ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
статья
В статье рассмотрен опыт работы педагогического коллектива по сопровождению детей с ОВЗ и инвалидов. Особое внимание уделяется этапам коррекционной работы и результатам социальной адаптации детей с особыми потребностями в развитии в условиях дошкольной организации. Практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидов стала эффективной благодаря профессионализму и грамотному взаимодействию педагогов и родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 348.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Е.Н. Орехова,
заведующий,
И.Ю. Шипулина,
учитель-логопед,
И.Г. Кошевых,
педагог-психолог,
МБДОУ ПГО «Детский сад № 69 комбинированного вида»
город Полевской
dc_69@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрен опыт работы педагогического коллектива по сопровождению детей с ОВЗ и инвалидов. Особое внимание уделяется этапам коррекционной работы и результатам социальной адаптации детей с особыми потребностями в развитии в условиях дошкольной организации. Практика психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидов стала эффективной благодаря профессионализму и грамотному взаимодействию педагогов и родителей.
С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей инвалидов. Образование играет огромную роль в процессе их социальной интеграции и адаптации.
В нашей образовательной организации осуществляется сопровождение воспитанников имеющих особые образовательные потребности из них 7 детей инвалидов, 26 дошкольников имеют статус ОВЗ. В детском саду функционируют группы комбинированной направленности, которые посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), воспитанники с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), дети с задержкой психического развития (ЗПР) и нормотипичные дети.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО) все дети имеют одинаковые стартовые возможности, поэтому в детском саду выстроена система внутреннего и внешнего сопровождения детей с особыми потребностями здоровья, где родители, педагоги и ребенок являются активными участниками образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях дошкольной организации осуществляется поэтапно:
1 этап: выявление ребенка с проблемами в развитии по результатам мониторинга в рамках консилиума детского сада.
2 этап: направление ребенка с согласия родителей (законных представителей) на ТПМПК.
3 этап: заявление родителей о согласии на обучение ребенка с ОВЗ по АОП дошкольного образования.
4 этап: ознакомление с заключениями и рекомендациями ТПМПК с согласия родителей всех участников сопровождения.
5 этап: ознакомление участников образовательных отношений с Положением о разработке АОП на ребенка с ОВЗ и другими нормативными документами.
6 этап: разработка АОП участниками образовательных отношений в соответствии с основной образовательной программой ДО и индивидуальными особенностями ребенка. Каждый специалист разрабатывает в программе свой коррекционный модуль.
7 этап: реализация АОП в течение учебного года, корректировка программы по необходимости (по решению консилиума ДО)
8 этап работы: мониторинговое исследование реализации АОП с целью определения дальнейшего маршрута сопровождения детей с ОВЗ.
В рамках сопровождения осуществляется взаимодействие специалистов, детей и родителей в коррекционно-образовательном процессе.
Примером такого взаимодействия является реализация инновационной технологии «Проектная деятельность» в рамках арт-терапевтического проекта «Волшебное дерево» с детьми с ОВЗ.
Для этого совместно с родителями и детьми в кабинете педагога-психолога было создано Волшебное дерево из ракушек и коры.
По инициативе детей у дерева появилось сердце из морской звезды и даже язык - дети оживили дерево. Ребята рассказывали ему свои секреты, горести и радости, посвящали стихи собственного сочинения, дарили рисунки, поделки, придумывали необычные деревья, составляли рассказы и сказки.
Созданная развивающая предметно-пространственная образовательная среда способствовала не только снижению психоэмоционального напряжения, формированию умений выражать свои эмоции и чувства, развитию познавательной активности и инициативы, но и коррекции выявленных нарушений.
Итогом реализации данного проекта стало выступление детей с тяжелыми нарушениями речи, ребенка с РАС и глухого ребенка после кохлеарной имплантации на Второй Детской научно-практической конференции в ДОО с защитой исследовательских проектов и демонстрацией опытов.
В Законе об образовании отмечено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье.
Поэтому, с целью психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания был организован клуб «Счастливые родители». Результатом работы клуба стало повышение активности родителей, проявление инициативы в воспитании и обучении детей. Но выявилась проблема: у большинства родителей недостаточно времени для посещения клуба и других мероприятий, которые способствуют обеспечению и удовлетворению особых образовательных потребностей воспитанников. На педагогическом совете было принято решение - разработать инновационную модель сетевого взаимодействия педагогов и родителей с использованием интернет-технологий.
Активные участники образовательного процесса создали закрытые группы в социальных сетях, где существует несколько разделов по интересам и актуальным проблемам. Обязательной частью такой группы является возможность обратной связи, обмена быстрыми сообщениями, возможность представлять материалы для обсуждения. При организации такой формы уникальные находки могут предлагать не только педагоги, но и родители – «на равных», поскольку родители очень часто обладают богатейшим, очень полезным опытом воспитания и развития детей. Поэтому, клуб родителей имеет две формы: очную и интернет-активную.
Формировать основы национального сознания и любви к Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей помогает семейный конкурс «Разные национальности». Участие в конкурсе позволяет детям знакомиться с традициями, обычаями и культурой разных народов, национальной кухней - это помогает неформально воспитывать толерантность к людям разных национальностей.
Объединение родителей позволило организовать такие активные формы взаимодействия, как «Клуб выходного дня» - совместные походы на природу и встречи с различными животными (в контактных зоопарках). Эти мероприятия являются терапевтичными, благотворно влияют не только на детей, ради которых организуются, но и на взрослых (родителей и педагогов).
Для повышения познавательных интересов используются встречи с интересными людьми, обычно «Интересный гость» приглашается из числа родителей детей. Воспитанникам с ООП особенно необходимы эти встречи, они повышают статус ребенка в группе, помогают ему обрести дополнительную поддержку и позитивное внимание сверстников.
Воспитанники с ОВЗ совместно с родителями принимали активное участие в конкурсе «Мы можем все!», который проходил в рамках областного фестиваля «Наши дети». В заключение конкурса приняли участие в Гала-концерте с шоу «Мыльные пузыри».
Опыт работы показал: позиция родителей, как воспитателей, стала более гибкой, повысилась компетентность в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 76% родителей регулярно участвуют в образовательном процессе ДО.
Наша дошкольная образовательная организация имеет опыт взаимодействия с Центром психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» г. Екатеринбург.
Для особого ребенка с кохлеарными имплантами (КИ) в 2016-2017 учебном году были созданы специальные образовательные условия, выстроена система взаимодействия с педагогами центра «Эхо» и родителями воспитанника.
В целях повышения квалификации наши специалисты ежегодно посещали конференции в центре «ЭХО», прослушивали вебинары и рекомендовали просмотр вебинаров родителям ребенка и КИ. С центром «ЭХО» был заключен договор сопровождения педагогических работников МБДОУ ПГО «Детский сад № 69».
Одновременно проводилась работа по просвещению родителей, их активному взаимодействию со специалистами регионального центра:
- обследование ребенка в условиях ТПМПК «Эхо» с целью установления статуса ребенка, определения образовательного маршрута;
- заключение договора родителей на сопровождение ребенка с КИ специалистами центра;
- повышение компетенции педагогов ДО, родителей (участие в вебинарах: «Как помочь ребенку с кохлеарным имплантом научиться слушать и говорить в домашних условиях», «О формировании здорового образа жизни у детей с ОВЗ» и др.).
Для ребенка с кохлеарными имплантами в центре «Эхо» по инициативе специалистов и с согласия родителей были организованы занятия с учителем-логопедом. Во второй половине учебного года в МБДОУ «Детский сад №69» были созданы условия для занятий в онлайн режиме с участием учителя-логопеда центра «Эхо», учителя-логопеда и педагога-психолога дошкольной организации.
Для повышения статуса ребенка в группе сверстников была создана ситуация успеха: на Второй Детской научно-практической конференции в детском саду, воспитанник с помощью сверстников показывал опыт «Цветная лава».
В результате проделанной совместной работы у ребенка с кохлеарными имплантами появилась фразовая речь, воспитанник стал менее агрессивным, научился различать ритм и темп музыки, понимает обращенную к нему речь, активно взаимодействует со сверстниками.
Опыт работы по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ позволяет отметить значительные достижения:
- улучшилась адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада, снизился уровень тревоги воспитанников и их родителей;
- повысился уровень толерантности детского коллектива и родителей нормально развивающихся сверстников к воспитанникам с особенностями развития;
- положительная динамика в освоении АОП детьми с ОВЗ;
- возрос профессионализм педагогов и родительская грамотность в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Опыт данной работы рекомендован воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам, родителям при работе с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Список литературы:
1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"
Сообщение и презентация на тему: "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"...

Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОУЧИНГ – КЛУБА «СЕМЬЯ ОТ А ДО Я»
В статье расказывается об обеспечении детей - инвалидов и детей с ОВЗ, не посещающими детский сад, психолого-педагогической помощью в условиях коучинг-клуба...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благ...

Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В данной презентации рассказывается об особенностях детей с ОВЗ и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного речевого развития....




