Выступление на итоговом педагогическом совете по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников
материал
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на итоговом педагогическом совете
по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников
Актуальность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Целью нашей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
На начало года по итогам диагностики мы выявили, что у некоторых детей слабо развито чувство патриотизма, значимости единства, важность и ценность семейных ценностей, а также безвозмездная помощь окружающим людям. Малая часть детей путалась в названиях городов, символике нашей страны.
Поэтому перед собой мы поставили задачи:
• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
• Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
• Воспитывать уважение к труду разных профессий.
• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Мы строили свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
- Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
- Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
- «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- Непрерывность, преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В нашей работе мы акцентировали внимание детей на том, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
С начала учебного года при помощи инструктора по физической культуре Соколовой Я. Ю. и музыкального руководителя Арефьевой А.В. дети продолжали работу в усовершенствовании маршировки под патриотическую музыку и принимали участие в городском флешмобе «Мы едины», посвящённому Дню народного единства; в спортивном конкурсе «Когда мы едины – мы непобедимы». Также дети принимали участие в фестивале – смотре «Мы будущее твоё, Россия». Проделанная работа принесла высокие результаты.
Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводили с детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Вместе с детьми изготавливали подарки, открытки, рисунки: «Мамочка любимая моя». Разучивали стихотворения и песни, посвященные мамам. Проводили беседы о значимости мамы в жизни каждого человека. Дети всё глубже прониклись в важность дел и работы мамы по дому, уходу за ними и семейной сплочённости.
Обширная работа проводилась к празднику 23 февраля. Для группы были созданы лепбуки, посвященные нашим защитникам на передовой, и их сложной работе на поле боя. Дети неоднократно участвовали в городских акциях: «Подарок солдату на Новый год»; «Подарок солдату на 23 февраля», которые развивали дух патриотизма и уважения к солдатам в наши дни. Вместе с детьми неотъемлемое участие принимали и родители – собирали посылки первой необходимости для солдат. Дети писали письма, в которых желали солдатам вернуться домой с поля боя, писали им, что в них верят и ждут.
К великому празднику День Победы мы готовились основательно – погружались в истоки победы, в значимость события, которое подарило нам светлое небо над головой благодаря нашим Ветеранам. Для группы мы изготовили печатный материал – «История георгиевской ленточки», «Значение орденов ВОВ», «Дети, которые совершили подвиги в ВОВ». Вместе с музыкальным руководителем Анной Васильевной мы с детьми разучивали песни, посвящённые Дню Победы. Углублялись в смысл произведения – от грустного до радостного настроения мелодии. Дети чувствовали настроение музыки и проникались словам в песне. Каждый ребёнок разучивал стихотворения посвященное празднику. Самым пронзительным и душевным стихотворением было произведение Самуила Маршак/а ??? «Мальчик из села Поповки» - пронзительное чтение нашим воспитанником Евгением вызвало слезы на глазах наших гостей на празднике, никто не остался равнодушным. В группе на занятиях дети изготавливали открытки для Ветеранов; складывали конверты как это делали наши прадеды, когда отправляли письма домой; с энтузиазмом рисовали военную технику, солдат и салюты, посвященные победе.
Так же мы принимали участие в строевом марше, где дети показали наилучший результат в подготовке строевого шага и пении заняв первое место в конкурсе. Гордостью нашей команды был капитан Мухамедьянов Владимир, который давал команды и вёл ребят за собой – за стойкость и лидерские качества Владимир был награждён кубком лучшего командира.
Ко Дню победы мы украшали с детьми групповое помещение тем самым прививая детям ценность радости за великое достижение нашими Ветеранами – этот великий день мы должны помнить и гордиться отмечая его ярко, красочно.
В ходе проведенных мероприятий посвященных Дню Победы дети научились ориентироваться в истории нашей страны, узнали имена детей - героев, познакомились с героями своей семьи.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. В группе организуется предметно-развивающая среда патриотической направленности:
- оборудуется центр «Моя Родина - Россия»;
- подбираются дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;
- оформляются папки или тематические альбомы для рассматривания: «Моя семья», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Русская матрешка», «Мой любимый город», « Озерск и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Народные умельцы»;
- организуются сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки», «Солдаты» и др.;
– подбирается методическая, художественная литература, через которую дети получают знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии.
Заключение
Работая с детьми и их родителями, мы сформировали у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов. Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребенка на много лет вперед.
Воспитание патриотических чувств - совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
Воспитатель Ветошкина Е.Г.
Май 2024
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Задачами данной работы является воспитание у старших дощкольников любви к родному краю, стране;уважение к людям разных национальностей; расширение представлений о родословной своей семьи, воспитание б...
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДОУ В РАМКАХ ФГОС ДО»
Семинар-практикум...

Доклад на педагогическом совете "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников"
Доклад на педагогическом совете «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»...
Выступление из опыта работы на тему " Патриотическое воспитание старших дошкольников".
Выступление на педагогическом совете. Доклад " Патриотическое воспитание старших дошкольников"....
Доклад на августовских педагогических секциях на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность»
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие ...

Выступление на педагогическом совете «Взаимодействие с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных...
