Выступление "Характеристика и разнообразие педагогических технологий
методическая разработка
Для развития личности педагоги должны выбрать педагогические технологии, методы и формы организации работы с детьми оптимально соответствующие поставленным целям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении воспитателей на тему «Характеристика и разнообразие современных педагогических технологий»
«Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим»
Ч. Диккенс.
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в ДО направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Ядро любой технологии: это - цель, средства – правила их использования – результат.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв)
Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества. Знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности воспитанников.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. (В.В. Давыдов).
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии - технологии, направленные на задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие техгнологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. В своей работе активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую , массаж и самомассаж, дыхательную, Су – Джок- терапию, гимнастику пробуждения, кинезиологические упражнения. И мне сегодня хотелось показать некоторые методы, которые вы также можете использовать в своей работе.
СУ –Джок – терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с китайского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су – Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергитеческие точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы с вами выполним массаж пальцев рук «Су –Джок» он представлен в стихотворной форме и данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да (по пальцам)
Уходи колючий ёж в темный лес, где ты живешь! (кладем в ладонь шарик и берем подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
Хочу познакомить еще с одним методом – кинезиология. Кинезиолгия – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. В своей работе применяю такие упражнения, как «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос - хлопок» Предлагаю вам выполнить упражнение
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок. -
И еще одно упражнение «Ухо-нос - хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с « точностью до наоборот». Вы прекрасно справились с заданием.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. В работе используем методы и приемы организации экспериментально – исследовательскойдеятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе; опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;подражание голосам и звукам природы;использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
Технология ТРИЗ
Цельюиспользования данной технологии в детском саду является: развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В основе творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Ребенок является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности, т.е. воспитание при таком подходе подразумевается как взаимодействие ребенка и взрослого.
Технология проектной деятельности
Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – познавательно - исследовательская, продуктивная (изобразительная, конструирование из различных материалов, коммуникативная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Проектная деятельность позволяет учить детей решать проблемы; ставить цель и планировать деятельность; развивает умение анализировать, представлять результаты своей деятельности и хода работы. Результат совместной деятельности детей и взрослых может быть оформлен в виде презентации с использованием макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений. Совместно с детьми и родителями были реализованы проекты: «История Новогодних игрушек» «Ёлочка, ёлочка- зелёная иголочка», «Мне с детства улицы эти знакомы ».
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.Особенности активных методов обусловлено тем, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперёд в овладении знаниями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и ученья. Игровым технологиям присущи следующие особенности (по С. А. Шмакову):
свободная развивающая деятельность (она возникает по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса деятельности); творческий характер деятельности (ребенок импровизирует в игре); эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Предлагаю вам познакомиться с игровым набором «Дары Фрёбеля», которые полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО по обеспечению психолого – педагогических условий для реализации программ дошкольного образования. Набор «Дары Фрёбеля» используются для создания развивающей предметно - пространственной образовательной среды и рассматриваются только в единстве с методическими рекомендациями к нему, как единый комплекс.
Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка, с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» способствуют развитию социальных и коммуникативных умений, сенсорному развитию, развитию мелкой моторики, познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формированию элементарных математических представлений, развитию логических способностей.
Предлагаю вам поиграть в игру «Большая стирка». Возьмите и выложите на столе несколько веревок, на которых будет сушиться «белье», затем выложите из 4 любых фигур «рубашку». Теперь ваша задача составить длинную цепочку из «рубашек», которые будут отличаться от предыдущей одной деталью (по форме, размеру или цвету) и при этом нельзя менять только что изменённую деталь.
Таким образом, игровой набор «Дары Фрёбеля» может использоваться в образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций для реализации ФГОС ДО.
В заключении хочется отметить, только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором – педагогом. Ищите, творите!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) – М., 1974
2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения – М.,1955
3. Леви В.Л. Искусство быть собой – М., 1977
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1993
5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., 1986
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения – М., 1986
7. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения – М., 1984
8. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) – М.,1996
9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников – М., 1992
10. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997
2023 год - диплом I степени в
Всероссийской интеллектуальной викторине «Правила дорожной безопасности»;
2023 год- сертификат участника муниципального конкурса декоративно- прикладного творчества «Вместе с папой мастерим»;
2023 год – диплом III степени в муниципальном конкурсе декоративно- прикладного творчества «Новогодний транспорт»;
2024 год – сертификат участника III Всероссийского конкурса детских творческих работ «Здравствуй, Новый год- 2024»;
2024 год – диплом III степени в муниципальном конкурсе творческих работ «С днем рождения, СЮТ»;
2025 год - диплом II степени в муниципальном конкурсе-выставке моделей- копий военной техники «Во славу Отечества»;
2025 год - диплом II степени в муниципальном конкурсе исследовательских работ дошкольников «Мой проект» по направлению «Краеведческое»
2025 год - диплом III место в IX региональном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс»;
2025 год - диплом I место в муниципальном конкурсе детского творчества «Пасхальная радость»;
2025 год - 2 диплома II степени в региональном заочном интеллектуальном конкурсе «Всезнайка»;
2025 год - диплом III степени в региональном заочном интеллектуальном конкурсе «Всезнайка»
2025 год - сертификат участника конкурса рисунков «От победы к победе», посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, году Отечества в Российской Федерации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и разнообразие здоровьесберегающих технологий на развивающих занятиях педагога-психолога
«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физич...
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)
Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...
Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра
Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...

Выступление "Характеристика и разнообразие педагогических технологий
Задача педагогов выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности....
