Рабочая программа по музыке с детьми с ЗПР в группе компенсирующей направленности
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Рабочая программа по музыке с детьми с ЗПР
в группе компенсирующей направленности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Рабочая программа с детьми с ЗПР
в группе компенсирующей направленности
Художественно-эстетическое развитие
(разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и учетом
Примерной образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
Срок реализации программы – 1 год
Вид непосредственной деятельности: музыка
Автор программы:
Панькова Е.А.
Пыть-Ях, 2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Раздел | Страница |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Обязательная часть | |
1.1.1. | Пояснительная записка | 3 |
Цели по реализации Программы | 4 | |
Задачи по реализации программы | 5 | |
Принципы и подходы к формированию Программы | 5 | |
Методические принципы построения Программы | 6 | |
Принципы построения образовательного процесса детей с ЗПР | 6 | |
Особенности музыкального развития детей с ЗПР | 7 | |
1.1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 9 |
1.1.3. | Организация педагогической диагностики | 9 |
1.2. | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |
1.2.1. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 10 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Обязательная часть | |
2.1.1. | Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей | 11 |
2.1.2. | Формы, способы, методы и средства реализации Программы | 12 |
2.1.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик | 17 |
2.1.4. | Способы поддержки детской инициативы | 17 |
2.1.5. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 17 |
2.1.6. | Взаимодействие с социальными партнерами | 18 |
2.2. | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |
2.2.1. | Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста | 18 |
2.2.2. | Коррекционная работа и инклюзивное образование | 18 |
3. | ||
3.1. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1.1. | Обязательная часть | 22 |
3.1.2. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | 24 |
3.1.3. | Особенности организации предметно-пространственной образовательной среды | 25 |
3.1.4. | Материально-техническое обеспечение Программы | 26 |
3.2. | Методические материалы и средства обучения | 26 |
3.2.1. | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |
3.2.2. | Здоровьесберегающие технологии | 29 |
Планирование воспитательно-образовательных отношений | 31 | |
Используемая литература | 32 | |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Обязательная часть
1.1.1. Пояснительная записка
За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Нам предлагают большое количество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменились дети и родители. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной Программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное, и физическое развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет составлена с учетом с федеральными государственными образовательными стандартами с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии с нормативно – правововым обеспечением:
Федеральный уровень:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648
- 20 «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 28.09.2020г. (изм. от 18.12.2020 г.)
Региональный уровень:
1) Распоряжение Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 9 февраля 2013 года № 45-рп «О плане мероприятий («дорожной карте»). Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
2) Закон Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
- Постановление Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 февраля 2014 г.
№ 112 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Ханты- Мансийского автономного округа – Югры»;
- Постановление Правительства Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013г. № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты- Мансийском автономном округе»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры от 20.05.2013г. № 437 «Об утверждении Концепции инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе.
Муниципальный уровень:
- Устав общеобразовательной организации;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в МАОУ
«Прогимназия «Созвездие».
Программа разработана в соответствии с основной образовательной
Программой МАОУ «Прогимназия «Созвездие».
Программа разработана на основе программ:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез», 2014 г. (образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста).
- Каплунова И., Новоскольцева И. « Ладушки» Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста.г. Санкт- Петербург 2015.
- Радынова О.П. Программа по слушанию музыки. 1999г.
- учебный план ДОО на 2020-2021 учебный год, МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально – игровой деятельности.
Задачи:
- Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития:
- развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе
- развитие внимания
- развитие чувства ритма и красоты мелодии
- развитие индивидуальных музыкальных способностей
- Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям (игра на музыкальных инструментах)
- Развивать коммуникативные способности.
- Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
- Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое расслабление воспитанника.
- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
- Развитие пальцевой и лицевой моторики, координации, пластичности, гибкости и других физических качеств.
- Коррекция речевых нарушений: психических процессов и эмоционально-волевой сферы, а также процессов самоконтроля и саморегуляции.
Вместе с тем, наряду с общеобразовательными музыкальными задачами, решаются и задачи здоровьесберегающей направленности.
- Коррекция артикуляции, речевого дыхания, темпа и ритма речи, голосовых нарушений.
Принципы и подходы к формированию Программы
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей. Формы интеграции: совместные творческие проекты, совместные праздники, досуги, развлечения.
Сроки освоения программы.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения
- разновозрастная группа компенсирующей направленности
Методические принципы построения программы:
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Целостный подход в решении педагогических задач.
- Учет возрастных особенностей воспитанников.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип партнерства.
- Принцип положительной оценки деятельности детей.
- Соотношение используемого музыкального материала с природным и светским календарем.
- Соотношение с тематическим планированием ООП ОО.
Тематический принцип построения воспитательно-образовательных отношений
позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать
специфику образовательной организации. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей, в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический подход позволяет оптимально организовать воспитательно-
образовательные отношения для детей с особыми потребностями.
Принципы построения образовательного процесса детей с ОВЗ:
1. Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).
2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности дошкольного образования детей с СДВГ является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг.
3. Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Реализация этого принципа предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную.
4. Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, психолог, дефектолог) регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Обучение детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике.
6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
7. Принцип динамического развития образовательной модели. Модель образовательного пространства может изменяться в соответствии с необходимостью коррекции особых потребностей детей с ОВЗ, подключения к сопровождению требуемых специалистов, актуальных развивающих методов и средств.
Особенности музыкального развития детей с ЗПР в различных
видах музыкальной деятельности
Дети 3 — 4 лет
У младших дошкольников с задержкой психического развития
возникает эмоциональный отклик на музыку, ее контрастный, ярко
изобразительный характер. Однако они сосредоточиваются на ее звучании
только при использовании зрительной опоры (игрушек), действий с ними
взрослого под музыку, различают звуки по тембру (какой инструмент
играет?), высоте (птички-птенчики). Дети постепенно при эмоциональной
активизации взрослого включаются в совместное с ним пение - подпевают
слоги, отдельные слова, подражая его интонации. У этих детей наблюдается
вялость праксиса, несформированность вокально-слуховой координации,
сложности пения в ансамбле как следствие несовершенства внимания, его
концентрации и самоконтроля. Большинство детей передают простой ритм в
ходьбе, реагируют сменой движений на изменение характера музыки
(маршевого, плясового, спокойного), подражая действиям педагога,
выполняют элементарные движения с предметами (платочками,
погремушками), танцевальные движения (притопывают, кружатся на месте,
вращают кистями рук, прыгают на двух ногах, пружинят), передают
имитационные образные движения «Зайки прыгают», «Птички летают»,
«Медведь ходит», «Кукла танцует» в музыкальных играх. Движения детей
под музыку недостаточно произвольны, хаотичны, организуются только по
показу и с вербально-эмоциональной поддержкой взрослого. Наблюдаются
неловкость, недостаточная скоординированность, синкинезии. Затруднена
пространственная ориентация при движениях в играх и плясках.
Дети 4 — 5 лет
У детей постепенно накапливаются музыкальные впечатления,
появляются интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Они
определяют звуки по высоте, длительности, тембру, элементарный характер,
жанр музыки (марш, песня, танец) при поддержке взрослого, использовании
наглядной опоры; могут связывать знакомые мелодии с образами животных.
Дети испытывают трудности в запоминании и узнавании музыкальных
произведений. Певческие особенности выражаются в несовершенстве интонирования, слабости голоса, коротком дыхании, вялой дикции. Дети
реагируют на начало и конец песни по сигналу или музыкальному
вступлению, подпевают и исполняют простые песенки с музыкальным
сопровождением и вместе со взрослым, пытаясь подражать его интонациям.
Дети испытывают сложности в передаче в движениях динамики, темпа,
формы музыкального произведения. Они выполняют совместно со взрослым,
со словесной опорой и показом несложные музыкально-ритмические
движения на месте, простые перестроения в пространстве, в простых
плясках, соотнося их с характером музыки, несложные действия с
предметами (платочками, флажками, листьями, цветами), образные, большей
частью имитационные движения в музыкальных играх. В результате
коррекционной работы музыкальная деятельность становится более
произвольной, организованной, целенаправленной, однако дети еще
недостаточно самостоятельны.
Дети 5 — 7 лет
Продолжают накапливаться музыкальные впечатления и
вырабатываться адекватная эмоциональная отзывчивость на музыку,
формируются общие и музыкальные представления, совместно со взрослым в
диалоге делаются первые обобщения о музыке, дети высказывают свои
впечатления, однако односложными образами. Они различают характер
музыки, жанры музыки (марш, песня, танец) с наглядной поддержкой,
узнают знакомые музыкальные произведения по мелодии, с различной
отсрочкой во времени, проявляют интерес к игре на детских музыкальных
инструментах, распознают их по звучанию и звукоизвлечению (ударные,
духовые, струнные, клавишные). В этом возрасте продолжают
формироваться вокальные и хоровые навыки, умение вместе начинать и
заканчивать песню, регулировать дыхание во время пения, целиком
произносить все фразы, соблюдать темп песни, с опорой на аккомпанемент
правильно воспроизводить мелодию, регулировать силу голоса в пении.
Однако напевность, выразительность голоса еще недостаточно развиты. Дети
выполняют различные ритмические движения под музыку (ходьбу, бег,
прыжки), с поддержкой взрослого (по показу или словесной инструкции)
передают средства выразительности (характер, темп, форму, динамику); в
играх, упражнениях используют несложные танцевальные движения в парах,
пространственные перестроения врассыпную, по кругу, движения с
предметами и без них, стараются эмоционально воспроизводить знакомые
образы персонажей в музыкальных играх. Появляется самостоятельность и
целенаправленность в музыкальной деятельности, наблюдаются элементы
проявления танцевально-игрового творчества
Значимые характеристики программы
Цели и задачи Программы реализуются не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов – как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей; воспитательно-образовательные отношения строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, предполагая адекватные возрасту формы работы с детьми.
Основная цель музыкального воспитания детей с ЗПР - создавать условия для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников, формирования основ музыкальной культуры посредством различных видов музыкальной деятельности.
Задачи в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:
- Обогащать слуховой опят детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
- Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
- Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
- Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
- Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой.
Задачи в области музыкального исполнительства – импровизации – творчества:
- Развивать певческие умения детей.
- Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.
- Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
- Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
- Формировать певческий голос и выразительность движений.
В рамках НОД используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы
При решении поставленных в Программе задач педагогический коллектив выстраивает систему воспитательно – образовательных отношений и создает специальные условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров, которые описаны как основные характеристики их развития и представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
1.1.3. Организация педагогической диагностики и мониторинга.
Для каждой возрастной группы существуют критерии оценки, общепринятые в психолого-педагогических исследованиях. Анализ результатов позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, выявить реальный уровень его развития и степень соответствия возрастным нормам, а также определить обще групповую тенденцию развития детей каждой возрастной категории. Результаты тестирования являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития детей и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Диагностика проводится 2 раза в год – в начале и в конце учебного года. Обследуются дети по следующим параметрам:
I вариант планируемых результатов освоения Программы предполагает значительную положительную динамику и преодоление отставания в развитии в результате образовательной деятельности и целенаправленной коррекционной работы. Эмоционально реагирует на музыку. Воспроизводит темп в движениях под музыку, простейшие «повторные» ритмы. С удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения. Способен подражать движениям взрослых в плане общей и мелкой моторики. Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнаѐт и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.
II вариант: коммуникативная активность снижена, но по инициативе взрослого включается в сотрудничество; использует мимику, жесты, интонации, но они недостаточно выразительны; редко обращается с просьбой, включается в диалог; в совместную деятельность с другими детьми по своей инициативе не включается. Ребѐнок понимает обращѐнную речь, ориентируется в ситуации, но выполняет только несложные инструкции, активный словарь ограничен. Интерес к окружающим предметам и явлениям снижен. Уверенно самостоятельно ходит, может подпрыгивать, держась за руки взрослого; затрудняется в прыжках на одной ноге; не удерживает 13 равновесие, стоя и в движении; мелкая моторика развита слабо, затруднены тонкие движения, не сформирован «пинцетный захват».
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группах и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет современно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
1.2.1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе
Оценки результатов освоения Программы способствует педагогу выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»]. [положение о мониторинге МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Обязательная часть
2.1.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
1) художественно-эстетическое развитие;
2) речевое развитие;
3) познавательное развитие;
4) физическое развитие.
5) социально-коммуникативное развитие;
[основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Программа обеспечивает творческое развитие личности, мотивации и
музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности и
охватывает следующие образовательные области:
Художественно - эстетическое развитие:
- развитие детского творчества,
- приобщение к различным видам искусства,
- использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка»,
- закрепления результатов восприятия музыки.
- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
- развитие детского творчества.
Речевое развитие:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки,
- развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности,
- практическое овладение воспитанниками нормами речи
Познавательное развитие:
- расширение кругозора детей в области музыки,
- сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
Физическое развитие:
- развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности,
- использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве,
- развитие игровой деятельности,
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
2.1.2. Формы, способы, методы, и средства реализации Программы
Построение воспитательно-образовательных отношений основывается на адекватных возрасту методах и формах работы с детьми. Выбор методов и форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности образовательной организации, культурных и региональных особенностей, опыта и творческого подхода педагогов [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Срок реализации программы – 1 год.
Рабочая программа предполагает проведение музыкальной непосредственно-образовательной деятельности (НОД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствиями с требованиями СанПиН.
Программой предусмотрено проведение диагностических занятий – на начало учебного года/на конец учебного года.
Продолжительность НОД:
Группа | Возраст | Длительность (минут) |
разновозрастная группа компенсирующей направленности | с 4 до 7 лет | 20 |
Структура и содержание НОД.
Музыкальная образовательная деятельность состоит из трех частей.
1. Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных танцевальных
движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть.
Слушание музыки.
Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
Пение.
Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с музыкальным руководителем/воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие
памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска.
Цель — доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.
На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Формы музыкальной деятельности дошкольников:
- музыкальные занятия,
- совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ОО в разнообразии форм,
- самостоятельная музыкальная деятельность,
- праздники и развлечения.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- коррекционно-педагогическое сопровождение развития детей;
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования;
- сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
сотрудничество с семьёй: поддержка родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Виды занятий | Характеристика |
1.Индивидуальные музыкальные занятия | Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии. |
2. Подгрупповые музыкальные занятия | Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников. |
3. Фронтальные занятия | Проводится со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников. |
4. Объединенные занятия | Организуются с детьми нескольких возрастных групп. |
5.Типовое (или традиционное) музыкальное занятие) | Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться. |
6. Доминантное занятие | Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка). |
7. Тематическое музыкальное занятие | Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. |
8. Комплексные музыкальные занятия | Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т.д. Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств. |
9.Интегрированные занятия | Отличаются наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) в содержание разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого–либо образа, явления. |
Виды музыкальных занятий.
Исходя из возникновения развития музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, можно определить оптимальные формы организации музыкальной деятельности дошкольников.
Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в ОО.
Возраст | Ведущая деятельность | Современные формы и методы музыкальной деятельности |
2-5 лет | Игровая (сюжетно – ролевая игра) | -Музыкально – сюжетно ролевые игры (песня-игра) -Музыкальные игры-фантазирования -Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе -Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия -Музыкально-дидактические игры -Игры – этюды по мотивам музыкальных произведений -Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием -Концерты – загадки -Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке. |
5-7 лет | Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности | -Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность. -Музыкально-дидактическая игра. -Компьютерные музыкальные игры. -Исследовательская (опытная) деятельность. -Проектная деятельность -Театрализованная деятельность -Хороводная игра -Музыкальные игры-импровизации -Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты. -Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей. -Интегративная деятельность -Клуб музыкальных интересов -Коллекционирование (в том числе впечатлений) -Самостоятельная музыкальная деятельность детей. |
Непосредственная образовательная деятельность по музыке проводится с детьми в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями и задачами физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей. Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познавательное общение детей, воспитателя и музыкального руководителя, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход, широко используется в ситуации выбора, разнообразные виды наглядности: игрушки, атрибуты, маски, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры и т.д.
Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях:
- только качественная аудиозапись музыки
- иллюстрации и репродукции
- дидактический материал
- игровые атрибуты
- музыкальные инструменты
-«живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы)
2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназии «Созвездие»].
2.1.4. Способы поддержки детской инициативы.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребѐнка [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
2.1.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и дошкольной организации педагогическим коллективом созданы все необходимые условия (Приложение № 1). [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназии «Созвездие»].
Семья играет главную роль в жизни ребенка. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
Главной должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и родителями.
Цель музыкального руководителя – раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Главная задача, определяющая получение удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности – играть и творить.
Работа с родителями осуществляется по четырем направлениям:
1) информационно-аналитическое;
2) досуговое;
3) познавательное;
4) наглядно-информационное.
Методы и приемы работы с родителями:
- занятия,
- консультации,
- практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.
- индивидуальные беседы,
- анкетирование,
- экспресс-опрос;
- тестирование;
- папки-передвижки,
- утренники, развлечения, игровые программы, концерты;
- родительские собрания (общие и групповые),
- конференции,
- дни открытых дверей,
- совместный досуг.
2.1.6. Взаимодействие с социальными партнерами
Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности организации, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными организациями в рамках разностороннего развития воспитанников (приложение №1) [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназии «Созвездие»].
2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
2.2.1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста» [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
2.2.2. Коррекционная работа и инклюзивное образование.
Специфика и методы коррекционной работы на музыкальных занятиях с дошкольниками ЗПР Музыкальные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на коррекцию отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности. Поэтому, важно использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка. Проводит музыкальное занятие музыкальный руководитель совместно с воспитателем группы, а также со специалистом дефектологом. Музыкальный руководитель заранее обсуждает со специалистом план музыкального занятия, его основные задачи и корректирует их. Следует отметить, что музыкальные занятия, в отличие от других художественных занятий, имеют свою специфику. Она заключается в том, что в каждом занятии обязательно объединяются несколько разных видов музыкальной деятельности, например слушание музыки, пение, музыкально - ритмические движения и др. Структура музыкального занятия зависит от содержания музыкального материала. Она должна быть вариативной, т.е. меняться в зависимости от видов музыкальной деятельности, от постановки тех или иных учебных задач.
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ, осваивают программу по музыкальной деятельности совместно с другими детьми. Для них созданы все условия для получения качественного образования, которое способно обеспечивать адекватное обучение, воспитание, социализацию как детей с особенностями развития, так и их обычных сверстников, что позволяет максимально раскрыться потенциальным возможностям личности каждого ребѐнка [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Задачи коррекционной работы:
Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | Коррекционные |
Укреплять костно-мышечный аппарат. | Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. | Развивать речевое дыхание. |
Содержание коррекционной работы:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.
Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:
- коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;
- все специалисты осуществляют коррекционную работу.
Коррекционная работа включает время, отведенное на:
- непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы организации:
- индивидуальная;
- подгрупповая.
Перечень коррекционных мероприятий:
- обследование воспитанников;
- изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;
- заполнение речевых карт и карт обследования;
- анкетирование родителей;
- диагностика детей;
- выбор образовательного маршрута;
- подгрупповая и индивидуальная НОД;
- консультирование родителей, индивидуальные беседы;
- консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;
- заседание коррекционной службы ООУ;
- заседание ПМПк;
- обобщение передового опыта.
Требования к подбору песен в работе с данной категорией детей:
• Доступное содержание.
• Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков.
• Несложная, запоминающееся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков (особенно в первой половине учебного года).
• Нисходящая мелодия песен. Она более удобна: дыхание в начале песен более сильное, качество звучания будет лучше.
• Фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным формирует постепенный выдох, правильное дыхание и правильное произношение.
• Темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.
• Транспонирование в ближайшие тональности, в зависимости от певческого диапазона возрастной группы.
• Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает ее.
• Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания и т.д.
• Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию.
Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога и осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу специалистов ДОУ должны учитывать:
- структуру речевого нарушения, когнитивных процессов;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
Узкие специалисты и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых и психических нарушений.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Обязательная часть
3.1.1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей
Непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста – 2 раза в неделю. Непосредственно образовательная деятельность проводится группами, продолжительность соответствует нормам СанПина. Непосредственная образовательная деятельность представляет собой организованное обучение в форме игровой деятельности. (Приложение № 2)
[основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Планирование образовательной деятельности
при работе по пятидневной неделе.
Образовательная область | Базовый вид деятельности | Разновозрастная группа компенсирующей направленности |
Художественно- эстетическое развитие | Музыка | |
Продолжительность/ кол-во НОД в неделю/ кол-во НОД в год | 2 72 | 20 мин. |
Праздники и развлечения (минуты) | 20-30 мин. |
Организация музыкально-звукового пространства в группах
(музыкальный дизайн)
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||
Утренний приём детей | Звучание музыки не более 30 минут. Эмоциональный фон – радостно-спокойный. | |||||||
Утренняя гимнастика | Комплекс утренней гимнастики | |||||||
Подготовка к завтраку, завтрак | Звучание музыки не более 15 минут. Эмоциональный фон – спокойный. | |||||||
Настрой на занятия | Звучание музыки не более 10 минут Эмоциональный фон – уверенный, активный. | |||||||
Подготовка к прогулке | Репертуар песен группы. | |||||||
Возвращение с прогулки | Звучание музыки не более 30 минут Эмоциональный фон – радостно-спокойный. | |||||||
Обед | Звучание музыки не более 15 минут. Эмоциональный фон – спокойный. | |||||||
Подготовка ко сну, сон | Звучание классической релаксационной музыки. Эмоциональный фон – умиротворѐнный, нежный. | |||||||
Подъем, гимнастика | Звучание музыки не более 25 минут Эмоциональный фон – спокойный, оптимистично-просветлѐнный. | |||||||
Полдник | Звучание музыки не более 15 минут Эмоциональный фон – спокойный. | |||||||
Самостоятельная деятельность | Звучание песен детского репертуара | Вечер досуга | Звучание песен детского репертуара | Звучание музыки для слушания | ||||
Подготовка к прогулке, прогулка | Репертуар песен группы. | |||||||
3.1.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией проектно-тематического принципа построения воспитательно - образовательных отношений [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, Проводы Зимушки-зимы и т.п., общественно-политические праздники (День народного единства России, День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы, День России, День Флага и др.)
Также учитываются народные праздники и традиции, принятые в данном регионе (например, Рождественские сказки, Масленица, Встречаем Пасху и др..); включение в работу данные этнокалендаря (День книги, День матери, День театра, праздник русской берёзки и пр.)
Национально-региональный компонент.
Приобщение дошкольников с ОВЗ к национальной культуре пронизывает всю деятельность детей в режиме дня и происходит в рамках занятий по ознакомлению с окружающим, в повседневной жизни в ходе бесед, чтения художественной литературы, экскурсий в ближайшее окружение, игр с национальным содержанием, развлечений и праздников.
Цель: Привить детям чувство любви к своему родному краю, чувство национальной гордости, развивать восприятие, воображение, развивать художественно-творческие способности.
Задачи:
1. Изучение истории и культуры народов, проживающих ХМАО.
2. Ознакомление с творчеством югорских поэтов и композиторов.
3. Воспитание любви к родному городу, через ознакомление с народными традициями. Через комплексные занятия познавательного и художественноэстетического цикла, экскурсии, праздники, встречи.
3.1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Развивающая среда музыкального зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, так же как и группового помещения должна ориентироваться на концептуальные подходы рамочной конструкции зонирования пространства помещения (деление его на рабочую, спокойную и активную зоны) [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
При создании развивающей предметно-пространственной среды учитывается:
1) содержательно-насыщенный, развивающий характер;
2) трасформируемость;
3) полифункциональность;
4) вариативность;
5) доступность;
6) безопасность, комфортность;
7) принцип личной ориентированности;
8) здоровьесберегающий аспект;
9) эстетичность и привлекательность;
10) принцип баланса инициатив детей и взрослых;
Оборудование музыкального уголка в группе:
∙ Картотека видео- и аудио- материалов;
∙ Портреты композиторов;
∙ Музыкальные игрушки;
∙ Музыкальные инструменты;
∙ Игрушки-шумелки;
∙ Проигрыватель;
∙ Дидактические игры.
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:
- Спокойная и доброжелательная обстановка,
- Внимание к эмоциональным потребностям детей,
- Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,
- Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения,
- Созданы условия для развития и обучения
Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствовать развитию у детей художественно-эстетического вкуса, а также создавать у всех радостное настроение и, предвосхищать событие.
Предметно-пространственная развивающая среда музыкального зала, так же как и группового помещения должна ориентироваться на концептуальные подходы зонирования пространства помещения (деление его на рабочую, спокойную и активную зоны).
Рабочая зона музыкального зала МАОУ «Прогимназия «Созвездие» включает в себя:
- Электронное пианино
- 2 стола
- Ноутбуки
- Музыкальные микшеры
- Концертные колонки (расположенные по залу)
Спокойная зона предполагает наличие ковра, который позволяет проводить релаксационные упражнения.
Активная зона занимает все свободное пространство музыкального зала.
Музыкальный зал эстетически оформлен.
3.1.4. Материально-техническое обеспечение Программы
Помещение и мебель: занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям санитарных норм, пожарной безопасности и хорошей освещенности (приложение № 3). [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
3.1.5. Методические материалы и средства обучения
1. Социально – коммуникативное развитие
- Картотека игр на основе элементарного музицирования.
- Картотека коммуникативных танцев, музыкальных игр.
- Атрибуты для коммуникативных танцев.
- Картотека музыкальных игр и хороводов русского фольклора
- Атрибуты для девочек и мальчиков.
- Декорации к традиционным праздникам: «День знаний», «День пожилого человека», «Осенний бал», «День матери», «Город детства – Югра», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «День семьи, любви и верности», «День победы», «День защиты детей» и др.
2. Познавательное развитие
- Картотека пальчиковых и развивающих музыкальных игр.
- Портреты композиторов.
- Атрибуты различные по цвету (жучки, цветы, снежки).
- Атрибуты различные по размеру (ленты, кубики).
- Интерактивные видеоигры.
- Музыкальные инструменты различных тембров и видов: металлофоны, бубны, молоточки, ложки, маракасы и т.д.
3. Речевое развитие
- Картотека пальчиковых игр.
- Логоритмические распевки.
- Дидактические игры.
- Дыхательная гимнастика.
- Картотека фольклорных игр и хороводов.
4. Физическое развитие
Для развития физических качеств используются в музыкально-ритмической деятельности, в театральной деятельности, танцевальной деятельности:
- ленты для движения «вода»,
- танцевальные полотна: «Георгиевская лента», полотна флаг ХМАО,
- ткань «море»,
- платочки разных размеров,
- флажки,
- штокольные атрибуты: «ёлочки», «птички», «рыбки», «листья», «звезды», и др.
Использование ИКТ в НОД музыкального руководителя
- Интерактивная доска
- Интерактивный пол
- Иллюстративный материал к слушанию музыки (презентации, видео)
- Интерактивные игры
- Видео-энциклопедия
Наглядно-дидактический материал
- Портреты композиторов
- Дидактические игры
- Иллюстрации по слушанию музыки
- Иллюстрации по разделу – пение
- Иллюстрации «Времена года»
Перечень парциальных программ и технологий
• Каплунова И., Новоскольцева И. « Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.г. Санкт- Петербург 2015. Изд. 2. Рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт – Петербург.
• М. И. Родина, А. И. Буренина «Кукляндия» Учебно- методическое пособие СПб: «Музыкальная палитра»
• Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб.2001.
• Буренина А. И «Ритмическая мозаика» СПб. ЛОИРО, 2000
• Суворова Т. «Танцевальная ритмика» № 1 – 6
Методическая литература
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада).
2.«Ладушки» / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
3. Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
4. Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
5. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001.
6. Радынова О.П. и др, Музыкальное воспитание дошкольников. М, 1998
7. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.
8. Т.Э. Тютюнникова, Л.Н. Алексеева, «Музыка». Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М., 1998.
9. Константинова, И. С. Музыкальные занятия с особым ребёнком: взгляд нейропсихолога. -Изд. 2-е – М. : Теревинф, 2017. 26
10. Константинова, И. С. Формирование процессов программирования и контроля деятельности у детей с тяжёлыми и сложными нарушениями развития на развивающих музыкальных занятиях /Дефектология. – 2010. -№6. – С. 21-29.
11. Олиферова Л. Песенки-игры для развития певческих навыков. / Музыкальный руководитель.- 2010. - № 3.- с 13-16.
Методическое обеспечение программы
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста.г. Санкт- Петербург 2020.
- И. Каплунова, И. Новооскольцева. «Ладушки» Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 2020.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». СПб.: Композитор, 2016.
- О.П. Радынова Музыкальные шедевры.
- В.А. Петрова «Малыш»: - В.А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
- Петрова В.А. «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998.
- Радынова О.П. «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997.
- Тютюнникова Т.Э., «Элементарноемузицирование с дошкольниками». Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»
9. Костина Э. П. «Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста (Программа и нотное приложение)
10.Сауко Т. «Топ-хлоп, малыши» программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.
11. Буренина А.И., Тютюнникова «Тутти» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. АНО ДПО «Аничков мост» СПБ.:2017.
Журналы:
- «Колокольчик»;
- «Музыкальная палитра»;
- «Музыкальный руководитель».
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Здоровьесберегающие компоненты включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.
Виды музыкальной деятельности | Здоровьесберегающие технологии |
Вводная ходьба | - дыхательная гимнастика |
Музыкально-двигательные упражнения | - дыхательная гимнастика - оздоровительные фонопедические упражнения - музыкотерапия (активная – танцетерапия) |
Слушание музыки | - валеологические песни - пальчиковые игры - музыкотерапия (пассивная) |
Распевание | - дыхательная гимнастика - валеологические песни - артикуляционная гимнастика - оздоровительные и фонопедические упражнения - игровой массаж |
Пение, песенное творчество | - артикуляционная гимнастика - пальчиковые игры - речевые игры |
Игры на музыкальных инструментах | - музыкотерапия (активная – танцетерапия) - речевые игры |
Игры, хороводы, инсценировки | - пальчиковые игры - речевые игры - игровой массаж |
Пляски, танцевальное творчество | - музыкотерапия (активная – танцетерапия) |
Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих компонентов выполняет профилактическую функцию (предупреждает усталость, создает благоприятный эмоциональный настрой.) во время проведения логоритмических занятий дети стоят вместе с воспитателем в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал вместе с ним.
3.2.2. Планирование воспитательно-образовательных отношений
При организации воспитательно-образовательных отношений обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом поставленные цели и задачи, решаются, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» (Приложение № 4). [основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия «Созвездие»].
Используемая литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы».
3. ФГОС дошкольного образования.
4. Каплунова И., Новоскольцева И. « Ладушки» Программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста.г. Санкт- Петербург 2020.
Рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт – Петербург.
5. Ясельки Каплунова И., Новоскольцева И., Издательство «Композитор», С.-П., 2020.
6. Праздник каждый день Младшая группа Каплунова И., Новоскольцева И., Издательство «Композитор», СПБ.: 2015.
7. Праздник каждый день Средняя группа Каплунова И., Новоскольцева И., Издательство «Композитор», СПБ.: 2020.
8. - Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». СПб.: Композитор, 2016. СПб.:2001.
9.Сауко Т. «Топ-хлоп, малыши» программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.
10. Буренина А.И., Тютюнникова «Тутти» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. АНО ДПО «Аничков мост» СПБ.:2017.
11. Радынова О.П. Программа по слушанию музыки. М.: 2009.
12. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. М., 1999.
13. Методика музыкального воспитания в детском саду. Ветлугина Н.А.
14. Музыкальное воспитание в детском саду. Васильева М.А.
15. Ритмическая мозаика Буренина А.И.
16. Т. Н. Саука, Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-
ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.
17. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа музыкального развития «Тутти» СПб.: ООО РЖ «Музыкальная палитра» 2012г.
18. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя. Волгоград, изд. «Учитель» - 2014г.
19. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./ Автор-сост. Н.И.Еременко.-
Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
20. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Акулова О.В. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования"
21. Буренина А.И. Журнал «Музыкальная палитра» №4 – 2013г. СПб.: ООО РЖ «Музыкальная палитра» 2013г.
22. Справочник музыкального руководителя» № 2 – 2014г., ЗАО «МЦФЭР», М., - 2014г.
23. Устав МАОУ «Прогимназия «Созвездие», 2020г.
24. Матвеева Р. «Анализ парциальных программ музыкального развития»
25. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург, 1998.
26.Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации.- М., 2003
27. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Методическое обеспечение технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»
28. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития». Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд., М.: Просвещение, 2004.
29. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – Н.Новгород, 1999.
30. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект) / Н.Ю. Борякова, М.А.
31. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ : методич. пособие / под общ. ред. Т.А. Овечкиной, Н.Н. Яковлевой. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. Касицына. – М. : В. Секачев; ИОИ, 2008.
32. Специальная психология / В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. В.И. Лубовского. – М. : Академия, 2004.
33. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. – СПб. : Питер, 2008.
34.. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015 – 2016 учебный год
Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст) (далее «Программа») Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Дет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты) , содержательный раздел (соде...

Рабочая программа на 2016/2017 учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Рабочая программа на 2016/2017 учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Рабочая программа логопедического сопровождения по преодолению тяжелых нарушений речи в старшей группе (5-6 лет)...

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с 6 до 7 лет на 2019-2020 учебный годСоставлена с учето...

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Рабочая программа коррекционно–развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с 5 до 6 лет составлена с учетом комплексной образовательной прогр...

Рабочая программа коррекционно – образовательной деятельности подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, для детей с тяжелым нарушением речи
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии являетсяодним из приоритетных направлений в области образования. В логопедииактуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекциинарушен...

