Выступление "Характеристика и разнообразие педагогических технологий
методическая разработка

Кадырова Назия Гайсовна

Для развития личности педагоги должны   выбрать педагогические технологии, методы и формы организации работы с детьми оптимально соответствующие поставленным целям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении воспитателей на тему «Характеристика и разнообразие современных педагогических технологий»

 «Человек не может по-  настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим»

Ч. Диккенс.

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в ДО направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Ядро любой технологии: это  - цель, средства – правила их использования – результат.

Педагогическая технология –  это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв)

Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей,  при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.  Знания  усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности воспитанников.

   Принцип  деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. (В.В. Давыдов).

Здоровьесберегающие  технологии  

Здоровьесберегающие  технологии  -  технологии, направленные на задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие техгнологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. В своей работе активно  использую как традиционные, так и нетрадиционные методы:  артикуляционную гимнастику, пальчиковую , массаж и самомассаж,  дыхательную, Су – Джок- терапию, гимнастику пробуждения,  кинезиологические упражнения. И мне сегодня хотелось показать некоторые методы, которые вы  также можете использовать в своей работе.

СУ –Джок – терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с китайского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су – Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергитеческие точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

 Сейчас мы с вами выполним  массаж пальцев рук «Су –Джок» он представлен в стихотворной форме и данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения,  а вы повторяйте за мной.

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да (по пальцам)

Уходи   колючий ёж в темный  лес,  где ты живешь! (кладем в ладонь шарик и берем подушечками пальцев)

Спасибо, молодцы, у вас получилось.

Хочу познакомить еще с одним  методом – кинезиология.  Кинезиолгия – наука о развитии головного мозга через определенные  двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. В своей работе применяю  такие упражнения, как «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос -   хлопок» Предлагаю вам  выполнить упражнение

 Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

 А теперь их на бочок-

 И зажали в кулачок.        -

 И еще одно упражнение «Ухо-нос - хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните  в  ладоши, поменяйте положение рук с « точностью до наоборот». Вы  прекрасно справились с заданием.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. В работе используем методы и приемы организации экспериментально – исследовательскойдеятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе; опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;подражание голосам и звукам природы;использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.

Технология ТРИЗ

Цельюиспользования данной технологии в детском саду является: развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие  речи и творческого воображения.  Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В основе творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Ребенок является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности, т.е. воспитание при таком подходе подразумевается как взаимодействие ребенка и взрослого.

Технология проектной деятельности

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – познавательно - исследовательская, продуктивная (изобразительная, конструирование из различных материалов, коммуникативная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Проектная деятельность позволяет учить детей  решать проблемы; ставить цель и планировать  деятельность; развивает умение анализировать,  представлять результаты своей деятельности и хода работы. Результат совместной деятельности  детей и взрослых может быть оформлен в виде презентации с использованием макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений. Совместно  с детьми  и родителями были реализованы проекты: «История Новогодних игрушек» «Ёлочка, ёлочка- зелёная иголочка», «Мне с детства улицы эти знакомы ».

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.Особенности активных методов обусловлено тем, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперёд в овладении знаниями.

Игровая технология  строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и ученья. Игровым технологиям присущи следующие особенности (по С. А. Шмакову):
свободная развивающая деятельность (она возникает по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса деятельности); творческий характер деятельности (ребенок импровизирует в игре); эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

      Предлагаю вам познакомиться с игровым набором «Дары Фрёбеля», которые полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО по обеспечению психолого – педагогических условий  для реализации программ дошкольного образования.  Набор «Дары Фрёбеля» используются для создания развивающей предметно - пространственной образовательной среды и   рассматриваются только в единстве с методическими рекомендациями к нему, как единый комплекс.
Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка, с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» способствуют развитию социальных и коммуникативных умений, сенсорному  развитию, развитию мелкой моторики,  познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формированию элементарных математических представлений, развитию логических способностей.

Предлагаю вам поиграть в игру «Большая стирка». Возьмите и выложите на столе несколько веревок, на которых будет сушиться «белье», затем выложите из 4 любых  фигур «рубашку». Теперь ваша задача составить длинную цепочку из «рубашек», которые будут отличаться от предыдущей одной деталью (по форме, размеру или цвету) и  при этом  нельзя менять только что изменённую деталь.

Таким образом, игровой набор «Дары Фрёбеля» может использоваться в образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций для реализации ФГОС ДО.

В заключении хочется отметить, только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором – педагогом. Ищите, творите!

        

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) – М., 1974

2.     Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения – М.,1955

3.     Леви В.Л. Искусство быть собой – М., 1977

4.     Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1993

5.     Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., 1986

6.     Макаренко А.С. Педагогические сочинения – М., 1986

7.     Новицкая Л.И. Уроки вдохновения – М., 1984

8.     Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) – М.,1996

9.     Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников – М., 1992

10.  Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997

 

2023 год - диплом I степени в

Всероссийской  интеллектуальной  викторине «Правила дорожной безопасности»;

 2023 год- сертификат участника муниципального конкурса декоративно- прикладного творчества «Вместе с папой мастерим»;

2023 год – диплом III степени в муниципальном конкурсе декоративно- прикладного творчества «Новогодний транспорт»;

2024 год – сертификат участника III Всероссийского конкурса детских творческих работ «Здравствуй, Новый год- 2024»;

2024 год – диплом III степени в муниципальном конкурсе творческих работ «С днем рождения, СЮТ»;

2025 год - диплом II степени в муниципальном конкурсе-выставке моделей- копий военной техники  «Во славу Отечества»;

2025 год - диплом II степени в муниципальном конкурсе исследовательских работ дошкольников «Мой проект» по направлению «Краеведческое»

  2025 год - диплом III место в IX региональном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс»;

2025 год - диплом I  место в муниципальном конкурсе детского творчества «Пасхальная радость»;

2025 год - 2  диплома II степени в региональном заочном интеллектуальном конкурсе «Всезнайка»;

2025 год -  диплом III степени в региональном заочном интеллектуальном конкурсе «Всезнайка»

2025 год - сертификат участника конкурса рисунков «От победы к победе», посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, году Отечества в Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и разнообразие здоровьесберегающих технологий на развивающих занятиях педагога-психолога

«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физич...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...

Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра

Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...

Выступление "Характеристика и разнообразие педагогических технологий

Задача педагогов выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности....