Методическая разработка.
методическая разработка (средняя группа)

Ляпунова Юлия Александровна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 76._metodicheskaya_razrabotka.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового внимания у детей 4-5 лет посредством дидактических игр

Одним из видов игр дошкольного детства является дидактическая игра. С помощью дидактических игр ребенок закрепляет, обобщает и получает новые знания.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания  

Леонтьев А.Н. дал определение дидактической игре как игре «рубежной», которая представляет собой переход к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Дидактические игры развивают интеллектуальные операции, познавательную деятельность, которые представляют собой основу обучения .

Дидактические игры – разновидность обучающих игр с правилами, создаваемых взрослыми, в целях воспитания и обучения детей .

Впервые дидактические игры создавались народной педагогикой. До настоящего времени такие игры как "Краски", "Фанты", остаются интересными для детей. Они содержат в себе много юмора, шуток, но и носят соревновательный характер, развивают сообразительность и внимательность.

Первым создателем системы дидактических игр для дошкольников является Ф.Фребель. Высоко оценивая игру, он считал ее самым важным средством воспитания и обучения детей. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для развития речи и знакомства с окружающим. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом .

Для решения задач, которые ставят перед детьми дидактические игры, требуется внимание, сосредоточенность, умение осмыслить правила, преодолеть трудности. Они помогают развивать у детей дошкольного возраста такие психические процессы как ощущение и восприятие, помогают усваивать знания. Дидактические игры учат детей решать различные практические и умственные задачи разнообразными рациональными и экономными способами. В этом и заключается их развивающая роль.

Оценивая роль дидактических игр, А.В.Запорожец пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

В дошкольной педагогике можно выделить три вида дидактических игр: словесные игры, настольно-печатные и игры с предметами.

Игры с предметами.

Для игр с предметами используются реальные предметы и игрушки. С помощью данного вида игр дети знакомятся с разнообразием предметов, их признаками и свойствами: формой, цветом, качеством, величиной. В играх дети решают задачи на, классификацию, сравнение, установление последовательности, что требует от детей повышенного внимания. По мере овладения новыми знаниями об окружающей предметной среде, задания в играх становятся сложнее: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому качеству (форме, назначению, цвету, качеству, и др.). В средней группе уже используют такие предметы, разница между которыми становится менее заметной. Так, дети старшей группы не видят и не могут найти малозаметные отличительные признаки между предметами, им дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети учатся складывать целое из частей, выкладывать узоры из различных форм, нанизывать предметы (шарики, бусы). Для дидактических игр широко применяют разнообразные игрушки. За счет ярко выраженных свойств игрушек, таких как форма, величина, цвет, материал из которого они изготовлены, их назначения, воспитатель упражняет детей в решении определенных дидактических задач, способствующих развитию внимания ( отбирать игрушки из определенного материала: пластмассы, металла, керамики, или игрушки, используемые в различных творческих играх: для игры в больницу, в строителей, в семью и др. Во время прогулки широко используются игры с природным материалом (цветы, камушки, семена, ракушки, листья). С помощью таких игр закрепляются ранее полученные знания детей об окружающей их природе, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация), развиваются все свойства внимания и воспитывается любовь и бережное отношение к природе.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различаются и развивающие задачи, которые решаются с их помощью. Подбор парных картинок. Одно из простых заданий в такой игре – найти среди множества разных картинок две совершенно одинаковые по внешним признакам. Далее задание можно усложнить: ребенок должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. Такие игры способствуют развитию переключения внимания. Запоминание состава, расположения и количества картинок. Игры проводятся по аналогии игр с предметами.

Словесные игры.

Словесные игры применяются в группах всех возрастов и построены на словах и действиях играющих. Но особое место они занимают в обучении и воспитании детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школьному обучению: развивают умение внимательно слушать воспитателя, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. В процессе игры дети мыслят активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

В ходе дидактической игры происходит активизация разнообразных умственных процессов,  и они принимают произвольный характер. Детям, чтобы понять  замысел игры, запомнить игровые действия и правила, необходимо внимательно выслушать воспитателя, его объяснения. Задачи, которые ставит перед детьми игра, требуют сосредоточенности, активной деятельности анализаторов, умения различать, сравнивать, обобщать.

Дидактические игры помогают детям применять уже имеющиеся знания в разнообразных игровых ситуациях, активизируют различные умственные процессы и вызывают эмоциональный отклик у детей, что способствует поддержанию и развитию детского слухового внимания. Чтобы достичь необходимого результата в игре дети очень стараются быть  внимательными. Именно благодаря наличию правил и игровых действий, обучение при помощи дидактической игры проходит более интересно, развивается слуховое  внимание детей.

Итак, значение дидактических игр велико, так как они вызывают устойчивый детский интерес. Движимые этим сильным интересом, дети могут длительное время удерживать своё внимание на каком-либо объекте, предмете или действие. Так как в дидактических играх прослеживаются основные средства для развития слухового внимания, такие как указательный жест и слово, наглядный материал, можно смело утверждать, что дидактические игры непосредственное влияние на развитие слухового внимания дошкольников с нарушением зрения.

Если в дидактических играх, таких как: “Где позвонили?”,”Где постучали?”,”Cолнце или дождик”,  “Продавец и покупатель” используется наглядный материал, это помогает детям сосредоточить свое слуховое внимание на правилах игры и ее содержании на длительное время, что является благоприятным условием для его развития. Речь воспитателя, широкое использование слова в словесных дидактических играх, где необходимо отгадать или загадать загадку, подобрать нужное слово так же помогает детям сосредоточиться на игре. Сначала педагог озвучивает правила игры, затем дети сами могут проговорить эти правила, тем самым совершенствуют, развивают своё произвольное внимание, учатся целенаправленно сосредотачиваться.

Таким образом, сущность дидактической игры в развитии слухового внимания заключается в том, что дети, решая умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, развивают умение внимательно слушать педагога, внимательно рассматривать наглядный материал, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности, вызывают большой интерес у детей, который и сосредотачивает их слуховое  внимание. Использование дидактических игр в обучении детей, способствует формированию целенаправленности и устойчивости слухового внимания, так как эти игры требуют сосредоточенности. Наличие игровых действий в дидактических играх делают обучение более эмоциональным, занимательным, помогают повысить слуховое внимание детей. Для достижения необходимого результата игры, дети стараются быть очень внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...