«Наставничество как эффективный инструмент поддержки профессионального роста молодого специалиста дошкольной образовательной организации»
статья
В статье представлен методический материал по организации работы с молодыми специалистами дошкольной организации. Наставничество педагогов в ДОУ ставит целью вовлечение молодых специалистов в рабочий процесс, формирование в детском саду инициативного кадрового ядра, оказание помощи начинающим и молодым педагогам в развитии личностных качества, управленческих, методических и коммуникативных умений, реализации профессионального потенциала. Работа методистов-наставников даёт возможность оказывать адресную помощь, внося весомый вклад в профессиональное становление молодого педагога.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Матюшкова Светлана Александровна
старший воспитатель,
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детски сад № 362 Дзержинского района Волгограда»
Статья: «Наставничество как эффективный инструмент поддержки профессионального роста молодого специалиста дошкольной образовательной организации»
Подготовка воспитателя к сложной полифункциональной деятельности является целостным, длительным и постоянным процессом, направленный на развитие личностных качеств, профессиональных умений, знаний и навыков, адекватных как его личностным потребностям, так и квалификационным требованиям.
В решении этой стратегической задачи значительная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого воспитателя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Наставничество педагогов в ДОУ ставит целью вовлечение молодых специалистов в рабочий процесс, формирование в детском саду инициативного кадрового ядра, оказание помощи начинающим и молодым педагогам в развитии личностных качества, управленческих, методических и коммуникативных умений, реализации профессионального потенциала. Работа методистов-наставников даёт возможность оказывать адресную помощь, внося весомый вклад в профессиональное становление молодого педагога.
Наставник передает подопечному опыт и знания, которые могут затрагивать как широкий круг вопросов, так и особые профессиональные темы.
Система наставничества в дошкольном образовательном учреждении основывается на взаимном интересе, принципах обратной связи, ценностно-ориентированного взаимодействия.
Коучинг – инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала работника с целью максимального повышения эффективности его профессиональной деятельности.
Коучинг и наставничество занимают значительное место в обучении и развитии персонала организации.
Наставничество – процесс более продолжительный в отличие от коучинга, и кроме осуществления помощи в достижении целей передает также необходимые знания, умения и навыки. Метод наставничества чаще ориентирован на взаимный обмен жизненным опытом, нацелен на поддержку, обучение или руководство личным, духовным или карьерным ростом работника. Наставничество охватывает более широкий диапазон проблем и является более общим процессом, чем коучинг.
В ходе работы с молодыми специалистами первоначально, я провожу диагностику. Провести диагностику уровней профессионального становления молодого воспитателя и их критерии можно используя показатели сформированности профессиональной педагогической компетенции воспитателей, разработанные Лосевым П. По результатам диагностику, я разрабатываю программу наставничества.
Используя мной, программа поддержки профессионального роста начинающего воспитателя включает в себя 3 основных этапа организации работы с молодыми педагогами ДОУ:
1-й этап – адаптационный.
2-й этап – основной (проектировочный).
3 -й этап – контрольно оценочный.
На каждом из этапов нами последовательно решались следующие задачи:
- обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
- обеспечить научно-методическое, правовое сопровождение педагогической деятельности начинающего педагога в соответствии с ФГОС До и ФОП ДО (федеральной образовательной программы дошкольного образования);
- оказать помощь в повышении профессионального мастерства путем раскрытия индивидуальных педагогических способностей;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;
- создание условий для развития инициативы и рефлексивных навыков;
- привитие интереса к педагогической деятельности.
Формы работы:
Основными формами работы в рамках данной программы выступали:
- обучающие семинары - практикумы,
- индивидуальные консультации,
- педагогические мастерские,
- мастер - классы, где молодые воспитатели могли увидеть опыт работы педагогов, имеющих разные квалификационные категории, а также поупражняться в выполнении различных этапов непосредственной образовательной деятельности детей.
Кроме этого, в рамках поддержки молодых специалистов ДОУ были проведены: консультации, беседы, круглые столы, творческие группы, «мозговые штурмы», проекты, коучинг – как метод сопровождения.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что процесс развития наставничества как формы поддержки профессионального роста начинающего воспитателя будет происходить успешнее при соблюдении следующих условий: своевременной диагностики имеющихся знаний умений и навыков молодых педагогов ДОУ; разработки системы методического сопровождения педагогической деятельности начинающего воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...
Модель мотивации и поддержки профессионального роста педагогов
Структурно-функциональная модель мотивации и поддержки профессионального роста педагогов состоит и трёх взаимосвязанных блоков:1. целевого2. процессуально-функционального3. результативного...

Профессиональное становление молодого специалиста в ДОУ.
Консультация для молодых педагогов пришедших в дошкольное учреждение. В консультации рассказывается о сложностях периода адаптации и способах их преодаления.К Консультации прилагается презентация для ...

Представление, анкета,информационная карта участника конкурса грантовой поддержке профессионального роста учителей и педагогических работников общеобразовательных организаций г.Ак-Довурак
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17975880","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"350"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17975894","...

Мастер-класс «Совместная деятельность наставника и молодого педагога по проектированию повышения квалификации, как залог профессионального роста молодого специалиста»
Цель: содействовать повышению квалификации молодого педагога....

Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена профессиональной адаптиции молодых педагогов дошкольного образования. Автором раскрывается сущность профессиональной адаптиции в условиях современного общества, сформулированы цели и ...

Выступление на семинаре-практикуме «Наставничество в дошкольном образовательном учреждении – эффективный инструмент развития профессиональных компетенций педагогов»
Всем нам известно, что наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществ...