Рабочая программа музыкального руководителя 2022-2023г.г.
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа музыкального руководителя 2022-2023г.г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 87.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Рабочая программа
Художественно-эстетическое развитие
(разработана в соответствии с ФГОС ДО и учетом
примерной основной общеобразовательной о программы дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
Срок реализации программы – 1 год
Вид непосредственной деятельности: музыка
г. Пыть-Ях, 2022г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Раздел | Страница |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Обязательная часть | |
1.1.1. | Пояснительная записка | 2 |
Цели по реализации Программы | 3 | |
Задачи по реализации программы | 4 | |
Принципы и подходы к формированию Программы | 4 | |
Значимые характеристики Программы | 5 | |
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста | 5 | |
1.1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 8 |
1.2. | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 8 |
1.2.1. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 8 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Обязательная часть | 8 |
2.1.1. | Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей | 8 |
2.1.2. | Формы, способы, методы и средства реализации Программы | 9 |
2.1.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик | 14 |
2.1.4. | Способы поддержки детской инициативы | 14 |
2.1.5. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 15 |
2.1.6. | Взаимодействие с социальными партнерами | 16 |
2.2. | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 16 |
2.2.1. | Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста | 16 |
2.2.2. | Коррекционная работа и инклюзивное образование | 16 |
2.2.3. | Проектная деятельность | 19 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Обязательная часть | 29 |
3.1.1. | Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей | 29 |
3.1.2. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | 31 |
3.1.3. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды | 32 |
3.1.4. | Материально-техническое обеспечение Программы | 33 |
3.1.5. | Методические материалы и средства обучения | 34 |
3.2. | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 36 |
3.2.1. | Здоровьесберегающие технологии | 36 |
3.2.2. | Планирование воспитательно-образовательных отношений | 38 |
Используемая литература | 39 | |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Обязательная часть
1.1.1. Пояснительная записка
За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Нам предлагают большое количество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменились дети и родители. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной Программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное, и физическое развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет составлена с учетом с федеральными государственными образовательными стандартами с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии с нормативно – правововым обеспечением:
Федеральный уровень:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648
- 20 «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 28.09.2020г. (изм. от 18.12.2020 г.)
Региональный уровень:
1) Распоряжение Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 9 февраля 2013 года № 45-рп «О плане мероприятий («дорожной карте»). Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
2)Закон Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
- Постановление Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 февраля 2014 г.
№ 112 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Ханты- Мансийского автономного округа – Югры»;
- Постановление Правительства Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013г. № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты- Мансийском автономном округе»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 20.05.2013г. № 437 «Об утверждении Концепции инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе.
Муниципальный уровень:
- Устав общеобразовательной организации;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в МАОУ
«Прогимназия «Созвездие».
Программа разработана в соответствии с основной образовательной
Программой МАОУ «Прогимназия «Созвездие».
Программа разработана на основе программ:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез», 2014 г. (образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста).
- Каплунова И., Новоскольцева И. « Ладушки» Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста.г. Санкт- Петербург 2015.
- Радынова О.П. Программа по слушанию музыки. 1999г.
- учебный план ДОО на 2020-2021 учебный год, МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально – игровой деятельности.
Задачи:
- Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития:
- развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе
- развитие внимания
- развитие чувства ритма и красоты мелодии
- развитие индивидуальных музыкальных способностей
- Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям (игра на музыкальных инструментах)
- Развивать коммуникативные способности.
- Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
- Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое расслабление воспитанника.
- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
- Развитие пальцевой и лицевой моторики, координации, пластичности, гибкости и других физических качеств.
- Коррекция речевых нарушений: психических процессов и эмоционально-волевой сферы, а также процессов самоконтроля и саморегуляции.
Вместе с тем, наряду с общеобразовательными музыкальными задачами, решаются и задачи здоровьесберегающей направленности.
- Коррекция артикуляции, речевого дыхания, темпа и ритма речи, голосовых нарушений.
Принципы и подходы к формированию Программы
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей. Формы интеграции: совместные творческие проекты, совместные праздники, досуги, развлечения.
Сроки освоения программы.
Рабочая программа рассчитана на 3
года обучения:
- группа раннего возраста;
- младшая группа;
- средняя группа
- разновозрастная группа компенсирующей направленности
Методические принципы построения программы:
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Целостный подход в решении педагогических задач.
- Учет возрастных особенностей воспитанников.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип партнерства.
- Принцип положительной оценки деятельности детей.
- Соотношение используемого музыкального материала с природным и светским календарем.
- Соотношение с тематическим планированием ООП ОО.
Тематический принцип построения воспитательно-образовательных отношений
позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать
специфику образовательной организации. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей, в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический подход позволяет оптимально организовать воспитательно-
образовательные отношения для детей с особыми потребностями.
Значимые характеристики программы
Цели и задачи Программы реализуются не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов – как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей; воспитательно-образовательные отношения строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, предполагая адекватные возрасту формы работы с детьми.
Возрастные особенности развития ребенка 2-3 лет (группа раннего возраста)
в музыкальной деятельности.
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
При восприятии музыки, дети второго года жизни проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает низкий и высокий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Малыш в этом возрасте овладевает простейшими движениями: хлопает в ладоши, притопывает ножкой, кружится под звуки музыки.
Возрастные особенности музыкального развития детей 3- 4 лет
(младшая группа) в музыкальной деятельности.
Период с 3-х до 4-х лет характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание активно заниматься музыкой.
К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку, т.е. у детей рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации.
Кроме того, дети овладевают многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть (притопывание ногой, прихлопывание в ладоши, поворачивания кистей рук, кружение, а так же исполнение образных движений («зайчики» прыгают, «птички» летают, «мишка косолапый» идет и т.д.)
Возрастные особенности музыкального развития детей 4-5 лет
(средняя группа) в музыкальной деятельности.
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка и его возможности.
Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «Почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части одна быстрая, а другая медленная, на каком инструменте играют мелодию (фортепиано, скрипке, баяне). У ребенка формируется элементарный навык слуховой культуры – воспринимать музыку, дослушивать ее до конца, понимать общий характер, настроение пьесы, узнавать ее и называть. У детей появляется заинтересованность содержанием музыкального произведения, желание рассказать о впечатлениях после прослушанной песни или пьесы.
Ребенку понятны требования педагога: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Несколько увеличивается диапазон, дыхание становится более организованным. Налаживается вокально - слуховая координация.
Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого. К пятому году жизни дети овладевают плясовыми движениями: ставят ногу на пятку, притопывают одной ногой, кружатся по одному и парами и др.
Возрастные особенности музыкального развития детей 5-7 лет
(разновозрастная) в музыкальной деятельности.
Продолжают накапливаться музыкальные впечатления и
вырабатываться адекватная эмоциональная отзывчивость на музыку,
формируются общие и музыкальные представления, совместно со взрослым в
диалоге делаются первые обобщения о музыке, дети высказывают свои
впечатления, однако односложными образами. Они различают характер
музыки, жанры музыки (марш, песня, танец) с наглядной поддержкой,
узнают знакомые музыкальные произведения по мелодии, с различной
отсрочкой во времени, проявляют интерес к игре на детских музыкальных
инструментах, распознают их по звучанию и звукоизвлечению (ударные,
духовые, струнные, клавишные). В этом возрасте продолжают
формироваться вокальные и хоровые навыки, умение вместе начинать и
заканчивать песню, регулировать дыхание во время пения, целиком
произносить все фразы, соблюдать темп песни, с опорой на аккомпанемент
правильно воспроизводить мелодию, регулировать силу голоса в пении.
Однако напевность, выразительность голоса еще недостаточно развиты. Дети
выполняют различные ритмические движения под музыку (ходьбу, бег,
прыжки), с поддержкой взрослого (по показу или словесной инструкции)
передают средства выразительности (характер, темп, форму, динамику); в
играх, упражнениях используют несложные танцевальные движения в парах,
пространственные перестроения врассыпную, по кругу, движения с
предметами и без них, стараются эмоционально воспроизводить знакомые
образы персонажей в музыкальных играх. Появляется самостоятельность и
целенаправленность в музыкальной деятельности, наблюдаются элементы
проявления танцевально-игрового творчества.
Задачи в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:
- Обогащать слуховой опят детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
- Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
- Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
- Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Задачи в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:
- Развивать певческие умения детей.
- Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.
- Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
- Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
В рамках НОД используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы
При решении поставленных в Программе задач педагогический коллектив выстраивает систему воспитательно – образовательных отношений и создает специальные условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров, которые описаны как основные характеристики их развития и представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
1.2.1 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе
Оценки результатов освоения Программы способствует педагогу выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]. [положение о мониторинге МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Обязательная часть
2.1.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
1) художественно-эстетическое развитие;
2) речевое развитие;
3) познавательное развитие;
4) физическое развитие.
5) социально-коммуникативное развитие;
[основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Программа обеспечивает творческое развитие личности, мотивации и
музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности и
охватывает следующие образовательные области:
Художественно - эстетическое развитие:
- развитие детского творчества,
- приобщение к различным видам искусства,
- использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка»,
- закрепления результатов восприятия музыки.
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
- развитие детского творчества.
Речевое развитие:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки,
- развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности,
- практическое овладение воспитанниками нормами речи
Познавательное развитие:
- расширение кругозора детей в области музыки,
- сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
Физическое развитие:
- развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности,
- использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве,
- развитие игровой деятельности,
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
2.1.2. Формы, способы, методы, и средства реализации Программы
Построение воспитательно-образовательных отношений основывается на адекватных возрасту методах и формах работы с детьми. Выбор методов и форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности образовательной организации, культурных и региональных особенностей, опыта и творческого подхода педагогов [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Срок реализации программы – 3 года.
Рабочая программа предполагает проведение музыкальной непосредственно-образовательной деятельности (НОД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствиями с требованиями СанПиН.
Программой предусмотрено проведение диагностических занятий – на начало учебного года/на конец учебного года.
Продолжительность НОД:
Группа | Возраст | Длительность (минут) |
группа раннего возраста; | с 2 до 3 лет | 10 |
младшая группа; | с 3 до 4 лет | 15 |
средняя группа | с 4 до 5 лет | 20 |
разновозрастная группа компенсирующей направленности | с 3 до 7 лет | 20 |
Структура и содержание НОД.
Музыкальная образовательная деятельность состоит из трех частей.
1. Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных танцевальных
движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть.
Слушание музыки.
Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
Пение.
Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с музыкальным руководителем/воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие
памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска.
Цель — доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.
На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Формы музыкальной деятельности дошкольников:
- музыкальные занятия,
- совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ОО в разнообразии форм,
- самостоятельная музыкальная деятельность,
- праздники и развлечения.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- коррекционно-педагогическое сопровождение развития детей;
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования;
- сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
сотрудничество с семьёй: поддержка родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Виды музыкальных занятий:
Виды занятий | Характеристика |
1.Индивидуальные музыкальные занятия | Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии. |
2. Подгрупповые музыкальные занятия | Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников. |
3. Фронтальные занятия | Проводится со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников. |
4. Объединенные занятия | Организуются с детьми нескольких возрастных групп. |
5.Типовое (или традиционное) музыкальное занятие) | Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться. |
6. Доминантное занятие | Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка). |
7. Тематическое музыкальное занятие | Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. |
8. Комплексные музыкальные занятия | Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т.д. Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств. |
9.Интегрированные занятия | Отличаются наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) в содержание разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого–либо образа, явления. |
Исходя из возникновения развития музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, можно определить оптимальные формы организации музыкальной деятельности дошкольников.
Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в ОО.
Возраст | Ведущая деятельность | Современные формы и методы музыкальной деятельности |
2-5 лет | Игровая (сюжетно – ролевая игра) | -Музыкально – сюжетно ролевые игры (песня-игра) -Музыкальные игры-фантазирования -Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе -Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия -Музыкально-дидактические игры -Игры – этюды по мотивам музыкальных произведений -Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием -Концерты – загадки -Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке. |
5-7 лет | Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности | -Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность. -Музыкально-дидактическая игра. -Компьютерные музыкальные игры. -Исследовательская (опытная) деятельность. -Проектная деятельность -Театрализованная деятельность -Хороводная игра -Музыкальные игры-импровизации -Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты. -Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей. -Интегративная деятельность -Клуб музыкальных интересов -Коллекционирование (в том числе впечатлений) -Самостоятельная музыкальная деятельность детей. |
Непосредственная образовательная деятельность по музыке проводится с детьми в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями и задачами физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей. Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познавательное общение детей, воспитателя и музыкального руководителя, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход, широко используется в ситуации выбора, разнообразные виды наглядности: игрушки, атрибуты, маски, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры и т.д.
Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях:
- только качественная аудиозапись музыки
- иллюстрации и репродукции
- дидактический материал
- игровые атрибуты
- музыкальные инструменты
-«живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы)
2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназии «Созвездие»].
2.1.4. Способы поддержки детской инициативы.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности ребенка по выбору и интересам. Возможность играть, петь, танцевать и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность ребенка протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребѐнка [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Работа с одаренными детьми
Дополнительное образование в ООУ направлено на развитие индивидуальности и выявление детской одаренности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На уровне детского сада необходимым условием является распознавание одаренности воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития и отношений со взрослыми и сверстниками.
В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей.
Функционирует кружок по музыкальному воспитанию дошкольников «Веселые нотки».
Направления развития по ФГОС | Наименование кружка | Количество групп | Количество воспитанников |
Художественно-эстетическое | «Весёлые нотки» Кружок по музыкальному воспитанию дошкольников | 1 | 10 |
Функции по работе с одаренными детьми:
- выявление одарённых детей;
- организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
- подготовка детей к конкурсам, викторинам, фестивалям;
- отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей;
- создание предметно-развивающей среды;
- консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
2.1.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и дошкольной организации педагогическим коллективом созданы все необходимые условия (Приложение № 1). [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназии «Созвездие»].
Семья играет главную роль в жизни ребенка. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
Главной должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и родителями.
Цель музыкального руководителя – раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Главная задача, определяющая получение удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности – играть и творить.
Работа с родителями осуществляется по четырем направлениям:
1) информационно-аналитическое;
2) досуговое;
3) познавательное;
4) наглядно-информационное
Методы и приемы работы с родителями:
- занятия,
- консультации,
- практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.
- индивидуальные беседы,
- анкетирование,
- экспресс-опрос;
- тестирование;
- папки-передвижки,
- утренники, развлечения, игровые программы, концерты;
- родительские собрания (общие и групповые),
- конференции,
- дни открытых дверей,
- совместный досуг.
2.1.6. Взаимодействие с социальными партнерами
Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности организации, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными организациями в рамках разностороннего развития воспитанников (приложение №1) [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназии «Созвездие»].
2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
2.2.1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста» [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
2.2.2. Коррекционная работа и инклюзивное образование.
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ, осваивают программу по музыкальной деятельности совместно с другими детьми. Для них созданы все условия для получения качественного образования, которое способно обеспечивать адекватное обучение, воспитание, социализацию как детей с особенностями развития, так и их обычных сверстников, что позволяет максимально раскрыться потенциальным возможностям личности каждого ребѐнка [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Задачи коррекционной работы:
Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | Коррекционные |
Укреплять костно-мышечный аппарат. | Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. | Развивать речевое дыхание. |
Содержание коррекционной работы:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.
Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:
- коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;
- все специалисты осуществляют коррекционную работу.
Коррекционная работа включает время, отведенное на:
- непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы организации:
- индивидуальная;
- подгрупповая.
Перечень коррекционных мероприятий:
- обследование воспитанников;
- изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;
- заполнение речевых карт и карт обследования;
- анкетирование родителей;
- диагностика детей;
- выбор образовательного маршрута;
- подгрупповая и индивидуальная НОД;
- консультирование родителей, индивидуальные беседы;
- консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;
- заседание коррекционной службы ООУ;
- заседание ПМПк;
- обобщение передового опыта.
Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога и осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу специалистов ДОУ должны учитывать:
- структуру речевого нарушения, когнитивных процессов;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
Узкие специалисты и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых и психических нарушений.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
2.2.3. Проектная деятельность.
На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и профессионального стандарта педагога, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно - методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей посредством введения современных инновационных технологий в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. Каждый педагог является создателем той или иной инновационной технологии, даже если он занимается заимствованием, путем интеграции нескольких известных технологий или адаптации инновационной технологии к конкретным условиям образовательного процесса ДОО. Использование в работе инновационных технологий невозможно без творчества. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, когнитивный процесс в его развивающемся состоянии всегда будет основным ориентиром. Большую роль в инновационной деятельности отводится работе с воспитанниками в условиях общеобразовательной организации. Для воспитателей важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, для их эффективной социализации в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъекта образовательного процесса. Необходимо в своей работе создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс строился как поле выбора форм, методов и условий образовательной деятельности детей, а ребенок и воспитатель стали субъектами выбора сфер самореализации. Результатом выбора форм деятельности становится построение совместной деятельности взрослого и ребенка, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей в игровой форме. Проблема организации досуга не нова, ею издавна интересовались прогрессивные педагоги и психологи. К. Д. Ушинский считал, что «когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность». И педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы дети проводили время с пользой: получали новые знания и умения, развивали личностные свойства, умели взаимодействовать со сверстниками как во время проведения досуга, так и в образовательной деятельности. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг, в частности организация детей в клубах по интересам. Работа в клубе по интересам считается как одна из актуальных форм работы с детьми дошкольного возраста. В современной системе образования существуют различные факторы, которые указывают на необходимость использования клубов в воспитательно-образовательном процессе:
- реализация собственных потребностей детей в инициативном поведении, игре, общении, продуктивной деятельности;
- развивающая предметно-пространственную среду, побуждающую детей к инициативному поведению;
- подражание взрослым образцам инициативного поведения;
- специально разработанные технологии по развитию самостоятельности, инициативности и саморегуляции поведения.
Актуальность проблемы
Современная образовательная ситуация, связанная с изменениями требований к системе образования на всех уровнях, ставит перед педагогами новые задачи в организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Важно найти эффективный инструмент для создания образовательного пространства, в котором каждый участник сможет реализовать свой потенциал.
Дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому образование дошкольников остро нуждается в преобразованиях, характер которых сформулирован в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Стандарт дошкольного образования - это изменение всей системы образования, направленное на поддержку позитивной социализации и индивидуализации. Цель индивидуализации образования - развитие ребенка, как субъекта деятельности и общения, где понимание субъекта связывается с наделением человека личностными качествами:
- активный,
- самостоятельный,
- инициативный,
- творческий.
Педагоги нашего детского сада считают важным направлением своей деятельности развитие именно этих качеств личности дошкольника. Из бесед с детьми и родителями мы узнаем, что дома дети очень много времени проводят за просмотром телевизора и за компьютерными играми или играми в телефоне. Хорошо, если это развивающие игры и познавательные мультфильмы и передачи, но зачастую это развлечения сомнительного содержания.
Выбирая форму работы, мы опираемся на принципы дошкольного образования, прописанные в п. 1.4. ФГОС ДО:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Так основной идеей работы с детьми стала организация клуба по интересам, в котором дети смогли бы сами выбирать направления познания мира, получать разносторонние знания в игровой форме, используя всевозможные источники информации. Роль педагога: следовать за интересами детей, обогащать их знания, удивлять, вовлекая в экспериментальную деятельность. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой даёт такое определение: «Клуб - это общественная организация, которая объединяет людей на основе сходства и близости интересов и занятий». В условиях детского сада можно сказать, что клуб-это совместная деятельность воспитателя с детьми, строящаяся на основе общих интересов. Это прежде всего организация свободного времени ребенка, его самостоятельной деятельности, это учение с увлечением, которое послужит детям не только в получении знаний, но и в эффективной социализации. Для этого в МАОУ «Прогимназия «Созвездие» мы решили активно изучать, апробировать и применить современную систему социализации детей через работу клубной деятельности. Предлагаемая система социализации дошкольника включает следующие технологии:
Ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин).
Клубный час позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится.
Ежедневный круг рефлексии предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе.
Дети-волонтеры - разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
Социальные акции призывают ребенка «выйти за рамки» детского и вместе со взрослыми участвовать в решении социальных проблем.
Волшебный телефон - своеобразный детский «телефон доверия».
Проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми.
Развивающее общение технология гуманистического общения «взрослый - ребенок», «ребенок – ребенок», «взрослый - взрослый».
Безусловно, значимый эффект социализации достигается применением этих технологий всех вместе в течение 3-5 лет работы. Ребёнок проходит круг «Ситуаций месяца», начиная с поступления в ДОО и до выпуска в школу. Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» мы будем исходить из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, проблем приобщения ребёнка к мировой культуре, освоения им социальных ролей. Мы считаем, что объединение технологии социализации с образовательным процессом через клубное направление станет эффективной моделью образовательного пространства. Поэтому было принято решение начать работу по выстраиванию образовательного процесса, через включение в него такой формы организации, как «Клубы по интересам». Это педагогическая модель направлена на развитие у дошкольников саморегуляции (произвольности) поведения, умения планировать деятельность, оценивать результаты. Она развивает творческие способности, познавательные и социально-коммуникативные навыки детей с самого раннего возраста. Модель «Клубов по интересам» такова. Воспитанники совместно с педагогами как в возрастных группах так и за их пределами могут заниматься определенным видом деятельности, который выберут сами. Педагоги в это время организуют площадки в помещениях общеобразовательной организации различной направленности и помогают детей организовать их.
На сегодняшний момент перед нами встала задача - уйти от традиционной организации обучения, определить какие формы совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению образовательной программы мы будем применять.
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный проект.
Ключевые слова:
Эффективная социализация дошкольников, «Клуб по интересам», саморегуляция поведения дошкольников, сотрудничество детей и взрослых, инициатива и самостоятельность детей, познавательный интерес.
Основная идея проекта:
Внедрение инновационной модели организации образовательного процесса через работу клубов по интересам (возрастная категория от 0 до 7 лет), которая предусматривает детскую продуктивную деятельность с преобладанием коллективных форм работы, имеющих четко определенную социальную мотивацию. Такая форма организации открывает новые возможности для каждого ребенка, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: эффективная социализация детей посредством клубной деятельности.
Обоснование значимости
«Клуб по интересам» - не просто занятия по определенному виду деятельности. Это организация совместной продуктивной и творческой деятельности с преобладанием коллективных форм работы, имеющих четко определенную социальную мотивацию. Здесь важно, что ребенок, работая в определенном направлении самостоятельно выбирает род деятельности. Продуктивная составляющая каждого Клуба такая, которую сложно осуществить в рамках традиционного занятия. Это - презентация сконструированных роботов, готовый фильм, крупногабаритная модель, детский мюзикл и т.д. Все эти продукты связаны одной темой в соответствии с технологией «Ситуацией месяца». Ведь не секрет, что детям не нравится, когда вид деятельности регламентируется педагогом и нет возможности проявить самостоятельность и творчество. Традиционное занятие не дает возможности реализовать себя детям с ограниченными возможностями здоровья, так как не предусматривает индивидуального темпа работы. А «Клуб по интересам» позволяет работать детям рядом, совместно и с помощью взрослого в собственном темпе, вложив в создание продукта ту часть, которая ему по силам. А значит, мы достигаем цели, ребенок развивается по своему собственному образовательному маршруту.
Новизна состоит в том, что в «Клубах по интересам» ребенок самостоятельно выбирает вид деятельности, партнера в клубе по коллективной работе или может творить индивидуально, но рядом с другими детьми, выполняя общую поставленную задачу.
Ключевые задачи
1. Разработать и внедрить модель организации образовательного процесса, обеспечивающую развитие ребенка по своему образовательному маршруту.
2. Подготовить педагогов к реализации инновационных форм организации образовательного процесса.
3. Провести исследование эффективности инновационных форм организации образовательного процесса, через работу «Клубов по интересам».
4. Обобщить и описать опыт работы общеобразовательной организации по реализации инновационной модели организации образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
- Эффективность работы модели «Клубов по интересам», функционирование их на постоянной основе.
- Повышение качества образовательного процесса.
- Позитивный воспитательный эффект: включение детей в общественную жизнь, развитие саморегуляции поведения, повышение показателей социального развития и комфортности детей в образовательном пространстве общеобразовательной организации.
- Получение педагогами новых компетенций для дальнейшего профессионального развития.
- Распространение положительного опыта инновационной организации образовательного процесса среди дошкольных организаций города.
Ожидаемые эффекты
1. Достижение качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей дошкольного возраста по ведущим направлениям.
2. Удовлетворенность всех участников образовательных отношений.
Ожидаемая практическая значимость проекта
В итоге реализации проекта будет разработана и апробирована новая модель работы общеобразовательной организаций, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в вопросах поддержки индивидуализации, самостоятельности и инициативы ребенка, отвечает сегодняшнему запросу государства: работа с детьми от 0 до 7 лет и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение в образовательный процесс модели «Мой дом - Созвездие» позволит педагогам осуществлять работу со всеми категориями детей по индивидуальному образовательному маршруту. Переход организации к такой инновационной модели позволит добиться качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей дошкольного возраста нашей организации, профессионального роста и саморазвития педагогов, работающих в МАОУ «Прогимназия «Созвездие». Поможет включить в образовательный процесс родителей и социальных партнеров, что существенно повысит удовлетворенность всех участников образовательных отношений.
Планируемые результаты у детей:
- ребенок владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- ребенок соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно объясняет явления природы и поступки людей;
- ребенок имеет начальные представления о себе, о природном и социальном мире;
- ребенок способен к принятию собственных решений.
Планируемые результаты у родителей:
- приобщение членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;
- дать родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения со взрослыми;
- дать родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей группы;
- дать возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивая содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);
- дать возможность участия родителей в групповых делах.
Планируемые результаты у педагогов:
- в общеобразовательной организации разработана система проектирования образовательного процесса в рамках инновационной деятельности педагогов, направленная на эффективную социализацию дошкольников.
- у педагогов сформированы технологические, презентационные, акмеологические и аналитические компетенции.
- педагоги разрабатывают и реализуют проекты, направленные на социализацию дошкольников в разных видах детской деятельности.
- педагоги осуществляют поддержку детской инициативы с учетом индивидуальных способностей и возможностей дошкольников.
2.2.4. Проект музыкального руководителя Паньковой Е.А.
по выявлению и развитию музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста «Одарённый ребёнок».
Работа над проектом музыкально-эстетической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах образовательной деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Творческий проект: «Одарённый ребёнок»» с интеграцией образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Тип проекта: музыкально – творческий, познавательный.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь-май).
Участники проекта: музыкальный руководитель Панькова Е.А. воспитатели, родители и дети младших групп.
Актуальность: музыкально одаренные дети нуждаются в особом внимании со стороны родителей и педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной.
Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы, пришли к выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.
Цель: Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников посредством клубной деятельности.
Задачи проекта:
1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно - образовательного процесса;
3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально одаренных дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала.
Формы работы с родителями по проекту:
- беседы;
- консультации;
- наглядная информация;
- развлечения, концерты;
- анкетирование;
- родительские собрание;
- памятки;
- рекомендации;
папки – передвижки;
рекомендации;
- презентации,
соревнования, конкурсы;
- помощь в создании развивающей среды.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Обязательная часть
3.1.1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей
Непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста – 2 раза в неделю. Непосредственно образовательная деятельность проводится группами, продолжительность соответствует нормам СанПина. Непосредственная образовательная деятельность представляет собой организованное обучение в форме игровой деятельности. (Приложение № 2)
[основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Планирование образовательной деятельности
при работе по пятидневной неделе
Образовательные области | Базовый вид деятельности | Группа раннего возраста | Младшая группа | Средняя группа и группа компенсирующей направленности |
Художественно- эстетическое развитие | Музыка | Продолжительность/ кол-во НОД в неделю/ кол-во НОД в год | ||
10/ 2 / 72 | 15/ 2 / 72 | 20/ 2 / 72 | ||
Праздники и развлечения (минуты) | 15 минут | 20 минут | 25 – 30 минут | |
Организация музыкально-звукового пространства в группах
(музыкальный дизайн)
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||
Утренний приём детей | Звучание музыки не более 30 минут. Эмоциональный фон – радостно-спокойный. | |||||||
Утренняя гимнастика | Комплекс утренней гимнастики | |||||||
Подготовка к завтраку, завтрак | Звучание музыки не более 15 минут. Эмоциональный фон – спокойный. | |||||||
Настрой на занятия | Звучание музыки не более 10 минут Эмоциональный фон – уверенный, активный. | |||||||
Подготовка к прогулке | Репертуар песен группы. | |||||||
Возвращение с прогулки | Звучание музыки не более 30 минут Эмоциональный фон – радостно-спокойный. | |||||||
Обед | Звучание музыки не более 15 минут. Эмоциональный фон – спокойный. | |||||||
Подготовка ко сну, сон | Звучание классической релаксационной музыки. Эмоциональный фон – умиротворѐнный, нежный. | |||||||
Подъем, гимнастика | Звучание музыки не более 25 минут Эмоциональный фон – спокойный, оптимистично-просветлѐнный. | |||||||
Полдник | Звучание музыки не более 15 минут Эмоциональный фон – спокойный. | |||||||
Самостоятельная деятельность | Звучание песен детского репертуара | Вечер досуга | Звучание песен детского репертуара | Звучание музыки для слушания | ||||
Подготовка к прогулке, прогулка | Репертуар песен группы. | |||||||
3.1.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией проектно-тематического принципа построения воспитательно - образовательных отношений [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Проводы Зимушки-зимы и т.п., общественно-политические праздники (День народного единства России, День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы, День России, День Флага и др.)
Также учитываются народные праздники и традиции, принятые в данном регионе (например, Рождественские сказки, Масленица, Встречаем Пасху и др..); включение в работу данные этнокалендаря (День книги, День матери, День театра, праздник русской берёзки и пр.)
Национально-региональный компонент.
Приобщение дошкольников к национальной культуре пронизывает всю деятельность детей в режиме дня и происходит в рамках занятий по ознакомлению с окружающим, в повседневной жизни в ходе бесед, чтения художественной литературы, экскурсий в ближайшее окружение, игр с национальным содержанием, развлечений и праздников.
Цель: привить детям чувство любви к своему родному краю, чувство национальной гордости, развивать восприятие, воображение, развивать художественно-творческие способности.
Задачи:
1. Изучение истории и культуры народов, проживающих ХМАО.
2. Ознакомление с творчеством югорских поэтов и композиторов.
3. Воспитание любви к родному городу, через ознакомление с народными традициями. Через комплексные занятия познавательного и художественно - эстетического цикла, экскурсии, праздники, встречи.
3.1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
Развивающая среда музыкального зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3648-20, так же как и группового помещения должна ориентироваться на концептуальные подходы рамочной конструкции зонирования пространства помещения (деление его на рабочую, спокойную и активную зоны) [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
При создании развивающей предметно-пространственной среды учитывается:
1) содержательно-насыщенный, развивающий характер;
2) трасформируемость;
3) полифункциональность;
4) вариативность;
5) доступность;
6) безопасность, комфортность;
7) принцип личной ориентированности;
8) здоровьесберегающий аспект;
9) эстетичность и привлекательность;
10) принцип баланса инициатив детей и взрослых;
Оборудование музыкального уголка в группе:
∙ Картотека видео- и аудио- материалов;
∙ Портреты композиторов;
∙ Музыкальные игрушки;
∙ Музыкальные инструменты;
∙ Игрушки-шумелки;
∙ Проигрыватель;
∙ Дидактические игры.
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:
- Спокойная и доброжелательная обстановка,
- Внимание к эмоциональным потребностям детей,
- Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,
- Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения,
- Созданы условия для развития и обучения
Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствовать развитию у детей художественно-эстетического вкуса, а также создавать у всех радостное настроение и, предвосхищать событие.
Предметно-пространственная развивающая среда музыкального зала, так же как и группового помещения должна ориентироваться на концептуальные подходы зонирования пространства помещения (деление его на рабочую, спокойную и активную зоны).
Рабочая зона музыкального зала МАОУ «Прогимназия «Созвездие» включает в себя:
- Электронное пианино
- 2 стола
- Ноутбуки
- Музыкальные микшеры
- Концертные колонки (расположенные по залу)
Спокойная зона предполагает наличие ковра, который позволяет проводить релаксационные упражнения.
Активная зона занимает все свободное пространство музыкального зала.
Музыкальный зал эстетически оформлен.
3.1.4. Материально-техническое обеспечение Программы
Помещение и мебель: занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям санитарных норм, пожарной безопасности и хорошей освещенности (приложение № 3). [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
3.1.5. Методические материалы и средства обучения
1. Социально – коммуникативное развитие
- Картотека игр на основе элементарного музицирования.
- Картотека коммуникативных танцев, музыкальных игр.
- Атрибуты для коммуникативных танцев.
- Картотека музыкальных игр и хороводов русского фольклора
- Атрибуты для девочек и мальчиков.
- Декорации к традиционным праздникам: «День знаний», «День пожилого человека», «Осенний бал», «День матери», «Новый год», «Масленница», «23 февраля», «8 марта», «День семьи, любви и верности», «День победы», «День защиты детей» и др.
2. Познавательное развитие
- Картотека пальчиковых и развивающих музыкальных игр.
- Портреты композиторов.
- Атрибуты различные по цвету (жучки, цветы, снежки).
- Атрибуты различные по размеру (ленты, кубики).
- Интерактивные видеоигры.
- Музыкальные инструменты различных тембров и видов: металлофоны, бубны, молоточки, ложки, маракасы и т.д.
3. Речевое развитие
- Картотека пальчиковых игр.
- Логоритмические распевки.
- Дидактические игры.
- Дыхательная гимнастика.
- Картотека фольклорных игр и хороводов.
4. Физическое развитие
Для развития физических качеств используются в музыкально-ритмической деятельности, в театральной деятельности, танцевальной деятельности:
- ленты для движения «вода»,
- танцевальные полотна: «Георгиевская лента», полотна флаг ХМАО,
- ткань «море»,
- платочки разных размеров,
- флажки,
- штокольные атрибуты: «ёлочки», «птички», «рыбки», «листья», «звезды», и др.
Использование ИКТ в НОД музыкального руководителя
- Интерактивная доска
- Интерактивный пол
- Иллюстративный материал к слушанию музыки (презентации, видео)
- Интерактивные игры
- Видео-энциклопедия
Наглядно-дидактический материал
- Портреты композиторов
- Дидактические игры
- Иллюстрации по слушанию музыки
- Иллюстрации по разделу – пение
- Иллюстрации «Времена года»
Перечень парциальных программ и технологий
• Каплунова И., Новоскольцева И. « Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.г. Санкт- Петербург 2015. Изд. 2. Рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт – Петербург.
• М. И. Родина, А. И. Буренина «Кукляндия» Учебно- методическое пособие СПб: «Музыкальная палитра»
• Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб.2001.
• Буренина А. И «Ритмическая мозаика» СПб. ЛОИРО, 2000
• Суворова Т. «Танцевальная ритмика» № 1 – 6
Методическая литература
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада).
2.«Ладушки» / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
3. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
4. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
5. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001.
6. Радынова О.П. и др, Музыкальное воспитание дошкольников. М, 1998
7. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.
8. Т.Э. Тютюнникова, Л.Н. Алексеева, «Музыка». Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М., 1998.
Методическое обеспечение программы
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста.г. Санкт- Петербург 2020.
- И. Каплунова, И. Новооскольцева. «Ладушки» Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 2020.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». СПб.: Композитор, 2016.
- О.П. Радынова Музыкальные шедевры.
- В.А. Петрова «Малыш»: - В.А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
- Петрова В.А. «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998.
- Радынова О.П. «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997.
- Тютюнникова Т.Э., «Элементарноемузицирование с дошкольниками». Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»
9. Костина Э. П. «Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста (Программа и нотное приложение)
10.Сауко Т. «Топ-хлоп, малыши» программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.
11. Буренина А.И., Тютюнникова «Тутти» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. АНО ДПО «Аничков мост» СПБ.:2017.
Журналы:
- «Колокольчик»;
- «Справочник музыкального руководителя»;
- «Музыкальная палитра»;
- «Музыкальный руководитель».
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Здоровьесберегающие компоненты включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.
Виды музыкальной деятельности | Здоровьесберегающие технологии |
Вводная ходьба | - дыхательная гимнастика |
Музыкально-двигательные упражнения | - дыхательная гимнастика - оздоровительные фонопедические упражнения - музыкотерапия (активная – танцетерапия) |
Слушание музыки | - валеологические песни - пальчиковые игры - музыкотерапия (пассивная) |
Распевание | - дыхательная гимнастика - валеологические песни - артикуляционная гимнастика - оздоровительные и фонопедические упражнения - игровой массаж |
Пение, песенное творчество | - артикуляционная гимнастика - пальчиковые игры - речевые игры |
Игры на музыкальных инструментах | - музыкотерапия (активная – танцетерапия) - речевые игры |
Игры, хороводы, инсценировки | - пальчиковые игры - речевые игры - игровой массаж |
Пляски, танцевальное творчество | - музыкотерапия (активная – танцетерапия) |
Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих компонентов выполняет профилактическую функцию (предупреждает усталость, создает благоприятный эмоциональный настрой.) во время проведения логоритмических занятий дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним.
3.2.2. Планирование воспитательно-образовательных отношений
При организации воспитательно-образовательных отношений обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом поставленные цели и задачи, решаются, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» (Приложение № 4). [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Используемая литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы».
3. ФГОС дошкольного образования.
4. Каплунова И., Новоскольцева И. « Ладушки» Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста.г. Санкт- Петербург 2020.
Рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт – Петербург.
5. Ясельки Каплунова И., Новоскольцева И., Издательство «Композитор», С.-П., 2020.
6. Праздник каждый день Младшая группа Каплунова И., Новоскольцева И., Издательство «Композитор», СПБ.: 2015.
7. Праздник каждый день Средняя группа Каплунова И., Новоскольцева И., Издательство «Композитор», СПБ.: 2020.
8. - Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». СПб.: Композитор, 2016. СПб.:2001.
9.Сауко Т. «Топ-хлоп, малыши» программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.
10. Буренина А.И., Тютюнникова «Тутти» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. АНО ДПО «Аничков мост» СПБ.:2017.
11. Радынова О.П. Программа по слушанию музыки. М.: 2009.
12. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. М., 1999.
13. Методика музыкального воспитания в детском саду. Ветлугина Н.А.
14. Музыкальное воспитание в детском саду. Васильева М.А.
15. Ритмическая мозаика Буренина А.И.
16. Т. Н. Саука, Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-
ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.
17. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа музыкального развития «Тутти» СПб.: ООО РЖ «Музыкальная палитра» 2012г.
18. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя. Волгоград, изд. «Учитель» - 2014г.
19. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./ Автор-сост. Н.И.Еременко.-
Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
20. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Акулова О.В. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования"
21. Буренина А.И. Журнал «Музыкальная палитра» №4 – 2013г. СПб.: ООО РЖ «Музыкальная палитра» 2013г.
22. Справочник музыкального руководителя» № 2 – 2014г., ЗАО «МЦФЭР», М., - 2014г.
23. Устав МАОУ «Прогимназия «Созвездие», 2020г.
24. Матвеева Р. «Анализ парциальных программ музыкального развития»
25. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург, 1998.
26.Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации.- М., 2003
27. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»
28. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития». Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд., М.: Просвещение, 2004.
29. Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком». Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет. Ярославль, 2006.
30. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...
Рабочая программа "Юный исследователь" 2022-2023г.
Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования. Основная цель программы кружка: способствовать формиро...

Рабочая программа музыкального руководителя по организации художественно-эстетического развития детей (от 3-7 лет) на 2022-2023г.)
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромноезначение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологическихисследований доказали, что человеческий мозг имеет сп...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3 года
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3...
Отчёт музыкального руководителя 2022-2023г
Годовой отчёт музыкального руководителя 2022-2023г...
Рабочая программа Подготовительная группа 2022 - 2023г.
Рабочая программа Подготовительная группа 2022 - 2023г....

