Семинар-тренинг для педагогов ДОУ "Нескучные игры"
материал

Гребенкина Ирина Анатольевна

ФГОС и ФОП ДО рекомендуют реализацию основной образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры. Содержание игры зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в ее различных формах и видах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskuchnye_igry_soveshchanie_.docx92.78 КБ
PDF icon neskuchnye_igry.pdf1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Нескучные игры

Семинар-практикум для педагогов

Цель: способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов в организации дидактических игр с дошкольниками.

Задачи:

  • Обобщить и уточнить знания и опыт педагогов в организации дидактических игр с детьми разного дошкольного возраста.
  • Создать условия для проявления творческих способностей педагогов с игровой деятельности с детьми.
  • Воспитывать умение находить привлекательные образовательные ресурсы для работы с дошкольниками.

 

Ход мероприятия:

Приветствие.

Упражнение Ассоциация.

Цель: настрой на работу, снятие психологического напряжения.

Я начну фразу, а вы, поймав игрушку-перевертыш, продолжите эту фразу. Кстати, с ее помощью вы можете одновременно выразить отношение к своей ассоциации.

  1. Если педагог – это цвет, то какой?
  2. Если педагог – это зверь, то какой?
  3. Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
  4. Если педагог – это цветок, то какой?
  5. Если педагог – это настроение, то какое?
  6. Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
  7. Если педагог – это птица, то какая?
  8. Если педагог – это время года, то какое?
  9. Если педагог – это эмоция, то какая?
  10. Если педагог – это вид спорта, то какой?
  11. Если педагог – это песня, то какая?
  12. Если педагог – это цвет, то какой?
  13. Если педагог – это блюдо, то какое?
  14. Если педагог – это книга, то какая?
  15.  Если педагог – это дерево, то какое?
  16. Если педагог – это игрушка, то какая?
  17. Если педагог – это фрукт, то какой?
  18. Если педагог – это картина, то какая?
  19. Если педагог – это танец, то какой?
  20. Если педагог – это мечта, то о чем?
  21. Если педагог – это ветер, то какой?
  22. Если педагог – это звезда, то какая?
  23. Если педагог – это игра, то какая?

Упражнение «Нескучная игра»

Цель: развитие творческих способностей,

Вы можете объединиться в группы по желанию и обоюдным симпатиям, желательно по 3-4 человека (плюс-минус один). Вы берите одного представителя, которому предстоит взять для вас корзинку (коробку, мешочек) с заданием. А теперь общее задание для всех групп. Вы уже посмотрели в свои корзинки, мешочки, коробочки. Там лежат разные предметы. Вам предстоит придумать с этими предметами игру для дошкольников. Любую. Возраст – на ваше усмотрение, какой вам нравится. Можно даже ранний, но условия игры должны ему соответствовать. Самое главное, игра – должна быть нескучной!

Время работы – 5 минут. По истечению этого времени каждая группа играет с нами (или с выбранными ею людьми) в эту игру.

Предметы в коробках: мячики, кубики, экспандеры, геометрические фигуры, ленточки, детали разных конструкторов, муляжи овощей и фруктов, спортивные атрибуты и пр. Но, в каждом наборе совершенно разнородные предметы.

После демонстрации игры участники и зрители определяют, была ли игра, действительно «нескучной» и если нет, то как можно ее «оживить». Потом делается вывод, к какому типу, виду игры ее можно отнести.

После обсуждения всех игр, ведущий делает вывод, что все участники, хоть и не без вполне объяснимых сложностей, успешно прошли в финал нового конкурса педагогического мастерства «Нескучные игры» и самые успешные получат звание самых креативных, талантливых, а, главное, «нескучных» педагогов. На этот конкурс каждый педагог (включая всех специалистов) представляет и презентует одну дидактическую игру.

Перед тем как объявить условия и критерии нового конкурса проводится краткая лекция-презентация «Нескучные игры» об особенностях современных дидактических игр.

ФГОС и ФОП ДО рекомендуют реализацию основной образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры. Содержание игры зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в ее различных формах и видах.

Наиболее результативными в образовательной деятельности                                                являются дидактические игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, так как это:

  1. игровой метод обучения детей дошкольного возраста;
  2. форма обучения;
  3. самостоятельная игровая деятельность;
  4. средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Основная особенность дидактических игр. Это игры – обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Структурные компоненты дидактических игр: дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры (подведение итогов).

Для детей дидактическая обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей в соответствии с ФГОС и ФОП ДО. Учитывает возрастные особенности детей. Возникает как игровая задача самого ребенка, возбуждает желание решить ее. Может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто где живет» и т. п.

Игровые правила. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила ограничивают действия детей, определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи

Picture background

Подвижные дидактические игры дошкольников – это игры, в которых решаются задачи физического развития и познавательного характера.

Например: с математическим содержанием; на развитие логики;

по сенсорному развитию; для развития речевых навыков; экологические подвижные игры и т.д.

Оформление дидактической игры:

  1. Автор:
  2. Возраст детей
  3. Название.
  4. Цель.
  5. Оборудование.
  6. Инструкция детям (при необходимости, дополнительная инструкция для педагога).
  7. Варианты игры или ее возможные усложнения.

Критерии оценки качества дидактической игры

  1. Игра соответствует методическим требованиям и возрасту детей.
  2. Соответствие игры поставленной цели.
  3. Выбранные технологии, формы, методы и приемы способствуют формированию предпосылок инженерного мышления.
  4. Учет «зоны ближайшего развития».
  5. Игра – «нескучная».
  6. Необычность, оригинальность представленной игры.
  7. Уровень проведения занятия:

Высокий: включение всех детей в решение игровой задачи; дети получают удовольствие и удовлетворение от игры. Средний: выявление знаний и умений детей в соответствии с целями игры; не всем детям интересна игра. Низкий: организация взаимодействия с детьми без активизации познавательной деятельности; детям игра неинтересна.

  1. Качественный самоанализ.


 …Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Все самые большие глупости делаются именно с серьёзным выражением лица....

(цитата из фильма «Тот самый Мюнхаузен»)

В завершении семинара педагогам предлагается притча:

«По жаркой пустыне с огромным трудом уныло брел путнике. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями. Однажды ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» - спросил он. «Действительно, глупо, - ответил путник, - но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой человек: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» - поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву и вновь почувствовал облегчение. Таким образом, с помощью советов, случайно или неслучайно встреченных людей, бедный крестьянин избавился от всего, что мешало ему идти вперед. Свободный, от обременявших его тяжестей, он весело продолжил свой путь в вечерней прохладе и достаточно быстро дошел до нужного ему места».  

Как вы думаете, о чем эта притча? (ответы педагогов). А я думаю, что так и мы порой, тащим на себе совершенно неподъемный, а главное совсем ненужный груз, сами не зная зачем. Это могут быть наши страхи и предрассудки, никому уже давно ненужные обязательства, устаревшие нормы и правила, и еще очень многое, что мешает легко и быстро двигаться дальше. За многотомными инструкциями и огромным списком обязанностей мы иногда забываем о самом главном – мы работаем с маленькими детьми, для которых самым важным является игра – веселая и непринужденная. Предлагаю вспомнить об этом и посвятить этот год самым интересным играм со своими воспитанниками.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".

Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...

Презентация к семинару-тренингу "Эмоциональное выгорание педагога"

Представляю Вашему вниманию презентацию к семинару-тренингу "Профилактика эмоционального выгорания личности"...

Семинар-тренинг психолога для педагогов "Вопросы адаптации ребенка в ДОУ"

Адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются....

Семинар – тренинг (практикум) для педагогов «Адаптация детей к условиям детского сада»

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям в период адаптации детей к новым условиям в детском саду. Для родителей здесь есть памятка, где даны советы как облегчить период адаптации ребенк...

Семинар-тренинг « Профессиональная этика педагога»

Формирование общей культуры педагогического общения, соблюдения норм профессиональной этики посредством отработки навыков этичного поведения педагога  со всеми участниками образовательных отношен...

Семинар – тренинг Эмоциональная устойчивость педагога. «Сад моей Души»

Эмоции – это гормоны. Когда происходит какая-либо ситуация в организме выделяются определенные гормоны, которые выдают химическую реакцию в виде проявления эмоций – радость, гнев, обида, з...