«Наставничество как эффективный инструмент поддержки профессионального роста молодого специалиста дошкольной образовательной организации»
статья

В статье представлен методический материал по организации работы с молодыми специалистами дошкольной организации.  Наставничество педагогов в ДОУ ставит целью вовлечение молодых специалистов в рабочий процесс, формирование в детском саду инициативного кадрового ядра, оказание помощи начинающим и молодым педагогам в развитии личностных качества, управленческих, методических и коммуникативных умений, реализации профессионального потенциала. Работа методистов-наставников даёт возможность оказывать адресную помощь, внося весомый вклад в профессиональное становление молодого педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matyushkova_s.a._nastavnichestvo.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Матюшкова Светлана Александровна

старший воспитатель,

муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детски сад № 362 Дзержинского района Волгограда»

Статья: «Наставничество как эффективный инструмент поддержки профессионального роста молодого специалиста дошкольной образовательной организации»

Подготовка воспитателя к сложной полифункциональной деятельности является целостным, длительным и постоянным процессом, направленный на развитие личностных качеств, профессиональных умений, знаний и навыков, адекватных как его личностным потребностям, так и квалификационным требованиям.

В решении этой стратегической задачи значительная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого воспитателя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Наставничество педагогов в ДОУ ставит целью вовлечение молодых специалистов в рабочий процесс, формирование в детском саду инициативного кадрового ядра, оказание помощи начинающим и молодым педагогам в развитии личностных качества, управленческих, методических и коммуникативных умений, реализации профессионального потенциала. Работа методистов-наставников даёт возможность оказывать адресную помощь, внося весомый вклад в профессиональное становление молодого педагога.

Наставник передает подопечному опыт и знания, которые могут затрагивать как широкий круг вопросов, так и особые профессиональные темы.

Система наставничества в дошкольном образовательном учреждении основывается на взаимном интересе, принципах обратной связи, ценностно-ориентированного взаимодействия.

Коучинг – инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала работника с целью максимального повышения эффективности его профессиональной деятельности.

Коучинг и наставничество занимают значительное место в обучении и развитии персонала организации.

Наставничество – процесс более продолжительный в отличие от коучинга, и кроме осуществления помощи в достижении целей передает также необходимые знания, умения и навыки. Метод наставничества чаще ориентирован на взаимный обмен жизненным опытом, нацелен на поддержку, обучение или руководство личным, духовным или карьерным ростом работника. Наставничество охватывает более широкий диапазон проблем и является более общим процессом, чем коучинг.

В ходе работы с молодыми специалистами первоначально, я провожу диагностику. Провести диагностику уровней профессионального становления молодого воспитателя и их критерии можно используя показатели сформированности профессиональной педагогической компетенции воспитателей, разработанные Лосевым П. По результатам диагностику, я разрабатываю программу наставничества.

Используя мной, программа поддержки профессионального роста начинающего воспитателя включает в себя 3 основных этапа организации работы с молодыми педагогами ДОУ:

1-й этап – адаптационный.

2-й этап – основной (проектировочный).

3 -й этап – контрольно оценочный.

На каждом из этапов нами последовательно решались следующие задачи:

- обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;

- обеспечить научно-методическое, правовое сопровождение педагогической деятельности начинающего педагога в соответствии с ФГОС До и ФОП ДО (федеральной образовательной программы дошкольного образования);

- оказать помощь в повышении профессионального мастерства путем раскрытия индивидуальных педагогических способностей;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;

- развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;

- создание условий для развития инициативы и рефлексивных навыков;

- привитие интереса к педагогической деятельности.

Формы работы:

Основными формами работы в рамках данной программы выступали:

- обучающие семинары - практикумы,

- индивидуальные консультации,

- педагогические мастерские,

- мастер - классы, где молодые воспитатели могли увидеть опыт работы педагогов, имеющих разные квалификационные категории, а также поупражняться в выполнении различных этапов непосредственной образовательной деятельности детей.

Кроме этого, в рамках поддержки молодых специалистов ДОУ были проведены: консультации, беседы, круглые столы, творческие группы, «мозговые штурмы», проекты, коучинг – как метод сопровождения.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что процесс развития наставничества как формы поддержки профессионального роста начинающего воспитателя будет происходить успешнее при соблюдении следующих условий: своевременной диагностики имеющихся знаний умений и навыков молодых педагогов ДОУ; разработки системы методического сопровождения педагогической деятельности начинающего воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

Модель мотивации и поддержки профессионального роста педагогов

Структурно-функциональная модель мотивации и поддержки профессионального роста педагогов состоит и трёх взаимосвязанных блоков:1. целевого2. процессуально-функционального3. результативного...

Профессиональное становление молодого специалиста в ДОУ.

Консультация для молодых педагогов пришедших в дошкольное учреждение. В консультации рассказывается о сложностях периода адаптации и способах их преодаления.К Консультации прилагается презентация для ...

Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена профессиональной адаптиции молодых педагогов дошкольного образования. Автором раскрывается сущность профессиональной адаптиции в условиях современного общества, сформулированы цели и ...

Выступление на семинаре-практикуме «Наставничество в дошкольном образовательном учреждении – эффективный инструмент развития профессиональных компетенций педагогов»

Всем нам известно, что наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществ...