Тренинг «Искусство сотрудничества с семьями воспитанников».
методическая разработка

Сластихина Ирина Юрьевна

Новый стандарт направлен на гарантированность качественного дошкольного образования каждому ребёнку. ФГОС нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. В материале раскрыты на взгляд автора успешные формы, для раскрытия цели ФГОС. Обозначена важное направление в работе ДОУ и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект методического мероприятия

для педагогов детских дошкольных учреждений

Тренинг «Искусство сотрудничества с семьями воспитанников»

Подготовила: старший воспитатель

Сластихина И.Ю.

Озёрск

2023

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия педагога и родителя.

Задачи:

1. Поупражнять педагогов в способах установления доверительных отношений с родителями воспитанников.

2. Активизировать педагогическое мышление, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

Девиз данного мероприятия

«Сложно изменить мир, но если

ты хочешь этого - начни меняться сам».

(Древняя мудрость)

Новый стандарт направлен на гарантированность качественного дошкольного образования каждому ребёнку. ФГОС нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха.

Каждый из педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство - эти слова педагога Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного учреждения и семьи.

Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умений найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье.

Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.

И от того, насколько правильно мы сможем понять друг друга, принять, согласовать свои действия, зависит эмоциональное благополучие ребенка в семье и детском саду.

I. Теоретическая часть

Рассмотрим формы работы по успешному взаимодействию с семьями воспитанников в нашем ДОУ:

  • общие и групповые родительские собрания
  • консультации
  • занятия с участием родителей
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • работа с родительским комитетом группы
  • беседы с детьми и родителями

Так же можно добавить ставшие традиционными формами, и которые выбрали родители, согласно опросам и анкетированием:

  • тренинги с привлечением узких специалистов
  • совместные спортивные и музыкальные досуги

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Актуальна проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:

Родитель + Ребенок + Педагог = СОТРУДНИЧЕСТВО

На примере ДОУ. Как вы думаете, что такое для нас сотрудничество? (ответы педагогов) Это - доверительное общение, союз двух заинтересованных сторон, умение установить контакт. Соответственно к коммуникативной сфере личности педагога возрастают требования, возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе, необходимость внедрения в практику работы новых методов и форм активизации родителей.

Актуальность в нашем учреждении. По итогам тематической проверки (мониторинг анкет родителей). 70% родителей наиболее удобной формой получения информации считают - индивидуальные беседы. Родители хотят тесного, живого контакта с педагогами группы, настроены на общение. Упражнения, которые сегодня будут вам предложены, направлены именно на раскрытие золотых правил общения.

II. Практическая часть.

Мы все вместе стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными помощниками для нас с вами.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов». Самые универсальные – это:

*улыбка

*имя собеседника

*комплимент, интонация

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

Я предлагаю Вам упражнение «Назови меня правильно».

Цель: отработка техники запоминания имён (постараться повторить имя собеседника в самые первые секунды встречи).

Материалы: карточки с именами и отчествами.

Сейчас каждый из вас возьмет себе карточку, где написано имя и отчество. Затем все участники по кругу, начиная с меня, спрашивают своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как Вас зовут?». Тот произносит имя на карточке. В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторив услышанное имя собеседника. Например, очень приятно с вами познакомится (И.О.), какое у Вас красивое имя (И.О.). Итак, по кругу.

«Шушаника Минична»

«Валентинична Леонидечна»

«Валентинична Маринична»

«Иванника Всеволодечна»

«Заришаника Шинична»

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

При этом не следует «сверлить» собеседника взглядом. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти «общее я». Например, «Я сам такой же, у меня, то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Я предлагаю Вам упражнение «Выбери фразу».

Материал: бланк с перечнем фраз.

Инструкция: воспитателям предлагается переправить фразы по принципу «общее я».

«Вы хотите…»,

«Вы, наверное, об этом уже слышали…»,

«Знаю это Вам интересно…»,

«Думается, ваша проблема заключается в том, что…»,

«Ваш ребёнок не понимает…»

Огромную роль в межличностном общении играет интонация.

Я предлагаю Вам упражнение «Тренируем интонацию».

Цель: осознание интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Материал: карточки с перечнем оттенков фраз.

Инструкция: произнести фразы с оттенками, упрека, безразличия, требовательности, доброжелательности.

*Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

*Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.

Какой оттенок для легче воспроизводился, какой труднее? Скажите, пожалуйста, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями и воспитателями?

И в заключении я предлагаю тест, который поможет оценить уровень коммуникабельности Вас с родителями.

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Материал: листы, ключ к тесту.

Инструкция: предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".

1. вам предстоит личная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: да - 2 очка, иногда - 1 очко, нет - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете, грубы, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Заключение. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом. Продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

(предложить заполнить отзыв рефлексию мероприятия).

Список литературы:

1.Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287/(ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 06.01.2023

2.Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.

3. Антонова, Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей / Г. Антонова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 2. — С. 66—70.

Приложение 1

Памятка для педагогов «Правила по формированию умения располагать к себе людей»

1. Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.

2. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.

3. Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т. д.) .

4. Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.

5. Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.

6. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.

7. Начинайте с искреннего признания достоинства человека.

8. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

9. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

10. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

11. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

12. Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.

13. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые Вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым Вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

14. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что Вы хотите.

15. Спора лучше избегать, но уж если Вы в него вовлечены, то придерживайтесь определенных правил:

– не прибегайте к силовому нажиму;

– не переходите, если нет деловых доводов, наличные;

– сохраняйте деловой и доброжелательный тон;

– внимательно слушайте и анализируйте все доводы партнера (слушайте, а не делайте вид, что слушаете);

– забудьте личные предубеждения против партнера;

– не спешите с заключениями и обобщениями;

– проявляйте уважение к личности партнера;

– если Вы неправы, признайте это сразу и чистосердечно;

– с самого начала покажите свое дружеское отношение;

– ставьте вопросы так, чтобы Ваш собеседник с самого начала был вынужден отвечать «да», «да»;

– пусть Ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему;

– честно попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого;

– проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей;

– взывайте к благородным побуждениям;

– придайте своим идеям наглядность, инсценируйте их; – бросайте вызов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к сотрудничеству с семьями воспитанников

Новое время требует  и новых подходов, и новых технологий для воспитания и образования наших детей.Поэтому перед педагогическими коллективами, которыми я руководила, в качестве приоритетных напра...

Новые подходы к сотрудничеству с семьями воспитанников

Материал, представленный в этом разделе моего портфолио, как и многие другие на тему: "Сотрудничество с семьями воспитанников" был составлен по результатам э кспериментальной работы, проводимой педаго...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Искусство сотрудничества с семьей".

Общение педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных учреждений.Перед нами стоит  задача сделать родителей соучастника...

Деловая игра "Искусство сотрудничества с семьями воспитанников"

Педагогический совет в форме деловой игры по теме: "Искусство сотрудничества с семьями воспитанников"...

РМО руководителей ДОО «Организация работы с семьей в ДОУ на современном этапе образования». Выступление «Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в современных условиях» 03.03.2022 г.

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.В ...

Проект по сотрудничеству с семьями воспитанников "Вместе мы одна семья"

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.  Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так как семейное воспитание претерп...