Парк Победы

приуроченная ко Дню Победы. (совместно с родителями)

НОД, посвящённый Дню Победы.

Заучивание стихов о ВОВ.

Фотоматериал Бесмертный полк глазами детей посвященный Дню Победы».

Лепбук «ВОВ»

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Информация для родительского уголка.

Сентябрь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Фотовыставка «Достопримечательности  города Ханты-Мансийска

Октябрь

Консультация «Воспитание

маленького гражданина».

Информация для родительского уголка. « Конвенция о правах ребёнка в картинках»

Взаимодействие с родителями

Ноябрь

Оформление альбома «История нашего города».

Альбом «История нашего города».

Февраль

Изготовление кормушек для птиц.

Фотоотчет «Покорми птиц зимой».

Март

Консультация для родителей в виде стенгазеты.

Стенгазета «Интересные факты о птицах».

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Озеленение территории учреждения. Акция «Берегиня».

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Изготовление макета

« Переход Суворова через Альпы»

Информация для родительского уголка.


Участие в методической работе детского сада

Март

Защита проекта «А В Суворов -чудо богатырь»

НОД по Истокам «Мастера и рукодельницы на Руси».

Апрель

Участие в педагогическом совете ДОУ «Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе».

Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Этапы работы по теме самообразования

1.2023 г.  Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе);

2 2023 . Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

  Ожидаемый результат.

Развитие интегративных качеств, соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе»:

Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

Место проживания: город, область; предприятия в Ханты-Мансийске и их значимость; символику Ханты-Мансийска, достопримечательности

Уважать свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);

Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

Название планеты, на которой мы живем.

       

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...