«Развитие творческих способностей у старших дошкольников в лепке с использованием макетов»
статья (подготовительная группа)
Макет реСпособность ребёнка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности, называется креативностью. С креативностью неразрывно связана способность личности к инициативности. Инициативность ребёнка- дошкольника – необходимое качество его личности. Оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании.
Таким образом, лепка и макетирование создают благоприятные условия для сенсорного развития ( работа с разным по фактуре, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук),образного видения, творческого воображения, креативности, самостоятельности, инициативности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
.
«Развитие творческих способностей у старших дошкольников в лепке с использованием макетов» (из опыта работы).
Выполнил: Никифорова Л.А.
Воспитатель первой квалификационной
категории
Нижний Новгород, 2024г.
«Творчество – это не удел только немногих избранных людей, гениев, создавших великие художественные произведения, сделавших большие научные открытия или изобретших какое-нибудь усовершенствование в области техники. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что- то новое, какой бы креницей это новое не казалось»
. Л. С. Выготский
Руководствуясь «Законом об образовании РФ», в котором говорится о том, что «дошкольное образование направлено на всесторонне развитие детей, формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями до их приёма в образовательную организацию для получения общего образования», важно заметить , что развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста является важной составляющей для решения поставленных государственных задач, о чём свидетельствует ст.3. 3. 9 ФГП (пр. № 665), которая гласит: «Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации, художественного труда); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Почему детское творчество так необходимо?
« Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая выполнение самых разнообразных видов деятельности». Ни для кого не секрет, что, если человек талантлив, то талантлив во многих сферах». Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Тем важнее в данном случае вдумчивая работа педагога, который должен прокладывать путь для творческой реализации личности дошкольников в разнообразных видах деятельности.
Г. Г. Григорьева обращает внимание на то, что «педагог должен чётко представлять, что дошкольное детство – это самоценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, имеющие непреходящее значение. Поэтому изобразительная деятельность дошкольников оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития дошкольный возраст сензитивен, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности».
Своей темой для работы с детьми я выбрала «Развитие творческих способностей у старших дошкольников в лепке с использованием макетов». С младшего возраста дети проявляли особый интерес к художественно- творческой деятельности. Особенно к лепке. В силу того, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев», я старалась максимально поддерживать и развивать данный интерес, создавать все необходимые и, зависящие от меня, педагогические условия для удовлетворения данной потребности в творчестве с младшего возраста (организация интересной содержательной жизни ребёнка в д/с и в семье; единая позиция педагогов в понимании перспектив развития и взаимодействия между ними; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; создание атмосферы творчества; мотивация задания; бережное отношение к процессу и результату детской деятельности; материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольников; разнообразие основных и дополнительных материалов и свободный доступ к ним).
На четвёртом году работы с детьми не я, а мы, вместе с детьми, в результате совместной деятельности, решили заняться созданием макетов для образов, созданных в лепке, с целью самостоятельного пополнения и обогащения пространственной среды. Мотивом нашей деятельности стали « настольные» и « напольные» режиссёрские игры, которые дети хотели создавать и организовывать по собственному желанию.
Эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, в дальнейшем сопровождающееся мыслительной деятельностью человека, психологи рассматривают как эстетическое восприятие. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему.
В работе с дошкольниками по лепке живое рассматривание объектов, обследование, использование технических средств, развитие познавательных интересов конкретизируют это восприятие, делают его более осмысленным, подготавливают детей к созданию самостоятельных высокохудожественных образов.
Кроме этого, эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникающих на основе опыта. Именно это свойство восприятия позволяет использовать различные дополнительные художественные средства для создания не просто скульптурного образа, а ситуации, в которую попадает этот образ. Макетирование имеет большое значение в развитии детского игрового и художественного творчества.
Макет – это результат конструктивно- творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты.
Макет может быть «напольным», и тогда он имеет более конструктивные объёмы; «настольным», тогда размер его определяется размером стола или его частью; подиумным (на специальных подставках – подиумах); настенным в виде объёмных предметных картин. Интересный и любимый вариант – макет в специальных стеклянных шкафах и полках.
В своей работе, в основном, мы использовали «настольные» макеты («Стадион», «Транспорт», « Аквалангисты», « Альпинисты», «Замок» и др. )и «напольные» (Живая планета», « Парк Юрского периода» и др. ).
Способность ребёнка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности, называется креативностью. С креативностью неразрывно связана способность личности к инициативности. Инициативность ребёнка- дошкольника – необходимое качество его личности. Оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании.
Таким образом, лепка и макетирование создают благоприятные условия для сенсорного развития ( работа с разным по фактуре, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук),образного видения, творческого воображения, креативности, самостоятельности, инициативности.
В начале нашей работы мы выдвинули гипотезу о том, что самостоятельное пополнение пространственной среды для игр, лепка и создание макетов способствует развитию творческих способностей старших дошкольников. Провели анализ педагогических условий, диагностику по развитию творческого воображения, ещё раз ознакомились с технологией развития детского творчества, разработали систему работы.
Опыт работы показал, что к проявлению творчества как интегративного вида деятельности уже способны дети младшего дошкольного возраста, следовательно , при конструировании педагогического процесса и выделении конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 3-7 лет.
За основу для организации содержательной и интересной работы с детьми в д /с и в семье мы взяли методические рекомендации И.А. Лыковой, т.к. мы считаем, что её программа «Цветные ладошки» не противоречит требованиям и содержанию программы «Детство», по которой мы работаем. Мы обогатили её рекомендации, наполнили её работу новым содержанием. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель, родители выработали единую позицию в понимании аспектов развития детей, отработали взаимодействие друг с другом ( театрализованное представление «Золушка»; «По горам, по долам» - спортивное развлечение- лепка и изготовление макета «Альпинисты»; просмотр DVD «Жизнь Кусто», «Жизнь гор», «Космос» с участием родителей – лепка и создание макетов на соответствующие темы.
Целью нашей работы явились:
- развитие творческих способностей у старших дошкольников в лепке и создании макетов;
- самостоятельное создание условий для новых игр пополнение пространственной среды.
Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:
1)Развивать у детей в лепке, в художественно – творческой деятельности образное видение, творческое воображение, чувство композиции.
2) совершенствовать технические навыки, развивать мелкую моторику рук, способствовать созданию грамотных и выразительных образов.
3) Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность.
Перспективный план нашей работы по развитию творческих способностей мы составили таким образом, чтобы в начале содержание деятельности было понятно детям и приближено к их личному опыту. Например, для создания лепных образов на тему «Стадион» дети обращались к своим личным впечатлениям, наблюдениям, рассматриванию структуры своего собственного тела на гимнастике, физкультурных занятиях, развлечениях. Для создания объектов на тему «Транспорт» мы использовали личный опыт детей, полученный во время прогулок, наблюдений, детального рассматривания «авто» в группе.
Так как у детей в начале организованной деятельности преобладало пассивное воображение, мы создавали не сложные макеты, а использовали готовые строительные детали, элементы конструктора, мелкие игрушки для обыгрывания по ассоциации, приближающие детей к данным игровым ситуациям.
В начале, деятельность была организована с опорой в основном на чувственный опыт детей, на эмоции, с учётом умения смотреть и видеть, развития мелкой моторики рук, развития художественно- конструктивных навыков характерных для начального этапа работы.
Следующие лепные образы и первые макеты также не были сложными. Они включали в деятельность детей не своей сложностью, а интересной мотивировкой, желанием создать данные образы качественно, выразительно, дополнить игровую ситуацию чем- то новым, оригинальным.
В создании образа мальчика- луковки по сказке «Приключения Чиполлино» дети уже проявляли творческую инициативу, желание сделать сказочного героя по- своему (одеть в одежду, слепить глазки, ротик, носик, положением рук и ног придать свободолюбивый и весёлый характер герою); при моделировании игровой ситуации в огороде расположили настоящую тыкву, плетень, домик для героев.
Во время лепки по сказке « Царевна – лягушка» большую роль для включения образного видения сыграло предварительное изготовление «коробчонки для лягушонки» из фольги, развёртывание сказочного леса, макета дворца, сделанного вместе с родителями, моделирование кареты подгруппой детей из деревянного конструктора.
Первым макетом в нашей работе можно считать «Камин» в сказке «Золушка». Каждый из детей изготовил свой изразец со своим «царским» узором. Детям была рассказана краткая история о жизни мастеров, о том, что ожидало их, если кто-нибудь повторялся. Работа детей была выполнена на высоком эмоциональном подъёме, с большим желанием, интересом. Камин стал достойным украшением «домиков Барби», «Золушки».
В дальнейшем в содержание работы включались такие темы для детской деятельности, которые выходили за пределы детского воображения и предполагали обогащение опыта детей новыми впечатлениями, активное познание окружающей действительности. Здесь мы не обошлись без поддержки родителей, взаимосвязи с музыкальным работником ( театрализованное развлечение по сказке «Золушка»- лепка Замка), инструктором по физкультуре (спортивное развлечение «Путешествие в горы» - лепка Альпинистов). Дети делились своими впечатлениями, родители проявляли заинтересованность, ребята приносили в группу интересные специальные книги, диски DVD о жизни космоса, моря, гор.
С большим интересом и творческим подъёмом дети лепили и готовили макеты на темы: «Альпинисты», «Аквалангисты», «Космонавты». Для достижения высокого результата работы по данным темам была проведена большая предварительная работа. Дети узнали очень много нового о жизни моря («Подводный мир Кусто»), гор («Горы»), космоса, освоение этих «стихий» человеком, о специальном снаряжении, о мужественном характере этих людей. Здесь уже с уверенностью можно сказать, что творческое воображение включилось в работу. В совместной деятельности педагога и детей были созданы прекрасные макеты: «Горы», «На морском дне», «Космос», в создании которых дети уже проявляли инициативу, умение планировать деятельность, самостоятельность, ручную умелость, чувство композиции, художественный вкус. Например, при создании макета «Горы» дети точно передали ландшафт, украсили горы парящими орлами, внизу у подножия предложили создать палаточный городок, а для космического грунта предложили использовать сухую глину. Для создания макета расположения планет в космическом пространстве использовали пластилинографию.
Надо сказать, что дети готовили эти макеты заранее и с педагогом и без педагога в совместной и самостоятельной деятельности. На занятиях они только дополняли свои макеты лепными образами альпинистов, аквалангистов и космонавтов. Надо сказать, что в процессе целенаправленной деятельности по развитию творческих способностей, навыки детей настолько усовершенствовались, что «маленькие человечки» представляли собой высокую художественную ценность в плане грамотности исполнения, точности пропорций, передачи движений, правдивости и выразительности. Альпинисты, соединённые одним канатом, «взбирались, цепляясь за горы», в точнейшей экипировке; аквалангисты поражали обтекаемостью своего костюма и гибкостью тела, космонавты массивностью и точностью воспроизведения снаряжения. И всё это в специально созданной игровой обстановке, созданной педагогом и детьми, своими руками! Сколько радости, восторга и новых желаний!
Далее детям уже ничего не надо было предлагать. Замыслы рождались сами: «Динозавры и парк Юрского периода», «Замок для Золушки», «Незнайка в цветочном городе» и др.
Мы поняли, что двигаемся в нужном направлении.
В творческую атмосферу влились те дети, которые сначала не проявляли особого интереса к коллективному творчеству. Сначала они играли, не обращая внимания на деятельность активной подгруппы детей, потом они просто смотрели ,что делают другие, потом начали принимать участие в мелочах и, в конечном итоге, полностью включились в творческий процесс. У них рождались свои замыслы, они самостоятельно подходили к центру творчества и лепили, изготавливали что-либо по своему желанию. Обыгрывание маленьких лепных фигурок захватило всех детей. Стало понятно, что лепка и создание макетов для обыгрывания – есть универсальное средство выражения, это то, чего нет, но может быть. Цель по самостоятельному пополнению пространственной игровой среды была достигнута.
Гипотеза по развитию творческих способностей в лепке и создании макетов у старших дошкольников подтвердилась. «Развитие дошкольников зависит от того как организовано пространство, в котором он растёт и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, однообразном, стандартном или , наоборот, разнообразном, насыщенном , неординарном, изменяющемся, динамичном. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобы способствовать полноценному психическому развитию ребёнка. Во многом педагог несёт ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство для психического и физического развития личности»
Работать было нелегко. Работа шла в двух направлениях – в плане совершенствования художественных образов лепки и в плане создания художественных макетов для обыгрывания. И та, и другая работа требует и развивает умение замысливать свою деятельность, планировать её, организовывать практическую реализацию задуманного, творчески решать поставленные задачи, достигать поставленной цели.
В развитии этих качеств у детей важную роль сыграли игры для развития творческих способностей у детей, которые мы систематически планировали в работе с детьми. Например, «Новая жизнь сказочных героев» цель: развитие фантазии; «Превращение тыквы» цель: учить соотносить предметы по форме; «Переделай предмет» цель: развивать умение преобразовывать предмет; «Фантастические животные» цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа и др.
Анализируя современные технологии развития детского творчества, я лишний раз убедилась в том, что мы на правильном пути, так как «идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты».
Во-первых: наша деятельность, в основном, носила характер совместной деятельности педагога и детей (и родителей);
Во-вторых: дети овладевали как индивидуальными способами выполнения творческих действий, а также умениями и навыками работы в группе;
В-третьих: создание макетов объединяло детей, творческая деятельность носила коллективный характер;
В-четвёртых: дети находились в состоянии эмоционального комфорта; им была предоставлена возможность периодически, по желанию , остаться одним , заниматься своим делом или взаимодействовать с партнёром, чтобы добиться большей содержательности и результативности творческого процесса;
В-пятых: разнообразная совместная деятельность способствовала удовлетворению потребности ребёнка в общении, формированию адекватной самооценки;
В-шестых: в группе была создана творческая атмосфера, были созданы игровые, привлекательные для творчества ситуации, инициирующие фантазию, воображение, неординарность технических решений (для вхождения в творческую деятельность детям предлагались игровые ситуации «В гостях у Чиполлино», «Альпинисты», «Аквалангисты», Космическое путешествие» и т.д.)
В своей работе, по формированию творческих способностей у старших дошкольников в лепке с использованием макетов я руководствовалась следующими принципами:
- свобода выбора: инициатива шла от детей, это был их выбор;
- открытость: в процессе решения образовательных задач дети приобщались к самостоятельному поиску необходимой информации, развивались их познавательные интересы, появлялась жажда знаний и саморазвития («Жизнь гор», «Жизнь моря», «Динозавры» и т.д.)
-деятельность: в лепке, в создании макетов, в пополнении пространственной среды для игр предполагается освоение дошкольниками знаний, умений и навыков; формирование умения самостоятельно применять знания в разных областях;
- обратная связь: анализ настроения и самочувствия ребёнка, мониторинг уровня развития дошкольника, диагностику индивидуальных особенностей;
- амплификация развития (по А.В. Запорожцу): сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение.
В результате не отрывочной, а систематической и целенаправленной работы, наличии творческой атмосферы, внимании и поддержке детской деятельности, у детей ни на секунду не возникла тень сомнения, что что-то у них не получится, что какая-то идея не будет воплощена.
Сейчас эти дети в школе, и я уверена, что данная проделанная работа оставила заметный след в развитии каждого ребёнка. Их смелость, самостоятельность, инициативность, тонкая пальцевая моторика, уверенность в себе обязательно проявятся в любых других видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у старших дошкольников на занятиях по рисованию (с использованием нетрадиционных техник и материалов)»
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее....
Мастер-класс «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством изобразительной графики»
Мастер-класс для педагогов...

"Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников"
Статья о изобразительной деятельности старших дошкольников как средства развития у них творческих способностей. Предназначена для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений....

Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать нетрадиционные пути во взаимодействи...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ старшего возраста ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Одним из видов творческой деятельности детей дошкольного возраста является художественно-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Вед...

Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у старших дошкольников с ТНР посредством использования ткани и нити
Педагогический опыт работы на тему«Развитие мелкой моторики рук и художественно-творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством...

«Развитие творческих способностей у старших дошкольников с ЗПР с использованием техники Эбру»
Актуальность данной темы характеризуется тем, что проблема определения творческих способностей детей с задержкой психического развития тесно взаимосвязана с поиском методов, которые направлены на разв...
