Семинар "Специфика организации летней развивающей предметно-пространственной среды"
учебно-методический материал

Жипан Юлия Вячеславовна

Специфика организации летней развивающей предметно-пространственной среды.

             Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

          Летом с детьми занимаются не в помещениях, а на воздухе, где так много интересного и неопознанного. Внимание дошкольников рассредоточено, они больше отвлекаются, поэтому необходимо всячески разнообразить их деятельность.

         Лето — время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и интеллектуально. Необходимо только помогать им.

         Педагоги стоят перед проблемой: как интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь полезными практическими занятиями. Решая эту проблему, каждое дошкольное учреждение при составлении календарного плана учитывает развивающую предметную среду, окружающий микросоциум, возраст детей, педагогический состав, основное направление летней оздоровительной кампании (экологическое, физкультурное, художественно- эстетическое).

 

Каким же образом должна быть организована работа ДОУ, чтобы учесть «особые» условия летнего периода?

 

         В первую очередь необходимо особое внимание обратить на развивающую предметную среду. Развивающая предметная среда – это  система материальных объектов, функционально моде­лирующих содержание физического, познавательного, речевого, творческого, экологического и т.д. развития детей.

       Построение развивающей среды на летнем участке осно­вывается на тех же самых принципах, что и в группе, и предполага­ет целенаправленную работу по её использованию для развития у детей интеллектуально-творческих способностей, физического и психического здоровья.

      Развивающая среда на участке детского сада в летний пе­риод строится по трем направлениям: для детей, воспитателей и родителей.

         Выделяются несколько принципов построения и использо­вания развивающей среды на участках детского сада летом.

         В первую очередь, развивающая среда обязательно долж­на учитывать такие базовые педагогические принципы, как:

1. Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья (прочность построек, гибкость материалов, возможность их обработки, от­сутствие колющих, режущих элементов и т.д.);

2. Принцип доступности, т.е. предметы развивающей среды долж­ны быть доступны детям для активного пользования;

3. Принципы всестороннего развития, т.е. среда должна гармони­зировать личность ребенка, способствовать его эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологи­ческому воспитанию и развитию;

4. Принцип системности, т.е. развивающая среда должна способс­твовать формированию системных представлений о предметном, природном, социальном мире;

5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;

6. Принцип вариативности (полифункциональности), – который за­ключается в разнообразии вариантов использования предметов развивающей среды участков, площадок, уголков и всей террито­рии детского сада.

 

       Содержание компонентов предметной развивающей сре­ды детского участка в летний период опирается на деятельно-воз­растной подход.

К существенным требованиям организации предметно-развивающей среды летнего участка относятся:

- обеспечение соотносительности составных элементов развива­ющей среды с макро- и микропространством деятельности ребен­ка на территории детского сада;

- отсутствие чрезмерной цветовой перегрузки в оформлении тер­ритории детских площадок;

- отсутствие перенасыщенности пространственной среды объ­ектами, не стимулирующими физическое развитие, мышление и воображение ребенка: использование в создании среды преиму­щественно простых по степени сложности объектов, которые бы не мешали активности детей, а способствовали их развитию, при­влечению их внимания на объекты живой и неживой природы.

 

    Создание педагогически целесообразных условий для разнообразной игровой деятельности является одной из первостепенных задач в организации на участке благоприятного психологического микроклимата, соответствующего потребностям и интересам дошкольников.

        Главное, выстраивать игровую деятельность так, чтобы интересно и весело было всем детям в группе. При создании условий следует соблюдать три основных требования:

        1.Педагогически правильное и целесообразное размещение игровых зон. Распределение игровых зон должно быть таким, чтобы в итоге были созданы благоприятные условия для игр детей всех возрастных подгрупп в отдельности и для совместных игр детей в целом. Важно, чтобы каждая игровая зона располагала достаточной площадью для определенного вида игр, была удобна и доступна для игр детей всех возрастных подгрупп, привлекала своим оформлением.

      2. Наличие полифункционального, трансформируемого и вариативного игрового оборудования. Оборудование, обладающее такими свойствами, позволит максимально его разнообразить, рационально использовать небольшую по размеру игровую площадку.

      3. Учет своеобразия игровой деятельности каждой возрастной подгруппы, включенной в состав разновозрастной группы.

В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:

  • полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях; 
  • продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;
  • закреплению умений и знаний в познавательном и эстетическом развитии.

 

       В развивающей среде групповых участков в летний период должны находить отражение такие базовые компоненты учебной, развивающей, коррекционной деятельности как:

1. Физкультурно-оздоровительная работа;

2. Изобразительная деятельность;

3. Игры с песком и водой.

4. Театрализованная деятельность.

5. Природный уголок, экологическая тропа

6. Трудовая деятельность (в частности труд в природе – на огоро­де и в цветнике)

      Базовые компоненты развивающей среды участка в лет­ний период должны быть объединены в четыре больших блока центров детской деятельности в соответствии с основными на­правлениями работы с детьми. На участках взрослыми должны быть созданы условия для познавательной, двигательной, игро­вой, хозяйственно-бытовой и трудовой, художественно-эстетичес­кой деятельности. Каждый из видов деятельности включает свои компоненты предметно-развивающей среды.

Так, в блок познавательной деятельности входят:

- речевой центр,

- математический центр,

- экологический центр,

- познавательный центр,

- конструктивно-моделирующий (сенсорный) центр.

Блок двигательной деятельности включает:

- на участке - центр физкультуры, уголок здоровья;

- на территории ДОУ - спортивная площадка, тропа здоровья;

В блок игровой деятельности входят:

- центр сюжетно-ролевой игры,

- уголок настольно-печатных игр,

- уголок игр в шахматы, шашки.

Блок художественно-эстетической деятельности составляют:

-центр изодеятельности,

-музыкально-театрализованный центр;

Блок трудовой деятельности включает:

- оборудование для труда на участке и огороде.

      Руководители, старшие воспитатели, воспитатели должны продумать размещение игровых зон на участке.

       Поскольку содержание развивающей среды должно быть ориентировано не только на детей, но и на педагогов и родителей, то в педагогическом кабинете и на участках групп должна быть подборка учебно-методического материала для воспитателей и родителей. Он включает в себя:

- консультации;

- дидактические пособия;

- перечень игрового и развивающего материала;

- литература по тематике;

- материалы обобщенного опыта;

- видеозаписи с различными педагогическими событиями, проис­ходившими в ДОУ;

- сценарии праздников, походов, спортивных соревнований и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика организации летней развивающей предметно-пространственной среды.

             Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

          Летом с детьми занимаются не в помещениях, а на воздухе, где так много интересного и неопознанного. Внимание дошкольников рассредоточено, они больше отвлекаются, поэтому необходимо всячески разнообразить их деятельность.

         Лето — время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и интеллектуально. Необходимо только помогать им.

         Педагоги стоят перед проблемой: как интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь полезными практическими занятиями. Решая эту проблему, каждое дошкольное учреждение при составлении календарного плана учитывает развивающую предметную среду, окружающий микросоциум, возраст детей, педагогический состав, основное направление летней оздоровительной кампании (экологическое, физкультурное, художественно- эстетическое).

Каким же образом должна быть организована работа ДОУ, чтобы учесть «особые» условия летнего периода?

         В первую очередь необходимо особое внимание обратить на развивающую предметную среду. Развивающая предметная среда – это  система материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического, познавательного, речевого, творческого, экологического и т.д. развития детей.

       Построение развивающей среды на летнем участке основывается на тех же самых принципах, что и в группе, и предполагает целенаправленную работу по её использованию для развития у детей интеллектуально-творческих способностей, физического и психического здоровья.

      Развивающая среда на участке детского сада в летний период строится по трем направлениям: для детей, воспитателей и родителей.

         Выделяются несколько принципов построения и использования развивающей среды на участках детского сада летом.

         В первую очередь, развивающая среда обязательно должна учитывать такие базовые педагогические принципы, как:

1. Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья (прочность построек, гибкость материалов, возможность их обработки, отсутствие колющих, режущих элементов и т.д.);

2. Принцип доступности, т.е. предметы развивающей среды должны быть доступны детям для активного пользования;

3. Принципы всестороннего развития, т.е. среда должна гармонизировать личность ребенка, способствовать его эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологическому воспитанию и развитию;

4. Принцип системности, т.е. развивающая среда должна способствовать формированию системных представлений о предметном, природном, социальном мире;

5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;

6. Принцип вариативности (полифункциональности), – который заключается в разнообразии вариантов использования предметов развивающей среды участков, площадок, уголков и всей территории детского сада.

       Содержание компонентов предметной развивающей среды детского участка в летний период опирается на деятельно-возрастной подход.

К существенным требованиям организации предметно-развивающей среды летнего участка относятся:

- обеспечение соотносительности составных элементов развивающей среды с макро- и микропространством деятельности ребенка на территории детского сада;

- отсутствие чрезмерной цветовой перегрузки в оформлении территории детских площадок;

- отсутствие перенасыщенности пространственной среды объектами, не стимулирующими физическое развитие, мышление и воображение ребенка: использование в создании среды преимущественно простых по степени сложности объектов, которые бы не мешали активности детей, а способствовали их развитию, привлечению их внимания на объекты живой и неживой природы.

    Создание педагогически целесообразных условий для разнообразной игровой деятельности является одной из первостепенных задач в организации на участке благоприятного психологического микроклимата, соответствующего потребностям и интересам дошкольников.

        Главное, выстраивать игровую деятельность так, чтобы интересно и весело было всем детям в группе. При создании условий следует соблюдать три основных требования:

        1.Педагогически правильное и целесообразное размещение игровых зон. Распределение игровых зон должно быть таким, чтобы в итоге были созданы благоприятные условия для игр детей всех возрастных подгрупп в отдельности и для совместных игр детей в целом. Важно, чтобы каждая игровая зона располагала достаточной площадью для определенного вида игр, была удобна и доступна для игр детей всех возрастных подгрупп, привлекала своим оформлением.

      2. Наличие полифункционального, трансформируемого и вариативного игрового оборудования. Оборудование, обладающее такими свойствами, позволит максимально его разнообразить, рационально использовать небольшую по размеру игровую площадку.

      3. Учет своеобразия игровой деятельности каждой возрастной подгруппы, включенной в состав разновозрастной группы.

В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:

  • полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;  
  • продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;
  • закреплению умений и знаний в познавательном и эстетическом развитии.

       В развивающей среде групповых участков в летний период должны находить отражение такие базовые компоненты учебной, развивающей, коррекционной деятельности как:

1. Физкультурно-оздоровительная работа;

2. Изобразительная деятельность;

3. Игры с песком и водой.

4. Театрализованная деятельность.

5. Природный уголок, экологическая тропа

6. Трудовая деятельность (в частности труд в природе – на огороде и в цветнике)

      Базовые компоненты развивающей среды участка в летний период должны быть объединены в четыре больших блока центров детской деятельности в соответствии с основными направлениями работы с детьми. На участках взрослыми должны быть созданы условия для познавательной, двигательной, игровой, хозяйственно-бытовой и трудовой, художественно-эстетической деятельности. Каждый из видов деятельности включает свои компоненты предметно-развивающей среды.

Так, в блок познавательной деятельности входят:

- речевой центр,

- математический центр,

- экологический центр,

- познавательный центр,

- конструктивно-моделирующий (сенсорный) центр.

Блок двигательной деятельности включает:

- на участке - центр физкультуры, уголок здоровья;

- на территории ДОУ - спортивная площадка, тропа здоровья;

В блок игровой деятельности входят:

- центр сюжетно-ролевой игры,

- уголок настольно-печатных игр,

- уголок игр в шахматы, шашки.

Блок художественно-эстетической деятельности составляют:

-центр изодеятельности,

-музыкально-театрализованный центр;

Блок трудовой деятельности включает:

- оборудование для труда на участке и огороде.

      Руководители, старшие воспитатели, воспитатели должны продумать размещение игровых зон на участке.

       Поскольку содержание развивающей среды должно быть ориентировано не только на детей, но и на педагогов и родителей, то в педагогическом кабинете и на участках групп должна быть подборка учебно-методического материала для воспитателей и родителей. Он включает в себя:

- консультации;

- дидактические пособия;

- перечень игрового и развивающего материала;

- литература по тематике;

- материалы обобщенного опыта;

- видеозаписи с различными педагогическими событиями, происходившими в ДОУ;

- сценарии праздников, походов, спортивных соревнований и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавател...

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО

Обобщение опыта по организации музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.Музыкальные центры в группах детского сада, их наполнение и функционал....

Оценка организации построения развивающей предметно –пространственной среды в учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Методические рекомендации по оценке предметно-пространственной развивающей среды при реализации основной образовательной программы будут способствовать повышению результативности профессиональных каче...

Организация этноэкологической развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ

В статье раскрываются основные положения построения этноэкологической среды в дошкольных учреждениях....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...