План самообразования воспитателя «Формирование и развитие художественно-творческих способностей дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Корсукова Ольга Михайловна

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

Поэтому творчество, развитие художественно-творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Цель.

Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.

Задачи.

1. Поддерживать интерес детей к художественному творчеству.

2. Расширять тематику детских работ, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники).

3. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

4. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

5. Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ различными традиционными и нетрадиционными техниками.

6. Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребёнка.

7. Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребёнка.

8. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

9. Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя

«Формирование и развитие

художественно-творческих способностей дошкольников»

Воспитатель: Корсукова  Ольга Михайловна

Срок реализации: 1 год (2024-2025 учебный год)

Актуальность.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.

Поэтому творчество, развитие художественно-творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Цель.

Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.

Задачи.

1. Поддерживать интерес детей к художественному творчеству.

2. Расширять тематику детских работ, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники).

3. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

4. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

5. Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ различными традиционными и нетрадиционными техниками.

6. Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребёнка.

7. Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребёнка.

8. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

9. Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами.

Самообразование 2024г-2025г

Содержание работы

Сроки выполнения

Теоретический этап

1

Изучение методической литературы по данной проблеме

в течение года

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»

в течение года

3

Изучение методик по технологии педагогов в Интернете

в течение года

Практический этап

4

Изучение опыта педагогов ДОУ

сентябрь

5

Планирование деятельности и перспективы развития

сентябрь

6

Начальная диагностика детей

октябрь

7

Консультации для родителей

в течение года

8

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

в течение года

9

Итоговая диагностика детей

апрель

10

Самоанализ проделанной работы

апрель

11

Отчет о проделанной работе

май

Самоанализ о проделанной работе в 2024г-2025г

Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли;

- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям;

- дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции;

- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

- дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Поначалу дети затруднялись в выборе нужного изобразительного материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными, иногда чересчур декоративными (особенно у девочек).

В ходе работы с родителями, на начальном этапе воспитатель столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно-творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.

Воспитатель ознакомила родителей с особенностями проводимого исследования, разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале исследования, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. После проведения цикла специально организованных занятий с детьми, предоставила родителям результаты экспериментально – исследовательской работы. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ.

Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.

Залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых технологий обучения изобразительной деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самостоятельно выражаться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Результаты диагностики развития художественно-творческих способностей детей (по М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) свидетельствуют о положительной динамике:

Ноябрь 2024 года: низкий уровень – 22 чел. (87%); средний уровень –

6 чел.(13%); высокий уровень – 0 чел.(0%).

Апрель 2025 года: низкий уровень – 10 чел. (40%); средний уровень – 16 чел.(57%); высокий уровень – 2 чел.(3%).

Список литературы.

1. И.Л. Лыкова «ИЗО в детском саду»

2. Н.А. Ветлугина «Художественное творчество в детском саду»

3. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста»

4. Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство»

5. Т.С. Комарова «ИЗО в детском саду».

6. И. Веракса «От рождения до школы»

7. Н.П. Сакулина « Изобразительная деятельность в детском саду»

8. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова «Волшебные краски» 3 – 5 лет

9. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с

детьми 3 – 7 лет»

10. М.Д. Лахутин «Как научиться рисовать»

11. О.М. Сахарова «Я рисую пальчиками»

12. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

13. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в летний период»

     В летнее время года все виды детской деятельности переносятся на участок детского сада. Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятел...

План по самообразованию "«Формирование и развитие художественно-творческих способностей дошкольников» 2019-2020г.

Творчество, развитие художественно-творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания....

Отчет по самообразованию Тема «Формирование и развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Пластилинография как средство развития художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В соответствии с новым ФГОС  одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленно на достижение целей формирования интереса к эстетиче...

План самообразования воспитателя по теме: «Развитие познавательных способностей у детей среднего возраста через дидактические игры »

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...