"Ранняя профориентация дошкольников как условие позитивной социализации личности"/тематический педагогический совет.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Черкашина  Елена Владимировна

В представленном материале раскрываются вопросы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области формирования предпосылок ранней профориентации дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

Педагогический совет №2

Тема: «Ранняя профориентация дошкольников

как условие позитивной социализации личности»

подготовила:

зам. зав по ВМР Черкашина Е.В.

с. Мильково

Ноябрь 2025 год

Тема: «Ранняя профориентация дошкольников как условие позитивной социализации личности».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области формирования предпосылок ранней профориентации дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с современными образовательными технологиями, используемыми в работе по ранней профориентации дошкольников.
  2. Изучить содержание трудового воспитания и профориентационной работы в ДОУ. 
  3. Повышать компетентность родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников.
  4. Активизировать деятельность педагогов по формированию предпосылок ранней профориентации дошкольников.

Повестка педсовета:

  1. Выполнение решения педагогического совета от 11.09.2025  № 1/ отв. зам. зав по ВМР Черкашина Е.В.
  2. Вступительное слово «Ранняя профориентация дошкольников как условие позитивной социализации личности» /отв. зам. зав по ВМР Черкашина Е.В.
  3. Доклад «Современные образовательные технологии по ранней профориентации дошкольников»/отв. воспитатель ФИО
  4. Доклад «Трудовое воспитание и ранняя профориентация дошкольников»/отв. воспитатель ФИО
  5.  Доклад «Поддержка родителей в процессе профориентации дошкольников»/отв. воспитатель ФИО
  6. Итоги анкетирования родителей «Что такое ранняя профориентация детей»/отв. зам. зав по ВМР Черкашина Е.В.
  7. Итоги анкетирования педагогов «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»/отв. зам. зав по ВМР Черкашина Е.В.
  8. Решение педагогического совета.

 

Ход педсовета:

  1. Выполнение решения педагогического совета от 11.09.2025  № 1/ отв. зам. зав по ВМР Черкашина Е.В.

Решение педагогического совета 11.09.2025г:

  1. Работу за летний оздоровительный период 2025 года считать удовлетворительной.
  2. Определить ключевые пункты, направленные на обеспечение здоровья и полноценного отдыха в летний период в ДОУ:
  1. Организация активных познавательных мероприятий на свежем воздухе;
  2. Проведение регулярных спортивных игр, конкурсов, эстафет;
  3. Организация экскурсий и походов, посещение парков и музея.
  4. Организация совместных мероприятий с родителями (законными представителями);
  5. Организация посильной трудовой деятельности в летний период 2026 года/ ответственные воспитатели, специалисты; срок летний период 2026 года.
  1. Утвердить и ввести в действие:
  1. Утвердить дорожную карту (план мероприятий) реализации программы наставничества на период  2025/2026 учебного года;
  2. Утвердить  наставников и сформировать наставнические пары/группы;
  3. Утвердить банк наставников и наставляемых;
  4. Разработать  персонализированные программы наставничества /ответственный зам. зав. по ВМР Черкашина Е.В.; срок до 01.10.2025г.

  1. Вступительное слово «Ранняя профориентация дошкольников как условие позитивной социализации личности» /отв. зам. зав по ВМР Черкашина Е.В.

Слайд №1

Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Как известно, позитивная социализация дошкольников связана с освоением различных сторон социальной жизни человека, одной из которых является освоение опыта трудовой деятельности. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых достаточно раскрытая проблема, как в теории, так и в практике. Однако на современном этапе возникают новые факторы, влияющие как в целом на процесс трудового воспитания дошкольников, так и на их ознакомление с миром профессий как одного из направлений ранней профориентации.

На основе ведущего вида деятельности – игры, и ее связи с трудовой деятельностью можно определить пространство профессиональной ориентации дошкольников, которая может стать основой для дальнейшего профессионального определения, но и введет ребенка в мир социальных отношений.

Ранняя профориентация – это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями.

Профессиональная ориентация выступает как целенаправленный процесс, результатом которого является профессиональное самоопределение, начинающееся уже в дошкольном возрасте. Таким образом, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Основная цель ранней профориентации дошкольников – развитие эмоционального отношения к миру взрослых профессий, дать возможность не только получить теоретические знания о различных профессиях, их значимости, но и дать возможность «примерить» их на себя. Это повышает социализацию ребенка, развивает его коммуникативные навыки, мышление, расширяет кругозор

Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен включать в себя эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых приёмов.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – актуальный процесс, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.

  1. Доклад «Современные образовательные технологии по ранней профориентации дошкольников»/отв. воспитатель ФИО

Резюмировать: 

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте представляет собой систематическую работу по формированию у детей положительного отношения к труду, развитию у них необходимых навыков и умений, а также воспитанию трудолюбия, ответственности и самостоятельности.

  1. Доклад «Трудовое воспитание и ранняя профориентация дошкольников»/отв. воспитатель ФИО

Резюмировать:

Семья играет важную роль в формировании профориентации дошкольников, так как именно в семье закладывается отношение к работе и профессиональной деятельности.

  1. Доклад «Поддержка родителей в процессе профориентации дошкольников»/отв. воспитатель ФИО

Резюмировать: 

  1. Итоги анкетирования родителей «Что такое ранняя профориентация детей»/отв. зам. зав по ВМР Черкашина Е.В. (см. справку по итогам анкетирования)
  2. Итоги анкетирования педагогов «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»/отв. зам. зав по ВМР Черкашина Е.В. (см. справку по итогам анкетирования)

Обратить внимание воспитателей и специалистов на реализацию групповых проектов:

  1. Вторая младшая группа «Подсолнушек» проект «Кто нас лечит» - знакомство с профессией врача. Итоговое мероприятие, интегрированное занятие «Знакомство с профессией врача.
  2. Вторая младшая группа «Брусничка» проект «Тайны кухни» - знакомство с профессией повара. Итоговое мероприятие, конкурс чтения стихотворений, создание кулинарной книги.
  3. Средняя группа «Колокольчик» проект «Творцы сладостей» - знакомство с профессий кондитера. Итоговое мероприятие,  презентация своего любимого рецепта, выпуск альбома рисунков и поделок, отражающих впечатления детей от участия в проекте.
  4. Средняя группа «Ромашка» проект «Мастер торговли» - знакомство с профессией продавца. Итоговое мероприятие, драматизация сказки С. Михалкова «Как мужик корову продавал».
  5. Старшая группа «Рябинка» проект «Смелые сердца: жизнь пожарного» - знакомство с профессией пожарного. Итоговое мероприятие, спортивно-развлекательный досуг «Юный пожарный» совместно с инструктором по физической культуре, или викторина «Знатоки пожарной безопасности» совместно с родителями.
  6. Старшая группа «Золотой ключик»  проект «Лесная школа: путь к профессии лесника (егеря) – знакомство с профессией лесника. Итоговое событие, сюжетно ролевая игра «Ходит по лесу лесник»,  выставка рисунков «Деревья нашего участка».
  7. Подготовительная к школе группа «Незабудка» проект «Взлёт и посадка: познай мир гражданской авиации» знакомство с профессий пилота, стюардессы, стюарта. Итоговое событие, квест игра  «День рождения гражданской авиации».
  8. Подготовительная к школе группа «Алёнушка» проект «Жизнь и быт оленеводов» - знакомство с профессией оленевода. Итоговое событие, спортивный праздник «Праздник оленевода» совместно со специалистами: инструктором по физической культуре, музыкальными руководителями.

  1. Решение педагогического совета /отв. зам. зав по ВМР Черкашина Е.В.

Проект решения педагогического совета от 19.11. 2025г:

  1. Продолжать работу по ранней профориентации дошкольников. 

Срок исполнения – постоянно. Ответственные – педагогические работники.

  1. Использовать в работе современные образовательные технологии по ранней профориентации дошкольников.

Срок исполнения – постоянно. Ответственные – воспитатели.

  1. Использовать проектный метод в формировании первых профессиональных представлений детей. Представить отчёты по реализованным групповым проектам.

Срок исполнения – 24.02.2026 по 27.02.2026г. Ответственные – педагогические работники.

  1. Продолжать пополнение развивающей предметно – пространственной среды групп по профессиональной ориентации с учетом возраста детей.

Срок исполнения – постоянно. Ответственные – воспитатели.

  1. Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.

Срок исполнения – постоянно. Ответственные – воспитатели.

  1. Продолжить взаимодействие с родителями по вопросам профориентации детей, используя активные формы работы.

Срок исполнения – постоянно. Ответственные – воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников, как условие успешной социализации

Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в современном обществе, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высок...

Организационно-педагогические условия ранней профориентации дошкольников в условиях детского сада

Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их в мотивы и отношения к собственному труду, труду ...

«Создание условий для организации ранней профориентации дошкольников, направленных на позитивную установку и уважительное отношение к разным видам профессий»

Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осущ...

«Ранняя профориентация дошкольников, как условие успешной социализации»

Одним из актуальных вопросов в современном обществе начиная с детского возраста является  ранняя профориентация личности. Поэтому трудовое воспитание - одно  из главных направлений социально...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Ранняя профориентация дошкольников в условиях ДОУ с тематическим планированием

Профориентация дошкольников – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выбо...