Выступление на педагогическом совете по итогам года «Взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно – речевому развитию посредством нравственно – патриотического воспитания»
материал

Ватутина Вероника Николаевна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по итогам года

«Взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно – речевому развитию посредством нравственно – патриотического воспитания»

        В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.  

        Целью нашей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.        

        На начало года по итогам диагностики мы выявили, что у некоторых детей недостаточно развиты чувство патриотизма, значимости единства, важность семейных ценностей, а также безвозмездная помощь окружающим людям. Отдельные дети путалась в названиях городов, символике нашей страны.  

        Поэтому перед собой мы поставили задачи:

• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.

• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.

• Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.

• Воспитывать уважение к труду разных профессий.

• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.

• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.

• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.

• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

     Мы строили свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
  • Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
  • Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
  • «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • Непрерывность, преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

           В нашей работе мы акцентировали внимание детей на том, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то. Что достойно восхищения.

При знакомстве  дошкольника с историей города и родной страны по ходу рассказа обязательно используем наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин и т.д.  Составляя рассказ, включаем в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать.  Рассказывая о каких-то исторических  событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном детстве детям не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, употребляю такие выражения: «Это было очень-очень давно» или «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими». Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, следует доступно им объяснить их значение.

             Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаю иллюстрации, различные альбомы, книги о городе, о стране. Рассматривать их дети могут как самостоятельно, так и с воспитателем.

          Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые  являются жанрами  устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки  точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество  расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес, к слову.  В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти   игры можно использовать и  на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки,  заклички, дразнилки, загадки.

        Для речевого развития  так же приобщаем  детей к культуре чтения художественной литературы. Одним  из важнейших  средств  является художественное слово   русского народа  и  талантливых  авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но

и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка.

          Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводили с детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Вместе с детьми изготавливали подарки, открытки, рисунки «Мамочка любимая моя». Разучивали стихотворения и песни, посвященные мамам. Проводили беседы о значимости мамы в жизни каждого человека. Дети всё глубже прониклись в важность дел и работы мамы по дому, уходу за ними и семейной сплочённости.

        Немалую роль в развитии речи в патриотическом воспитании играет физическая культура и музыкальные занятия. С помощью опытных педагогов Арефьевой А.В. (музыкальный руководитель) и Соколовой Я.Ю. (инструктор по физической культуре) мы совмещали физическую деятельность и развитие речи, используя песни, строй, марш и т.д..

        При помощи инструктора по физической культуре Соколовой Я. Ю. и музыкального руководителя Арефьевой А.В. дети продолжали работу в усовершенствовании маршировки под патриотическую музыку и принимали участие в городском флешмобе «Мы едины», посвящённому Дню народного единства; в спортивном конкурсе «Когда мы едины – мы непобедимы». Так же дети принимали участие в фестивале – смотре «Мы будущее твоё, Россия».  Проделанная работа принесла высокие результаты.

           Обширная работа проводилась  к празднику 23 февраля .Для группы были созданы лепбуки посвященные нашим защитникам на передовой и их сложной работе на поле боя. Дети неоднократно участвовали в городских акциях – «Подарок солдату на новый год»; «Подарок солдату на 23 февраля» - которые развивали дух патриотизма и уважения к солдатам в наши дни. Вместе с детьми неотъемлемое участие принимали и родители – собирали посылки первой необходимости для солдат. Дети писали письма, в которых желали солдатам вернуться домой с поле боя, писали им что в них верят и ждут.

        К великому празднику День Победы мы готовились основательно – погружались в истоки победы, в значимость события, которое подарило нам светлое небо над головой благодаря нашим Ветеранам. Для группы мы изготовили печатный материал – «История георгиевской ленточки», «Значение орденов ВОВ», «Дети, которые совершили подвиги в ВОВ».  Вместе с музыкальным руководителем Анной Васильевной мы с детьми разучивали песни, посвящённые Дню Победы, углублялись в смысл произведения – от грустного до радостного настроения мелодии. Дети чувствовали настроение музыки и проникались словам в песне. Каждый ребёнок разучивал стихотворение, посвящённое празднику. Самым пронзительным и душевным стихотворением было произведение Самуила Маршака «Мальчик из села Поповки» - пронзительное чтение нашим воспитанником Евгением вызвало слезы на глазах наших гостей на празднике, никто не остался равнодушным.  В  группе на занятиях дети  изготавливали открытки для Ветеранов; складывали конверты, как это делали наши прадеды, когда отправляли письма домой;                      с энтузиазмом рисовали военную технику, солдат и салюты, посвященные победе.

        Так же мы принимали участие в строевом марше, где дети показали наилучший результат в подготовке строевого шага и пении, заняв первое место в конкурсе. Гордостью нашей команды был капитан Мухамедьянов Владимир, который давал команды и вёл ребят за собой – за стойкость и лидерские качества Владимир был награждён кубком лучшего командира.

        Ко Дню победы мы украшали с детьми групповое помещение тем самым прививая детям ценность радости за великое достижение нашими Ветеранами – этот великий день мы должны помнить и гордиться, отмечая его ярко, красочно.

        В ходе проведенных мероприятий, посвящённых Дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, узнали имена детей - героев, познакомились с героями своей семьи.

        Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей.

        Таким образом, развитие речи детей подготовительной группы посредством нравственно-патриотического воспитания, успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, города, страны, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими. Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой и большой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.

        Работу по развитие речи детей подготовительной группы посредством нравственно-патриотического воспитания считаем интересной, актуальной и перспективной.

Воспитатель                                                                                  Ветошкина Е.Г.

21.05.2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к образовательному мероприятию "Сутки. Дни недели" для детей старшего дошкольного возраста по познавательно речевому развитию

Прграммное содержание:- обобщить и систематизировать знания детей о смене дня иночи,- познакомить с понятиями: сегодня, вчера, позавчера, завтра, послезавтра,- продолжать развивать психические процесс...

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»с использованием современных образовательных...

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию на тему"Космос".

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию на тему"Космос"....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»

Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....

Выступление на педагогическом совете "Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры".

Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка....

Выступление на педагогическом совете: «Формирование навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Формирование навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация "Формирование речевого развития посредством нравственно-патриотического воспитания"

Как развиваетя речь у старших дошкольников посредством нравственно-патриотического воспитания....