Статья: «Организация работы по формированию эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами субъектификации природных объектов на примере проектной деятельности»
проект (подготовительная группа)

В статье представлен методический материал по  организация проектной деятельности, направленной  на формирование эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами субъектификации природных объектов на примере проектной деятельности».

Цель реализации проекта: формирование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством субъектификации природных объектов.

Задачи проекта:

- расширить представление детей о животном мире, о его разнообразии, способах и условиях приспособления животных к среде обитания (когнитивный компонент);

- развивать способности к распознаванию эмоционального состояния природных объектов (эмоциональный компонент);

- формировать способность оказывать помощь, устанавливать межличностные связи и взаимодействие с объектами природы (поведенческий компонент эмпатии).

Тип проекта:

- по доминирующему методу – творческий;

- по характеру содержания - «Ребенок и природа»;

- по характеру участия ребенка: ребенок – субъект проектирования;

- по количеству участников – групповой;

- по продолжительности – средней продолжительности.

Программа проекта была разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и специфики проектного метода, которая указывает на необходимость выбора темы и материала, исходя из детских интересов или возникающих у них вопросов и проблем.

Использовались различные варианты написания писем: когда животное является инициатором написания письма всем детям, а они по желанию отвечают ему в индивидуальных посланиях, и, когда дети решают написать письма животным сами, чтобы узнать об их жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Матюшкова Светлана Александровна

старший воспитатель,

муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детски сад № 362 Дзержинского района Волгограда»

Статья: «Организация работы по формированию эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами субъектификации природных объектов на примере проектной деятельности»

Работа по формированию эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами субъектификации природных объектов может быть организована в рамках специальной программы, которая включает несколько блоков:

Блок «Человек и природа». Подготовительные занятия, направленные на активизацию у детей представлений о чувствах и эмоциях человека, о нравственной категории доброты, а также на первичное осознание сходства человека и природных объектов.

Блок «Познакомимся с природой поближе». Занятия, посвящённые определённым природным объектам: домашним животным, диким животным, насекомым, растениям, элементам ландшафта. Эти занятия расширяют когнитивные представления детей о тех или иных объектах природы, создают условия для идентификации ребёнка с природным объектом, возникновения сочувствия и сопереживания по отношению к нему, а также формирования у ребёнка субъектного восприятия природного объекта.

Блок «Друзья Природы». Занятия, направленные на закрепление понимания детьми экологической, эстетической и этической ценности различных природных объектов, последствий разнообразных форм взаимодействия человека с природными объектами, понимания единства человека и природных объектов как части единой системы природного сообщества.

Для работы можно использовать различные методики и технологии, например: беседы по картинкам, составление рассказа, психогимнастические этюды, разыгрывание сценок, рисование по заданной проблемной ситуации с индивидуальным выбором сюжета

Успешное формирование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством внедрения проектной деятельности. Именно эта форма работы была использована в нашем учреждении для формирования эмпатии у дошкольников. В качестве основы для организации проектной деятельности, мы используем экологический проект Н.А. Рыжовой «Письма животным».

Длительность проекта: краткосрочный.

Цель реализации проекта: формирование эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством субъектификации природных объектов.

Задачи проекта:

- расширить представление детей о животном мире, о его разнообразии, способах и условиях приспособления животных к среде обитания (когнитивный компонент);

- развивать способности к распознаванию эмоционального состояния природных объектов (эмоциональный компонент);

- формировать способность оказывать помощь, устанавливать межличностные связи и взаимодействие с объектами природы (поведенческий компонент эмпатии).

Тип проекта:

- по доминирующему методу – творческий;

- по характеру содержания - «Ребенок и природа»;

- по характеру участия ребенка: ребенок – субъект проектирования;

- по количеству участников – групповой;

- по продолжительности – средней продолжительности.

Программа проекта была разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и специфики проектного метода, которая указывает на необходимость выбора темы и материала, исходя из детских интересов или возникающих у них вопросов и проблем.

Использовались различные варианты написания писем: когда животное является инициатором написания письма всем детям, а они по желанию отвечают ему в индивидуальных посланиях, и, когда дети решают написать письма животным сами, чтобы узнать об их жизни.

Рассмотрим этапы реализации проекта и особенности формирования компонент эмпатии.

Содержание работы по проекту включало в себя пять взаимосвязанных этапов:

В первый, подготовительный этап, были включены: занятия «В гости к дождевому червячку», проведение беседы с моделями животных, и рассуждение на тему «Для кого опасны хищники».

Во второй, исследовательский этап, входило: обсуждение адреса животного, варианты написания писем животным, изображение его портрета, изготовление конверта для письма и отправка письма.

Третий этап обобщения результатов включал в себя получение и обсуждение полученных писем от животных.

Четвертый этап работы: дополнительную информацию о животных, вызывающих у детей чувства антипатии, способствуя развитию научных представлений об их образе жизни и формированию эмоционально-положительного отношения к ним.

Пятый этап работы: подведение итогов работы по проекту, обсуждение с детьми результатов проекта и оформление выставки «Письма животных».

Благодаря широкому использованию различных методов и приемов, дети активно включились в работу по проекту, что способствовало повышению интереса и повлияло на чувства и эмоции детей и в целом, на осознание сопричастности человека к проблемам природоведческой деятельности, то есть на развитие эмоционально положительного отношения к животным – эмпатии – через субъектификацию природных объектов.

Первый этап работы:

Целью первого этапа работы необходимо было поставить перед детьми проблему, определив интересующие их вопросы, касаемые характера отношения детей к определенным животным.

Были проведены следующие мероприятия: проведение занятия «В гости к дождевому червячку». В почтовом ящике «Экологической сказки» мы обнаружили очень странное письмо, на конверте которого написано: «передать детям подготовительной группы». Как вы думаете, от кого оно? Хотите узнать?» Дети очень обрадовались письму и с удовольствием решили послушать, что там написано (Письмо было от дождевого червячка). После чтение письма от дождевого червячка детям были заданы следующие вопросы:

- Хотели бы вы подружиться с дождевым червячком и пригласить его к себе в гости?

Детям стало очень интересно, и они решили написать ему письма, чтобы как можно больше узнать о нем и подружиться. Также была проведена Физминутка: «Дождевые червячки» по методики «Расскажи стихи руками» (Е.А. Алябьева). За то, что вы так хорошо сегодня поработали, Дождевой червячок прислал подарок (Коробочка коричневого цвета с мармеладными червяками).

- Они, конечно, отличаются от настоящих, но они мармеладные и разного цвета. И этих червячков можно попробовать вам.

Также провели беседу с детьми на тему: «Чем отличаются жаба и лягушка». Выяснили что лягушка – земноводное животное. Уникальность лягушек в том, что они могут дышать кожей, поэтому она всегда остается влажной. Лягушки на ощупь скользкие и гладкие, у них есть удлиненные перепончатые лапки, с помощью которых они активно передвигаются.

Лягушки совершенно безопасны для человека и с ними надо обращаться бережно. Если к ним присмотреться внимательнее, то они могут показаться даже красивыми, а их лягушачьи песни звучат не хуже птичьих. А жаба – это крупное бесхвостое земноводное. Они имеют плотное телосложение, короткие конечности и толстую бугорчатую кожу с одиночно разбросанными ядовитыми железами. Крупные околоушные железы – паротиды, находятся позади глаз. Они выделяют ядовитый секрет, который для человека не представляет опасности.

Ребята проявили интерес к лягушке и решили написать письмо ей.

Порассуждали на тему «Для кого опасны хищники» и выяснили, кто за кем охотится.

Лягушка – прекрасный охотник за летающими насекомыми. В этом ей помогают язык и умение хорошо прыгать. Когда она видит комара, то моментально выбрасывает далеко вперед свой язык и ловит им комара. А язык у лягушки необычный. Он может становиться очень длинным. У нас, людей, язык прикреплен ко рту задним концом (пусть дети пошевелят своими языками и даже высунут их – мы выставляем передний кончик языка, поскольку сзади язык крепко держится во рту, и поэтому мы не можем так ловко ловить языком комаров, как лягушка). У лягушки язык прикреплен передним кончиком, поэтому она умеет лучше нас показывать свой язык. К тому же он у нее липкий, словно намазан клеем, и комарики, жучки приклеиваются к нему, как марка к конверту. А уж если приклеились, то обратно не выберутся: у лягушки есть маленькие, но крепкие зубки-бугорки.

Второй этап работы.

Цель: организовать деятельность детей по написанию писем животным.

Предварительно был составлен список животных, которым дети будут писать письма. Это были животные разных систематических групп.

Руководствуясь фактом негативного отношения детей к некоторым животным (дождевой червяк, лягушка, таракан) целью изменения этого отношения в положительную сторону, они тоже были внесены в список.

Таким образом, список включал пять животных (дождевой червяк, волк, жаба, паук, таракан).

На занятии при чтении письма детям, дождевой червячок хотел бы с ними познакомиться и получить письма от них. И для того, чтобы письмо «попало» к животному, на конверте необходимо написать адрес и нарисовать портрет животного. Это способствовало формированию знаний детей в области распространения и местообитания животного.

Готовые адреса, составленные с учетом особенностей местообитания животных, были обсуждены на занятии и выписаны на отдельных листах бумаги. Обсуждение адресов животных подвело детей к понятию местообитания животного, а «имя» и «фамилия» познакомили с основами классификации (имя – вид, фамилия – род, семья – семейство). Детям объяснили, что члены одного семейства – семьи – похожи друг на друга, но имеют и отличительные черты. Это также способствовало формированию у ребенка представления о том, что на всем земном шаре все живые организмы обитают и приспособлены к жизни в определенных условиях и именно в своих местообитаниях – «домах» – и эти дома бывают очень разные. Например: Подземная страна – адрес дождевого червяка, норка в почве, а адрес лягушки – берег озера.

Следующим пунктом, который оказался самым интересным для детей это составление текста писем, оформление конверта и отправка их адресатам. Здесь работа проводилась индивидуально с каждым. В оформлении конвертов и рисовании портрета, а также написании писем дошкольникам оказывали помощь родители.

В своих письмах дети приглашали животных к себе в гости, и хотят познакомить со своими друзьями. Например, из письма дождевому червячку «…в нашем доме на огороде тебе было бы уютно и просторно». «Мы радуемся встрече с вами, потому что знаем, что дождевые черви полезны для почвы и для растений, и они безобидные». Дети думали, смогут ли создать такие условия, к которым животное привыкло в природе. Если нет, то детям предлагалось написать вежливый отказ с объяснением. Однако не один ребенок такой отказ писать не согласился.

Все обращения к животным были приветливыми: («Привет, червячок»; «Здравствуй, дорогой Червячок!». Многие дети хотят познакомить со своей семьей, предлагают погостить у них («…Мы сделаем тебе домик в большом аквариуме и насыплем в него земли, в которой ты сможешь сделать ходы…».

Все письма выражали доброжелательное отношение детей к животным, (например, «я думаю, мы с тобой подружимся»). «Детские письма были искренними, ребята действительно обращались к животными как со своими друзьями. Каждый из детей хотел встретиться и приглашая в гости, рассказывая, какие бы условия создал для червячка своими руками («насыпал земли в аквариум»).

Рисунки детей, которые они изобразили как портреты животных, были вложены в письма и отправлены в конвертах, имели важное значение, так как в дошкольном возрасте ребенок стремиться выразить свои представления об окружающем мире с помощью рисунка. Когда дети рисуют портреты животных, то они непроизвольно запоминают его характерные черты и особые приметы. Готовые конверты с письмами и рисунками дети опускали в специальный почтовый ящик, а затем получали через определенное время ответы на них.

Третий этап работы.

Цель: проанализировать и обсудить с детьми ответы животных.

Через определенный промежуток времени дети получили ответы от своих адресатов, что вызвало у детей много положительных эмоций и (чувства радости, восторга, удивления и др.). В ответах, составленных автором проекта, содержалась дополнительная информация об отдельных фактах из жизни животного, об особенностях его образа жизни и другие сведения, подаваемые от имени самого животного.

Чтение и обсуждение писем вызвало большой интерес и различные эмоциональные реакции детей. Ответы, написанные в научно-художественной, познавательной и веселой форме, вызывали у детей смех, радость, удивление, восторг, восхищение, жалость. Они одновременно огорчались тому, что их любимцы не смогут приехать в гости, и радовались тому, что смогли с ними подружиться. Детям нравилось, когда животные задавали им вопросы, которые позволяли ребенку взглянуть на привычные вещи с другой точки зрения – точки зрения животного, а не человека (когда их спрашивали, едят ли они такую же пищу, как и животные, ведут ли похожий образ жизни и т. д.). Обсуждение писем дало возможность донести информацию до всех детей, научить их «на примере чужих ошибок»; способствовало развитию чувства юмора, речи и мышления, воображения. Дети проявили желание показать ответы родителям, сверстникам, педагогам, поделиться результатами своей переписки на выставке.

Таким образом, используемые в работе по проекту методы и приемы оказали положительное влияние на развитие умственной деятельности детей, повысили их активность в познании природы. Большинство детей усвоили не только элементы содержания некоторых экологических понятий, но и саму идею бережного отношения к животному миру.

Четвертый этап работы.

Цель: дать дополнительную информацию о животных, вызывающих у детей чувства антипатии, способствуя развитию научных представлений об их образе жизни и формированию эмоционально-положительного отношения к ним.

Составление «анкет» животных с целью проверки и закрепления знаний детей о животных. «Анкета» включала в себя ряд пунктов, каждый из которых давал детям элементарное представление о некоторых экологических понятиях: «профессия» животного, враги, одежда, особые приметы, меню.

Пункт «анкеты» – «профессия» животного дал частичное представление об экологической нише, пищевых связях и о роли («работе», «профессии») животного в природе. Например, обсуждение «профессии» хищника изменило представление детей об этих животных в положительную сторону, так как дети поняли, что согласно своей «профессии» животные играют свою роль в природе. Дошкольники усвоили, что в природе «безработных» животных не бывает, и все они взаимосвязаны друг с другом.

Понятие взаимоотношения живых организмов, в том числе типа «хищник – жертва», включая воздействие человека на данный вид, дало обсуждение врагов животного. Дети узнали, что, например, врагами зайца являются волк, лиса, бродячие собаки, человек. Врагами лисы – человек, собаки, волк и медведь. Многие выражали удивление, узнав, что человек является врагом вообще всех животных, в том числе и хищников. Дети проявляли желание исправить сложившуюся ситуацию.

В графе «одежда» вместе с детьми описывался характер кожного (перьевого, волосяного и т. п.) покрова как одного из приспособительных признаков животных для безопасной жизни в среде обитания. Они узнали, что окраска многих животных, в основном жертв хищников, помогает им защищаться. Удивление у многих детей вызвало и то, что у жабу есть отличительные черты от лягушки, а дождевой червяк гладкий и скользкий потому, что это помогает ему передвигаться под землей. Одним, чтобы прятаться, другим, чтобы пугать врагов.

Сведения об особых приметах способствовали формированию у детей представления о том, что у каждого животного есть свои приспособления к окружающей среде, и свои отличительные признаки. В качестве дополнительного задания детям предлагалось составить «меню» для животного, то есть перечислить самую любимую его еду. Все дети активно приняли участие в таком задании. Воспитателю пришлось объяснять, что еда, которая вкусная для детей, не всегда съедобная для животных. Поэтому выполнение этого задания также пополнило знания детей.

Пятый этап работы.

Цель: подвести итоги работы по проекту.

На последнем этапе нашей работы мы обсуждали с детьми результаты проекта.

Таким образом, в реализации последовательных этапов проекта прослеживалось формирование субъектного отношения к объектам живой природы: через расширение эмоционального переживания и способности распознавать эмоциональное состояние животного (червячка, лягушки, жабы и т.д.), расширение знаний и представлений о местах обитания животных и приспособлениях к ним, и поведенческий компонент – возможность установить межличностное взаимодействие, написать письмо животному, вкладывая в него всю гамму чувств и переживания, заинтересованность в межличностном взаимодействии и возможности более близкого знакомства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,в транспорте.

Актуальность темы           Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна в современном обществе. Причиной увеличения  количества пострад...

Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

 Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

Целью  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключаетс...

Статья "Игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни".

Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, мы, педагоги, уделяем большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни.Одним из средств, эффективно способствующих формиро...

Статья на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста срадствами театрализованной деятельности. Цель: Внедрение инновационных технологий по развитию творческой личности ребенка срдствами те...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа посредством проектной деятельности «Ай, да масленица!»

Паспорт проектаМетодическая тема проекта :  формирование  у детей старшего дошкольного возраста  интереса к традициям своего народа, посредством проектной деятельности.Творческое н...