Доклады
материал

Скустова Татьяна Анатольевна

Доклады воспитательное значение сВоспитательное значение сюжетно - ролевой игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oklady.docx481.91 КБ
Файл doklad_23.docx240.24 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\001.jpg

Задержки речевого развития

Задержки речи у детей (ЗРР) — это несоответствие (отставание) уровня актуального речевого развития ребенка общепринятой возрастной норме. Речь все-таки развивается, но с опозданием, при этом умственное и эмоциональное развитие у малыша может быть нормальным.

При задержках речевого развития могут быть нарушения как в экспрессивной речи (произнесения определенных звуков, фраз или отдельных слов, речевого высказывания), так и в рецептивной речи (нарушения слухового восприятия и понимания слов старших, если с физическим слухом проблем нет). Игнорировать такие отклонения нельзя: отставание от сверстников в интеллектуальном или психическом развитии с годами будет только увеличиваться и со временем неизбежно приведет к трудностям в учебе.

Первые тревожные признаки отставания в развитии речи могут наблюдаться уже в первые месяцы жизни ребенка, но диагностировать задержку речевого развития можно только в возрасте 2-х лет.

Признаки задержки речевого развития

При внимательном наблюдении за ребенком, можно заметить симптомы речевых нарушений в очень раннем возрасте. Так, малыш с патологиями речевого аппарата уже в первый месяц будет сосать слабее, чем другие груднички. Позже у него могут быть проблемы с пережевыванием пищи. Очень важно как можно раньше диагностировать задержку речевого развития, тогда при эффективном лечении ребенок быстро нагонит сверстников.

Ниже приведены некоторые ранние признаки отставания в речевом развитии у детей до двух лет.

1. В три месяца ребенок не агукает, не реагирует на присутствие взрослых. С определенного времени, примерно с 4-6 месяцев гуление пропадает, это норма, его заменяет детский лепет;

2. Малыш до 5 месяцев не гулит, не произносит согласных г, х, к, и гласные у, ы;

2. С 6 месяцев ребенок практически не издает лепета (ма-ма, ба-ба);

3. В 8-9 месяцев у ребенка отсутствует лепет

4. К 1 году словарный запас ребенка насчитывает менее 5 слов по типу «ма-ма», «ба-ба» «ня-ня» «дай» и пр. Речавая активность минимальна, мало разговаривает на «своем языке»

5. Ближе к полутора годам малыш не произносит обращенные , «мама». Не понимает своего имени, названий окружающих предметов

6. В полутора годам ребенок не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на просьбы;

7. В 2 года ребенок не может построить простые предложения.

Детская педиатрия допускает отставание в речевом развитии на 4-5 месяцев длямальчиков, и на 2-3 месяца для девочек. То есть, если мальчик не лепечет в год — это также является вариантом нормы речевого развития.

У большинства детей ко  второму дню рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. В течение первых двух лет жизни ребенок как бы созерцает мир и накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. К тому же к этому времени клетки мозга и мускулы речевого аппарата уже в достаточной мере развиты, чтобы ребенок начал выражать себя с помощью слов. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает.

Этому может быть несколько причин.

1. Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет пищу изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно, или у него повышенное слюноотделение – это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда малыша рано отнимают от груди. Мышцы рта можно укрепить несложными игровыми упражнениями:

  • Дуть и свистеть. Очень действенны любые упражнения, при которых надо с напряжением сводить губы вместе. Можно выдувать мыльные пузыри, а еще дуть на перышко, стараясь удержать его в воздухе. Очень полезны игрушки, в которые надо дуть – дудки, свистульки и т.д.
  • Сосать. Почаще предлагайте малышу пить сок через соломинку, как можно сильнее втягивая щеки. Это очень полезное упражнение.
  • Имитировать звуки. Малышу понравится имитировать звуки различных животных и птиц, а также предметов – поезда, машины, звонков и сирен.

2. Недостаточная концентрация слухового внимания. Такой ребенок плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана). Постарайтесь привлекать внимание ребенка к каждому звуку и слову. Почаще читайте вашему ребенку вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает. Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и привлекайте внимание ребенка к шутке. Показывайте ребенку окружающие его вещи и называйте их. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

3. Проблемы со слухом. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения. К несчастью, большинство проблем со слухом обнаруживается довольно поздно. От начала ухудшения слуха и до того времени, как вы можете заметить очевидные признаки нарушения слуха у  ребенка, может пройти довольно значительное время. Существует несколько признаков, в зависимости от возраста ребенка, по которым вы можете понять, все ли у него в порядке со слухом:

Новорожденный: должен вздрагивать при хлопке руками в 1-2 метрах от него и успокаиваться при звуке вашего голоса.
3-4-месячный ребенок должен проявлять ответную реакцию на вашу улыбку и жесты.
7-месячный ребенок должен лопотать и повторять за вами простые звуки.
От 7 до 12 месяцев: должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему человеческую речь.

У ребёнка в возрасте 2-х лет:

  • не пытается повторять новые слова;
  • не может составлять короткие фразы из двух слов;
  • не понимает и не выполняет просьбы взрослых;
  • не знает названия частей своего тела и окружающих предметов и не может показать их по просьбе взрослых;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

У ребенка в возрасте 3-х лет:

  • ребенок говорит так непонятно, что его с трудом понимают даже родители;
  • говорит очень быстро, «проглатывает» окончания слов;
  • говорит очень медленно, растягивая слова;
  • не говорит простых предложений из трех слов;
  • не понимает простых объяснений и рассказов о том, что произошло недавно или что будет в будущем;
  • говорит с неправильными падежами, родами и числами;
  • могут быть и более тревожные симптомы: если трехлетний малыш говорит в основном фразами из книжек или мультфильмов, но не строит собственные предложения, или если он зеркально повторяет все, что при нем говорят взрослые (даже если это выглядит уместно), то это признаки серьезных отклонений психического развития. При таких симптомах необходимо срочно обратиться к детскому психиатру.

Причинами проблем с речью могут  так же быть врожденные или приобретенные нарушения в деятельности организма или неблагоприятные психологические условия жизни ребенка. Наиболее распространенными причинами задержек развития речи являются следующие:

  • тяжелые роды и родовые травмы;
  • недоразвитость мускулатуры лица и рта;
  • нарушения слуха;
  • болезни, черепно-мозговые травмы и операции, перенесенные в раннем детстве;
  • кровоизлияния в мозг, опухоли головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
  • генетическая предрасположенность, в т. ч. психические расстройства у родителей;
  • психические и физические травмы;
  • речевая депривация (невостребованность речи, когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна);
  • конфликтные или безразличные отношения родственников в семье (между родителями, по отношению к ребёнку и т.п.).

Если провоцирующий фактор продолжает существовать и тормозить развитие речи, то в процессе лечения эффективность помощи будет существенно более низкой.

Чтобы выявить речевую задержку на раннем этапе,  должны внимательно наблюдать за развитием  ребенка, вовремя заметить тревожные симптомы, проанализировать наличие возможных причинных факторов и обратиться к специалисту-логопеду и/или детскому психиатру.

Диагностика и лечение задержек речевого развития

Вначале необходимо обратится на консультацию к логопеду и к врачу-психиатру. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевой задержки может быть назначено неврологическое обследование, а также дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови «Нейротест», ЭЭГ).

В программу лечения по показаниям, которые определяют специалисты, включаются регулярные игровые логопедические занятия, (логоритмика для малышей), игровая  песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.

Основные методы борьбы с ЗРР:

  • Развивать мелкую моторику (можно обратиться к методике Монтессори);
  • Петь вместе с ребенком, читать стихи и сказки, побольше общаться;

В целом можно сказать, что возрастная задержка развития до 3 лет не является непременным признаком заболевания. Тем не менее, ребенок должен быть обследован врачами, если к концу 3-го года он не начнет говорить.

         

C:\Users\Admin\Desktop\004.jpg

 

                   

                                         Методическая разработка

Использованиекинетического  с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

подготовила педагог первой квалификационной категории: Фроленко С.В.

Для детского творчества кинетический песок уникальный природный материал для игры, с которым ребенок получает не только радость, но и творческое развитие. Он на столько не обычен, притягателен и удивителен, что никого не оставляет равнодушным. Последнее время кинетический песок все больше завоевывает внимание со стороны детей.

Использовать кинетический песок  рекомендуется с детьми начиная с ясельного возраста. Контакт с пластичной массой обогащает сенсорное восприятие, расширяет кругозор и активизирует речевую деятельность.

Следует использовать специальные резиновые песочницы или широкие лотки для кинетического песка. Дополнительно подберите игровые наборы: совки, ложки, грабельки, формочки, маленькие фигурки, камешки, ракушки. Заранее подготовьте картотеку игр с кинетическим песком для детей данного возраста.Например,«Знакомство с волшебным песком», где педагог показывает контейнер с кинетическим песком, демонстрирует, что можно делать с новым материалом (мять, надавливать, скатывать, раскатывать, лепить), дети повторяют.«Готовим угощения», дети лепят ручками пирожки, кексы, торты. Воспитанники второй младшей группы могут попробовать себя в украшении «блюд».«Отпечатки на песке», при помощи фигурной скалки или кончиками пальцев дети создают различные отпечатки (рекомендуется подбирать по актуальной теме в календарном планировании). «Строим башню», руками или при помощи формочек ребёнок лепит башню как можно выше. «Угадайка», воспитатель заранее прячет в песке фигурки (тематические наборы «Животные», «Геометрические фигуры», «Птицы»), а ребёнок отыскивает игрушки и называет, что это.

Сами занятия должны проходить под наблюдением педагога! Он направляет действия ребёнка и пресекает попытки отведать пластичную массу.Работу с кинетическим песком организуйте в подгрупповой форме: по два ребенка-три ребенка у песочницы. Тогда младшие дошкольники начнут коммуницировать и сотрудничать друг с другом. Количество игр с этим материалом - безгранично. Кинетический песок способен увлечь игрой детей на довольно продолжительное время.

Благодаря игре с кинетическим песком младшие дошкольники получают:

Снятие эмоционального напряжения в период адаптации. Приёмы песочной терапии облегчают процесс адаптации.

Развитие мелкой моторики рук. Игровые действия с мелкими предметами стимулируют важные рецепторы на кончиках пальцев. Поиск игрушек в песочнице, выдавливание лунок и узоров ладошками способствуют интеллектуальному развитию малышей.

Формирование исследовательских умений. Под руководством наставника ребёнок узнаёт о свойствах кинетического песка: лепится, не рассыпается. Занятия НОД (непосредственно образовательной деятельностью) органично переносятся в песочницу: здесь можно изучать различные формы (кубики, шары, цилиндры), животных, растения, цветы (играя в фигурки или делая куличики). 

Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возра                                                           Известно,                                                                                                                              что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте являетсяигра, а как говорил известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Самая лучшая игрушка для детей — это кучка песка!»

 «Волшебный песок» как раз тот вид деятельности, который отвечает указанным условиям. Играя с песочком, ребенок может позволить себе быть собой, творить, фантазировать; выражать в самой естественной для него форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и досаду, волнения и мечты. Песочница с кинетическим песком - одна из эффективных форм работы в ДОУ.

Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, это такой материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но, в то же время, он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Работа с ним обладает целым рядом положительных моментов: простота; эстетичность; пластичность; безопасность и экологичность. Кинетический песок состоит на 98 % из обычного кварцевого песка и на 2 % из силиконового полимера, который применяют в пищевой промышленности как добавку Е 900 и является полностью безопасным при использовании детьми.

Именно поэтому, использование игровой деятельности в кинетической песочнице, один из методов, формирующих всестороннее развитие ребенка: эстетическое развитие, развитие творческих способностей, мышления, речи. Кроме того, такие игры позволяют сохранять и укреплять психологическое здоровье ребенка. По мнению Карла Густава Юнга, «игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Иными словами, песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.

     В период адаптации ребенка в детском саду игры с песком способствуют:

  • быстрому установлению доверительных отношений между ребенком и воспитателем;
  • снижению высокого уровня психического напряжения;
  • развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики;
  • освоению ребенком норм и правил поведения в группе и в общении с другими детьми;
  • более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций (воспитание, внимание, память, мышление), а также речи.

Для помощи детям раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ можно проводить следующие игры:

Игра 1. Знакомство с песком.

Педагог просит дотронуться детей до песка поочередно пальцами одной, потом второйруки,затем всеми пальцами одновременно, сжать кулачки с песком, затем медленно высыпатьего в песочницу.

Игра 2. «Песочный дождик»

Педагог предлагает детям взять песок в кулачок, поднять над песочницей и сыпать песок. Сначала медленно, а затем быстро, из своего кулачка впесочницу, потом сыпать песок на ладонь «взрослого», на свою ладонь.

Игра 3. «Необыкновенные следы»

Предложить детям оставить на песке отпечатки своих пальчиков или ладоней, так же можно предложить показать, как:

-«Идут медвежата» — кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

-«Прыгают зайцы» —кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

-«Бегут жучки-паучки» —двигают всеми пальцами, имитируядвижение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясьпод песком руками друг с другом -«жучки здороваются»).

Игра 4.«Песочные прятки»

Педагог: Игрушки хотят поиграть с Вами в прятки. Дети закрывают глазки,педагог прячет игрушку в песке, произносит слова: "Открываются глаза, начинается игра», дети должны найти их в песке.

Игра 5.Готовим печенья и кексики

Для этой игры можно использовать различные формы для выпечки или специальные формочки для игр с песком или тестом для лепки, различные скалки.Деткам можно предложить раскатать песок как тесто, при помощи форм-вырубок испечь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек.(Приложение 4)

Игра 6. Лепим из кинетического песка

Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.

Можно предложить детям при помощи формочек вылепить различные фигурки и изучать их с ребенком.

Игра 7. Угадайка

На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра.Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе и попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие.

Игра 8. Кто выше.

    У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, а с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса - постройка рушится. Соответственно, можно использовать это свойство песка для игры, построив башню и наблюдать с детьми, как она медленно рассыпается на части.

Такие игры, несомненно, вызывают положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Во время игры может звучать спокойная музыка, а может царить полная тишина в зависимости от настроя группы. Даже самые застенчивые и молчаливые дети во время первой встречи проявляют довольно бурные эмоции. Работа с кинетическим песком дает возможность оптимизировать эмоциональный фон ребенка, гармонизирует психоэмоциональное состояние, развивает познавательные процессы, творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки, а следовательно, способствует успешной адаптации к условиям ДОУ.




Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\007.jpg

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому творчеству, построенному на свободном общении равных. А сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности.  Психологи  и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванова и другие) называли дошкольный возраст возрастом игры. Практически все, чем занимаются дети, на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой. Исследователи отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Невозможно  представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции,  включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть,  в игре ребенок там, где ему хочется быть, он  - участник интересных и привлекательных событий.

Через сюжетно-ролевую игру ребенок  овладевает  духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т.к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой  организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации  в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника,   вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми, на это указывают А.К. Бондаренко,  А.И. Матусик  - это основной вид деятельности детей  дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д., кроме того, игра  – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками в классе.

В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход  к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Л.С. Выготский  подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Таким образом, в связи со всем выше  сказанным,  уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

Какие игрушки необходимы детям

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень похожего  на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек),  кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

 Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых  маленьких , прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или контейнер для игрушек.  Уже с этого возраста необходимо будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в  "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...