Выступление на ММО
проект (средняя группа)

Магомедилова Фазу Раджабовна

ВЫступление на ММО -сообщение из опыта работы"Как рождается проект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rozhdaetsya_proekt_gordeeva_n.p._magomedilova_f.r._1.docx51.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                        «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

Муниципальное  методическое  объединение  педагогов

  городского округа Троицк в городе Москве

Сообщение на тему

 «Как рождается проект»

Подготовили воспитатели

средней группы №9

Гордеева Н.П., Магомедилова Ф.Р.

март 2024, Троицк

(Слайд 2)

Как рождается проект?

Откуда берутся темы? Как и когда мы понимаем, что время начать проект! Дети каждый день проявляют интерес к миру, в котором только начинают жить. Ребенок настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.

Почему вода мокрая? Почему светит свет? Зачем трава зелёная? И многое другое непрерывно волнует ребенка.

Когда ребёнок задаёт нам различные вопросы, можно обойтись обычным ответом, не погружаясь в глубокие размышления, можно побеседовать, обсудить, привести примеры. Но если ребёнок возвращается к вопросу не один раз, если ответ или беседа не удовлетворили любопытство ребёнка? Что тогда? Именно тогда и рождается проект!

(Слайд 3)

Давайте разберёмся, что такое проект. Это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.

(Слайд 4)

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Проектная деятельность нужна, чтобы решить проблему и преобразовать ситуацию. При этом внутри проекта на различных этапах его реализации дети могут осуществлять и исследовательскую, и продуктивную, и учебную, и другие виды деятельности. 

Работая в дошкольном образовании и опираясь на методы проектной деятельности Н.Е Веракса можно увидеть, что данная форма обучения ребёнка очень эффективна. Она помогает более успешно усваивать материал благодаря тому, что отходит от шаблонного образования, оживляет процесс, дает возможность почувствовать детям свою значимость и участие в общем деле, делает жизнь в группе более интересной и увлекательной. Применение метода проектирования улучшает процесс адаптации к саду, ребёнок чувствует, что важен, он значим и видя результат своего труда, получает удовлетворение в стремлениях познавать. Появляется уверенность в себе, уходят страхи, формируется любознательность.

 (Слайд 5)

Метод проектирования содержит в себе технологию ТРИЗ, основная задача которой – привить ребёнку радость творческих открытий. Сама цель использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления. На это же нацелен и метод проектирования. Всё это вместе и дает эффективное развитие современного ребёнка. Реализация проектной деятельности на практике требует, чтобы педагог отказался от позиции носителя готовых знаний. Ему необходимо стать партнером, консультантом такой образовательной среды, в которой каждый ребенок мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами и возможностями.

 По процессу формирования или возникновения можно разделить наши проекты на два типа:

 (Слайд 6)

Спонтанный и плановый.

Спонтанный, это тот проект, который возник неожиданно как отступление от темы, во время обсуждений или занятий. Очень часто такие вопросы дети приносят из дома и задают его на утреннем круге. Но бывает и так, что вопрос не даёт ребёнку покоя даже на занятиях, беспокоит, мешает, отвлекает. Стоит задуматься, когда на вопрос о геометрических фигурах, ребёнок ответит вопросом «А почему сны такие странные?», из этого можно сделать отличный проект! Можно отложить и фигуры, и счёт, ради удовлетворения любопытства ребёнка и поговорить об этом.  Педагог сразу распознает, какой вопрос можно отложить на потом, а какой требует рассмотрения прямо сейчас. Если этот вопрос заинтересовал и других детей, значит настало время проектировать! Именно так у нас  родился спонтанный, краткосрочный проект «Почему сны такие странные». (Слайд 7)

Итогом этого проекта стала «книга снов», в которой дети хранят свои сны или смотрят чужие. Иногда дети приносят эти «сны» из дома, иногда рисуют после тихого часа. В любом случае в спальне теперь тихо и спокойно, дети боятся вспугнуть сны, после пробуждения ведут себя тихо, чтобы успеть запомнить увиденное во сне и зарисовать. В процессе работы над этим проектом развивается воображение, речь, ведь надо подобрать слова, чтобы описать свой сон, даже нарисованный. Это помогло справляться со страхами и стрессом, если он имел место в жизни ребёнка.

 Во время ознакомления с миром природы по теме «Животные жарких стран», родился второй краткосрочный проект «Книга».  Обсуждение животных натолкнуло детей на мысль, что не знают они сказки про жирафа, слона и зебру, а ещё и гепарда. В результате обсуждения дети решили сочинить сказку сами. Появилась проблема, дети не знали, как сочиняются сказки, с чего начать и чем закончить. Проект длился десять дней, продуктом которого стала сказка «Африканский теремок».

(Слайд 8)

Вид проекта. Познавательный.

        Участники проекта. Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

        Цель проекта. Развить устойчивый интерес к книге как к самостоятельному наглядному объекту литературы, создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

        Задачи проекта:

  • Развитие и удовлетворение познавательной потребности ребёнка;
  • Развитие речевого навыка слушания и понимания речи;
  • Развитие воображения;

Специфика использования метода проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом нельзя переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

(Слайд 9)

Плановый проект.

Плановый проект, как правило, заранее подготовлен, воспитатель подталкивает детей к размышлению, создаёт проблему, провокацию.  Проект «Снежинка» является таким. Он заранее был запланирован для зимнего времени года. Результатом этого проекта, стала книга снежинок, которые мы смогли сфотографировать во время наблюдения и зарисовать. Что дал этот проект?

(Слайд 10)

Вид проекта. Исследовательский

        Участники проекта. Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.

        Цель проекта. Формирование представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

        Задачи проекта:

  • Развитие и удовлетворение познавательной потребности ребёнка;
  • Развитие речевого навыка слушания и понимания речи, обогащение словарного запаса;
  • Развитие наблюдательность;
  • Развить устойчивый интерес к окружающему миру.

Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике.

(Слайд 11)

Пришла весна, и мы начинаем с детьми долгосрочный проект «Огород».

Этапы этого проекта:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (не жёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение стаканчиков.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

1.     пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

2.     приобщать детей к процессу познания;

3.     формировать различные представления;

4.     привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

5.     побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

«Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование. Как только будет определен смысл, можно искать способы его предъявления».

Именно так и зарождается проектная деятельность.

 Таким образом , проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его

Н.Е. Веракса

«Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т. е.  должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....