Семинар "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми"
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Новожилова Лариса Владимировна

совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми"

Цель: совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

План семинара:

1. Современные здоровьесберегающие  технологии.

2. Здоровьесберегающие  технологии, обеспечивающие социально-психологическое благополучие ребенка:

- сказкотерапия;

- куклотерапия;

-игротерапия;

-арттерапия: пескотерапия, хромотерапия, изотерапия;

-музыкотерапия.

3. Рефлексия.

4. Принятие решения.

1. Современные здоровьесберегающие  технологии

Цель здоровьесберегающих  технологий: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье.

Задачи:

  • воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;
  • обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности жизни других людей.

Ребенок не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность и верит в его нерушимость. В психологии подобное считают нездоровым поведением, в основе которого лежит феномен "нереалистичного оптимизма". Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождается пессимистически негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценить правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное - так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и умение оценивать свое здоровье и физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

        К основным направлениям оздоровительной деятельности в ДОУ следует отнести:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • организацию питания;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
  • физическое воспитание детей.

        Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников как основная задача ДОУ должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

К современным здоровьесберегащим технологиям можно отнести:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, разные виды гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии "Здоровье", самомассаж, точечный массаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

2. Доклады педагогов о здоровьесберегающих технологиях.

3. Рефлексия.

Педагогам предлагается нарисовать ватными палочками солнышко, используя тот свет, который больше всего соответствует в данный момент их настроению.

4. Решение семинара.

        Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

        Уважаемые педагоги активно применяйте в своей  работе  здоровьесберегающие технологии - это  повысит результативность воспитательно - образовательного процесса, сформирует у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Основные правила игровой терапии:

  • развивать теплые, дружеские отношения с ребенком, принимая его таким, какой он есть;
  • осознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал свое поведение;
  • сохранять глубокое уважение к способности ребенка решать свои собственные проблемы;
  • на пытаться направлять действия ребенка или его речь, ребенок - ведущий, педагог следует за ним;
  • устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни;
  • не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен осознавать это.

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей:

  • игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры (лото);
  • игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие игры в преодолении комфортного поведения детей;
  • коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей;
  • сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения детей;
  • режиссерские и психотехнические освобождающие  игры в коррекции агрессивного поведения детей;
  • народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей.

Этапы работы с использованием изотерапии:

  • выбор материала (карандаши, фломастеры, краски, гуашь, пастель, уголь, штампики, трафареты, кисти с мягкой и жесткой щетиной, тампончики, бумага, картон, фольга, лоскутки, клей, нитки, восковые карандаши, восковые свечи, природный материал);
  • процесс творческой работы - создание образов, выражение впечатлений;
  • процесс рассматривания - размещается в удобном для ребенка месте на вертикальной поверхности (стене, окне, полотне шкафа, двери);
  • анализ работы - педагог просит описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова "Я", затем выделяются специфические предметы на картинке для того чтобы ребенок их сравнил с чем-нибудь.

Приемы работы над сказкой:

  • рассказывание сказки (народной, литературной или сочиненной воспитателем) по определенной проблеме;
  • обсуждение сказки, ответы на вопросы;
  • высказывание ребенком своего мнения об услышанном;
  • сочинение новой концовки сказки (при необходимости);
  • рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы);
  • драматизация сказки.

Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:

  • использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится всем детям;
  • выбрать знакомые детям музыкальные пьесы;
  • продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

        Положительное влияние оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости. Благотворными, успокаивающими являются произведения Баха, Моцарта, Бетховена.

Возбуждающий эффект свойствен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля.

Тяжелый рок вызывает стрессовые реакции.

Разные музыкальные инструменты имеют разный терапевтический эффект:

- фортепиано - снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;

- скрипка, флейта - расслабляют;

- кларнет - улучшает кровообращение, нормализует сердечно - сосудистую систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...

Поговорим о современных технологиях- ТРИЗ технологии в работе с детьми

Поговорим о современных технологиях Основные этапы методики ТРИЗ1. Поиск сутиПеред детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является исти...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.

Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование интерактивной песочницы, как инновационную технологию в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ»

laquo;Лучшая игрушка – это кучка песка»К.Д. Ушинский Цель: познакомить педагогов с инновационной технологией использования интерактивной песочницы в работе с детьми инвалидами и...