Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Чупрына Елена Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №2 «Аленький цветочек»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

Корсаковского городского округа Сахалинской области

                                         

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию

 патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Чупрына Елена Геннадьевна

воспитатель МАДОУ

 «Детский сад № 2

 «Аленький цветочек»

Корсаков

2023

Оглавление

  1. Идея опыта. --------------------------------------------------------------------------------------- 3

  1. Условия формирования опыта. --------------------------------------------------------------- 3

  1. Теоретическая база опыта. ---------------------------------------------------------------------4

  1. Актуальность темы педагогического опыта. ---------------------------------------------- 6

  1. Технология опыта организации взаимодействия педагогов с родителями

 детей в ДОУ. ------------------------------------------------------------------------------------- 7

  1. Планирование воспитательной работы. ---------------------------------------------------- 7

  1. Формы работы с родителями. ----------------------------------------------------------------- 7

  1. Оценка результативности опыта. -------------------------------------------------------------13

  1. Проведение диагностики родительской активности. -------------------------------------13

  1. Результативность опыта. -----------------------------------------------------------------------15

  1. Литература. ---------------------------------------------------------------------------------------17

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.

Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира»

А. С. Макаренко

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»

А. С. Макаренко

  1. Идея опыта

Основная идея опыта: создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

  1. Условия формирования опыта

Одним из основных принципов дошкольного образования, определенных ФГОС дошкольного образования – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также, сотрудничество образовательной организации с семьей.

Не случайно ФГОС дошкольного образования предусматривает два этих принципа во взаимосвязи, без которой их реализация стала бы не возможной.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция.

В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Только в сочетании друг с другом ДОУ и семья создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений в семье, приобщения к миру родной культуры.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями я неоднократно выявляла проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе, о Родине и стране в целом, государственной символике; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Поэтому, не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, патриотического, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективно решать всем вместе.

Поскольку вопросам нравственного и семейного воспитания, взаимодействия с родителями воспитанников я уделяла особое внимание в течение моей профессиональной деятельности, накопленный материал лег в основу и позволил определить тему моего педагогического опыта «Система взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

  1. Теоретическая база опыта

Проблема нравственного и патриотического воспитания детей является одной из старейших проблем педагогики. Существуют многочисленные современные и классические труды по данной проблематике. Однако при всем многообразии существующих исследований проблема остается одной из самых актуальных на современном этапе развития общества, особенно это касается нашей российской молодежи с ее подчас нигилистическим отношением к традиционной культуре и патриархальным ценностям.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и потому не наследуется, а формируется [1].  

Термин «патриотизм» является производным от латинского «patria» – отечество и используется как обозначение национального единства, идентификации индивида с прошлым, настоящим и будущим своей страны.

Исходя из определений толковых словарей В.И. Даля и С.И. Ожегова следует, что патриот – это человек, который любит и гордится своей Родиной, прославляет её и готов защищать во что бы то ни стало.

Таким образом, можно сформулировать основную цель моей работы: создание условий для воспитания духовно – богатой личности, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа при взаимодействии ДОУ и семьи.

Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам, уважительное отношение к языку своего народа;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- воспитание гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

- развитие чувства ответственности и гордости за социальные и культурные достижения страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Патриотические убеждения включают в себя знания, соединенные с искренней уверенностью в их истинности. Необходимость развития патриотических убеждений у детей отмечал великий педагог-мыслитель Я.А. Коменский, чтобы «они могли защищать все, что они считают истинным и добрым ... честным» [2]. Цель убеждений заключается в подведении человека не только к пониманию определенных положений патриотических чувств, но и внутреннему восприятию их. К патриотическим убеждениям относятся: признание определяющей роли народа и родины в жизни человека; признание способности русского народа построить собственное государство и навести в ней порядок; вера в будущее России и русского народа, вера в неисчерпаемые силы, талант, неповторимость, трудолюбие русского народа; вера в несокрушимость, силу, стойкость, силу и справедливость государства.

Содержание знаний о родной стране в программных документах, как известно, отождествляется с содержанием общественной жизни.

К проблемам воспитания молодого поколения на принципах патриотизма в разное время обращались такие классики педагогической науки, как А.С. Макаренко, С.Ф. Русова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

Особенно ценной для современной практики является педагогическое наследие талантливого педагога-гуманиста, педагога-новатора и философа В.А. Сухомлинского. Предложенные им формы и методы образовательного воздействия на детскую личность актуальны и сейчас. Он видел приоритет в формировании нового поколения сознательной молодежи, воспитании настоящих патриотов, которые по-настоящему любят Родину, гордятся своим народом и его историческим прошлым, ответственных за его будущее.

Эту важнейшую закономерность воспитания В.А. Сухомлинский определял по-своему: воспитывать маленького ребенка так, чтобы у него были ценности, которые достались ему дорогой ценой. Именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка, - всего, из чего для каждого начинается Родина [3].

  1. Актуальность темы педагогического опыта

В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, глобальных вызовов современного мира, демократических свобод и открытого информационного пространства, молодежь все больше ориентируется на западную модель жизни. Наблюдается падение интереса и уважение к прошлому России, к культуре своего народа, к наследию предков. Ограниченные знания детей и подростков о родном городе, стране, безразличие и равнодушие к чужому горю привели к проблеме воспитания личности патриота.

Проблема воспитания духовно – богатой личности является одним из приоритетных в области образования. Для российского государства этот приоритет выступает одним из значимых направлений «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», согласно которой «права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России», - традиционные российские духовно-нравственные ценности, объединяющие нашу крупнейшую многонациональную и многоконфессиональную страну.

В сегодняшней России разрабатываются и реализуются многочисленные проекты, посвященные патриотическому воспитанию детей и молодежи. Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений государственной политики РФ и системы среднего и высшего образования.

В современных условиях чрезвычайно возрастает роль педагога как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, образца поведения, обладающего высокой гражданской культурой, сознательностью, ответственного за будущее России. В связи с этим сегодня, как никогда, перед образовательным учреждением ставится задача воспитания гражданина и патриота, ориентированного на работу по укреплению российского государства.

В соответствии с требованиями Федерального Закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в 2021 году возникла потребность разработки в детском саду рабочей программы воспитания.

Рабочая программа воспитания, как одно из средств для создания условий воспитания и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формированию у обучающихся чувств патриотизма, гражданственности, укрепления института семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, воспитания уважения к старшему поколению, регулирует деятельность и действия педагога во время пребывания детей в детском саду.

Но главным институтом воспитания традиционно является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Только привлекая родителей в образовательный процесс можно говорить об эффективности и целесообразности реализации системы патриотического воспитания.

  1. Технология опыта организации взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ

  1. Планирование воспитательной работы

Планирование воспитательного процесса в детском саду осуществляется в соответствии с примерным Календарным планом рабочей программы воспитания, построенной на основе базовых национальных ценностей (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности) в рамках нескольких взаимосвязанных модулей, в том числе решающих задачи патриотического и нравственного воспитания: «Моя семья. Моя Родина», «Я в мире людей», «Культура и красота», «Природа и я».

План воспитательной работы строится по следующим этапам:

-        ознакомление, погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.);

-        разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты, степень участия родительской общественности;

-        организация события, которое формирует ценности. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела и совместно реализуемые проекты, и прочее.

Данный цикл является примерным.  При необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз. На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности.

Воспитатели разрабатывают конкретные формы реализации воспитательного цикла на своей группе, определяют задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы, а также алгоритм действия взрослых.

Такое планирование повышает эффективность выполнения всех запланированных мероприятий, в том числе, совместных с родителями и социумом, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе, при этом обеспечивается максимально полноценное конструирование воспитательной среды, способствующей решению задач патриотического и семейного воспитания и достижению целевых ориентиров конкретной базовой ценности по соответствующему модулю.

(Пример календарного плана на месяц – в приложение)

  1. Формы работы с родителями

К привлечению родителей в образовательный процесс в своей деятельности применяю следующие средства и формы работы:

- информирование посредством размещения материала на официальном сайте детского сада и телеграмм-канала;

- информирование посредством родительского уголка по различным темам, в том числе по изучаемому материалу в рамках образовательной программы «Вести с занятий»;

- публикация консультаций, оформление папок-передвижек;

- почтовый ящик «Почта доверия» для обращений родителей;

- оформление памяток, буклетов, листовок;

- привлечение к совместным мероприятиям, конкурсам, выставкам, праздникам, созданию выставок семейных газет и плакатов, выставок семейных реликвий;

- привлечение к разучиванию патриотических стихов, песен, созданию поделок к тематическим конкурсам;

 - анкетирование, опросы;

-мастер-классы, деловая игра, семинар-практикум;

В организации моей работы с родителями наиболее результативными, интересными, востребованными стали следующие формы работы:

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.

Современные родительские собрания - прежде всего педагогическое просвещение родителей, это и консультации, и дискуссии, и семейные праздники. Особое внимание уделяется нетрадиционной методике проведения, принципам вариативности.

Круглый стол – целью мероприятия, проведенного для родителей в средней группе по теме «Использование семейных традиций в воспитании дошкольников» было привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

После проведения круглого стола «Использование семейных традиций в воспитании дошкольников» составили Генеалогическое древо семьи и герб семьи.

Фотовыставки, фотоальбомы, коллажи

Ежемесячно в группе я провожу различные фотовыставки, к организации которых обязательно привлекаются родители ребят.

В младшей и средней группе к дню матери оформили фотовыставки: «Всех дороже мне она…. Это мамочка моя», «Мамы, как пуговки, на них всё держится» «Зимние забавы», «Самые отважные – мужчины наши важные!», «С днём защитника отечества!», «Милые, нежные – наши дорогие женщины», «Полюбуйтесь-ка друзья! Мама, бабушка и я!», «Как мы готовились к светлой Пасхе», «Улица на которой я живу», «Лето, лето скажи нам, где ты?».

 В старшей группе оформили фотовыставки: «Моё путешествие в лето» ребята с удовольствием рассказывали где они побывали летом. Ко дню города «Город мой, Корсаков, любуюсь и горжусь тобой!», ко дню отца и матери «Папочка, ты тоже маленьким был.» «Мамочка, ты тоже маленькой была?». «Друзья наши меньшие», «Семейные коллекции».

Оформлен фотоальбом «Моя семья – моё богатство!». Благодаря родителям, мы приобрели альбомы.   Целью данной работы стало вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада. Воспитание патриотических чувств, как у детей, так и у взрослых. Необходимо, чтобы в детях закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине.  

 К Новому году, при участии родителей, мы с ребятами младшей и средней группы подготовили фотоколлажи, которые назвали «Что – я хотел попросить у деда Мороза на новый год» и «Дедушка Мороз, подари моим близким….».  Наша задача состояла в том, чтобы рассказать, о чем мечтают наши дети для себя и для своих близких. Мечты детей оказались такими разными, кто- то из них пожелал, чтобы бабушка была счастливой и здоровой, другой пожелал маме очки потому, что она плохо видит, а ещё было пожелание для папы зимнюю шапку, чтобы не замёрз. Мальчики мечтают о машинках и роботах. Девочки о косметике и украшениях, домашних животных, куклах и о многом другом. Родители сообщили нам, что эта информация их заинтересовала, и они постараются, чтобы мечты детей сбылись.

В старшей группе оформили фотоколлаж посвященный Дню защитника отечества «Наши дедушки и папы, самые лучшие защитники Родины» и «Полюбуйтесь - ка на нас, все красавицы, высший класс!!!» ко дню 8 марта.

Выставки рисунков, творческих работ

В средней группе, с целью формирования представлений о космосе, о первом космонавте – Ю. А. Гагарине, воспитания чувства гордости за достижения в космической области, ко дню Космонавтики организована выставка детских рисунков при участии родителей «Космическая одиссея».  В старшей группе ко дню Семьи ребята совместно с родителями подготовили творческие работы на тему «Моя дружная семья», «23 февраля»

Знакомство с народным творчеством произошло совместно на   мастер – класс с родителями и детьми «Нежно-голубое чудо – Сказочная гжель» (роспись тарелки в технике пластилинография.) сделали роспись бумажной тарелки гжелью пластилином. С помощью родителей устроили выставку изделий Гжель.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Организация конкурсов и викторин

Традиционно в нашем детском саду проходят конкурсы. Осенью ко дню города «Дары Сахалинской осени» приняли участие 6 семей, «Осенняя пора, очей очарования» приняли участие 9 семей, зимой «Новогодняя ёлочная игрушка» цель: Формирование первичных представлений новогоднего праздника. Прививать активный интерес к новогоднему празднику, к творчеству; расширять знания детей о народных праздниках на Руси, приняли участие 12 семей, «Снеговик» приняли участие 16 семей.  Весной ко дню Победы «Великой Победе посвящается» приняли участие 9 семей. Цель: Формирование интереса к прошлому России, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

В старшей группе ребята совместно с родителями приняли участие в выставке конкурсе рисунка «В единстве наша сила» посвящённое Дню народного единства. А также в конкурсе поделок «Зимняя сказка» в номинациях: «Ёлочная игрушка», «Добрый дедушка мороз» и «Символ года». Ко Дню защитника отечества, ребята приняли участие в конкурсе детского рисунка «Мой папа – защитник Отечества!» и номинации «Профессия моего папы». А также приняли участие в областном конкурсе рисунков «Есть такая профессия Родину защищать»

 Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, работы отправляются на различные конкурсы на образовательный портал НИКА, например: конкурс «Экология и мы», «Мой домашний питомец» Мерзлова Диана с мамой получила диплом призёра. «Моя мама лучше всех» Коломиец Татьяна получила диплом призёра, «Новогодняя фантазия» Севостьянов Тимур с мамой и Крылова Вика с мамой получили диплом победителя, «Зимняя сказка» мама Склярова Олеся Сергеевна, Мартыненко Тимофей получили диплом призёра. «Космическая одиссея» папа Конюхов Евгений Владимирович получил диплом победителя. «Защитники Родины моей» папа Севостьянов Артём Олегович, поделка «Вечный огонь – вечная память» получил диплом победителя. Мартыненко Тимофей и Шлотгауэр Иван получили диплом призёра. А также ребята совместно с родителями приняли участие в конкурсе рисунков «Мама, папа, я – дружная семья». Конюхов Максим получил диплом призёра, Ходов Артём диплом победителя

Такая форма взаимодействия помогает каждому ребёнку почувствовать значимость собственной семьи. Ведь поделка, изготовленная совместно с мамой или папой, братом или сестрой, всегда кажется особенно привлекательной. При этом участие родителей в выставках нельзя назвать формальным – они с интересом подключаются к созданию поделок, композиций, проявляют фантазию, творчески используют различные материалы.

Следует положительно отметить, что многие выставочные работы долгое время украшали интерьер нашей группы. Каждый ребёнок непременно замечал, что это именно он с мамой, папой или бабушкой создал такую удивительную красоту, на которую теперь любуются и дети, и взрослые.      

 Увидев гордость в глазах ребят, за выполненную в семейном кругу работу, можно с полной уверенностью сказать: «Затеянное дело принесло благие плоды!».

Каждая из отправленных работ отмечена дипломами и грамотами призеров и победителей, или сертификатами участника. Все это вызывает у наших ребят и их родителей чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутых результатов.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях» - писал Франсуа де Ларошфуко.

Я думаю, что это актуально всегда и везде. Поэтому не забываю хвалить и поощрять родителей, участников конкурсов грамотами, благодарственными письмами, а за участия в спортивном мероприятие -  значок из георгиевской ленты, которые изготовили сами ребята.

Праздники и спортивные развлечения

Родители привлекаются к организации праздничных мероприятий. Оказывают помощь в поиске и подготовке костюмов, разучивании репертуара. Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь.

Родители, преодолев смущение, стали помощниками для своих детей и для нас педагогов, тем самым, в непринуждённой обстановке повысили свою компетентность в патриотическом воспитании и доставили своим детям минуты радости и удовольствия.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к совместным праздникам:

     - выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

     - проведение консультаций для родителей;

     - составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

     - распределение ролей взрослых;

     - изготовление пригласительных билетов;

     - подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

     - изготовление атрибутов.

В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, уважительного отношения к подвигам наших соотечественников во время Великой Отечественной войны, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения в детском саду ежегодно проходит праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». Дети делают поздравительные открытки, поют песни военных лет, читают наизусть военные стихи.

В средней группе провели спортивное развлечение совместно с родителями, посвящённое Дню Победы «Разведчики на задании» Цель: Воспитывать чувства гордости за героизм нашего народа и уважения к Родине.

В подготовительной группе планируем провести спортивное развлечение совместно с родителями ко дню Космонавтики.

Участвуем с детьми в народных праздниках: «Веснянка», «Масленица», «Пасха». В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Ко всем праздникам изготавливаем поделки для родителей.

Театрализованные инсценировки

В старшей группе ко дню матери, совместно с родителями, провели инсценировку сказки «Колобок» на новый лад. Родители и дети получили огромную радость. Ребята исполнили русскую народную песню «К нам гости пришли». А в заключении устроили чаепитие с пирогами.  Цель: Формирование представлений об устном народном творчестве – фольклоре   русского народа.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателями. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел», где осуществлялась помощь в уборке участка от снега зимой, в постройке снежной горки, в насаждении цветочной клумбы и огорода весной, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями.

Глядя на их работу своих пап и мам, у детей горели глаза и они с большим удовольствием помогали им. Все мы, взрослые и дети получили большое удовольствие от проделанной работы, и каждый день, приходя в детский сад, любуемся своими постройками зимой, а летом любоваться красотой цветов, а также замечательно испробовать урожай с огорода. Этим мы воспитываем в детях уважения к труду; формируем бережное отношения к природе и всему живому.

Целевые прогулки и экскурсии

Летом в средней группе мы с детьми в сопровождении родителей побывали на экскурсиях в городском краеведческом музее по темам: «Остров Сахалин и Г. И. Невельской», «Подводный мир».

 В ходе экскурсий по пути следования мы с ребятами и их родителями посетили достопримечательности города Корсакова: фонтан на главной площади, памятник Советским воинам, падшим при освобождении Корсакова от японских милитаристов, памятник в честь 300-летия Российского флота.  

Информация, полученная в ходе экскурсий, знакомящей с историей Сахалинской области, обитателями богатого подводного мира Сахалинской области, способствовала развитию у детей и их родителей нравственно - патриотического отношения к родному острову Сахалин, любознательности и интереса к познанию родного края, формированию бережного отношения к природе и всему живому, воспитанию патриотических чувств у детей, гордость за героическое прошлое русского народа.

В старшей группе посетили образцовый театр кукол «Теремок». Ребята в сопровождении родителей посмотрели кукольный театр «Рукавичка», а также с детьми провели мастер – класс «Знакомство с театром». Ребята узнали об истории кукольного театра, потрогали кукол, поиграли с ними.

Проектная деятельность

Одним из эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность. Родители вместе с детьми подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, фотографии. Создали инновационный проект «Моя семья – моя маленькая Родина».  Цель которого воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свой дом, близких ему людей. Провели НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе по теме: «Моя дружная семья» для педагогов. Цель деятельности: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья.    

Также разработан, проект по экологическому воспитанию «Эколята – Дошколята».  Провели с детьми праздники: «Посвящение детей в «Эколята – Дошколята», экологический праздник «Эколята — молодые защитники природы». Спортивное развлечение совместно с родителями «Лесное царство" Цель: Развивать экологическую культуру; формировать основы ценности природы в жизни, правильно применять полученные знания; воспитывать чуткость, отзывчивость и сопереживание к окружающей нас природе.  

Посеяли с детьми семена бархатцев, а затем рассаду посадили на клумбу. Совместно с родителями посадили огород, а затем собрали урожай редиски и морковки. Ребята с удовольствием помогали в посадке цветов и уборке участка.

Приняли участие в Всероссийском конкурсе поделок из вторичного «Наши друзья – Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов". А также приняли участие в Всероссийском конкурсе детских рисунков «Эколята – друзья и защитники Природы!» Провели Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы! «Чудо на подоконнике»

 Приняли в конкурсе на образовательном портале НИКА «Дети против мусора» мама Склярова Олеся Сергеевна получила диплом победителя.

 Ребята совместно с родителями приняли участие в выставке рисунков «Сделаем землю чище и краше»

Родители в свободное от работы время делятся секретами мастерства с детьми. Родители вместе с детьми изготовили кормушки для птиц из разных материалов. Они рассказали детям, зачем зимой нужно подкармливать птиц, какой корм надо приготовить, какие кормушки можно сделать и как подвесить, чтобы птицам было удобно доставать корм, как правильно и где установить, почему это так важно. В итоге дети и родители пожелали принять участие в экологической акции «Мы кормушку смастерили и столовую открыли».  А потом с ребятами насыпали в кормушку корма для птичек.         

В средней и старшей группе участвовали в региональных конкурсах «Снежный городок Эколят». В рамках участия на игровой площадке детского сада, друзья – Эколята вместе педагоги и дети построили снежный город чудес.

Со старшей группы работаем с детьми по проекту

  1. Оценка результативности опыта
  1. Проведение диагностики родительской активности

  В 2020 году, набрав вторую младшую группу детей, мы начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме: «Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Когда я беру новую группу малышей, начинаем приглядываться к родителям, анализировать специфику каждой семьи и семейного воспитания ребенка. Начинаем вырабатывать тактику своего общения с каждым родителем. А чтобы лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, я провела анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Обработав данные в младшей группе, были получены результаты по критериям «включенности» родителей в образовательный процесс. Вначале отражались количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещения родительских собраний, присутствие на детских праздниках, участие в выставках, вернисажах, помощь родителей в оснащении педагогического процесса, решение бытовых проблем в группе. Другими словами, из всех этих наблюдений стало понятно кто из родителей:

активисты, которые с удовольствием участвуют в воспитательно–образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

–  исполнители, которые принимают участие при условии, если сильно-сильно попросить, убедить в значимости их помощи;

–  наблюдатели.

       Поэтому в группе мы пытаемся (учимся) создавать благоприятный климат взаимодействия с родителями, установить доверительные отношения с родителями; постепенно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; по возможности работать в тесном контакте с семьями детей.

Результаты анкетирования показали:

    11 человека - 44 % - это активисты

     6 человек - 24 % - это исполнители

    8 человек - 32 % - это наблюдатели.

    Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

      Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.

  В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм сотрудничества дало определенные результаты, если сравнивать вторую младшую, среднюю и старшую группы по количеству участвующих родителей в групповых мероприятиях, то намечается явная тенденция к улучшению результатов.

     Так, на конец учебного года в младшей группе количество родителей, принимавших участие в групповых мероприятиях, составило 11 человек - это 44 %.

      В средней группе в конце учебного года 14 человек - это 56%.  

      Но уже в старшей группе количество участвующих родителей в групповых мероприятиях   ещё более увеличилось и составило   на конец учебного года - 17 человек - это 68% (сравнительные данные представлены в диаграмме)

Опыт работы показал: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками, создана атмосфера взаимоуважения.    

 За три года пребывания детей в детском саду родители стали более компетентными в вопросах патриотического воспитания дошкольников. Они стали проявлять интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, принимать активное участие в разнообразных групповых мероприятиях. Появилась заинтересованность к возрождению народной культуры своего народа. Проведя сравнительный анализ качественных показателей активности родителей, можно сделать вывод, что родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей.      

Если в младшей группе было проявлено только 11 «активиста», то в средней 14, а в старшей группе их стало 14 человек.    

 Значительно уменьшилось количество «наблюдателей»: в младшей группе их было 8 человек, а в старшей группе их осталось только 3 человека.

 И увеличилось количество родителей – «исполнителей», во второй младшей группе их было 6 человек, в средней группе стало 8 человек, а в старшей – 5 человек (сравнительные данные представлены в таблице и графике)

Таблица активности

Группа

Количество семей

Родители- активисты

Родители- исполнители

Родители- наблюдатели

Младшая

25

11

6

8

Средняя

25

14

8

3

Старшая

25

17

5

3

График активности

  1. Результативность опыта

Полученные результаты по нравственно – патриотическому воспитанию, свидетельствуют о том, что дети овладели знаниями, усвоенными на занятиях, тематических мероприятиях, через игры, трудовую деятельность, проекты, в повседневной жизни. Воспитанники проявляют активный интерес и чувство гордости к своей семье, дому, городу, детскому саду, к малой и большой Родине; владеют некоторой информацией о памятных местах своего города, столицы, об известных людях; имеют представления о природе и богатстве родного края, о сохранении его; стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.

Выстроенная система по реализации задач патриотического воспитания при взаимодействии ДОУ и семьи помогла повысить уровень компетентности родителей.  Повысилась познавательная и самостоятельная активность детей, творческое мышление, способности, заинтересованность в поиске информации о предмете или явлении. Сегодня можно с уверенностью сказать, что я помогла привить детям чувство любви и привязанности к национальным ценностям родного края, а также гордости тем, что мы живем в такой прекрасной стране как Россия.

Трудности при использовании данного опыта.   (Вывод)

Положение ребенка в современном обществе довольно сложное. В погоне за материальными благами совершенно забывают о ребенке. На подготовительном этапе при проведении анкетирования выявлено отношение родителей к патриотическому воспитанию дошкольников при взаимодействии ДОУ и семьи.  Результат оказался неутешительным: духовно-нравственный уровень большинства семей оказался низким. Но постепенное и тактичное вовлечение родителей в работу образовательного учреждения дали свои результаты. Доверительные отношения, обеспечение родителей информацией по патриотическому воспитанию помогли заинтересовать их.   Совместные мероприятия сплотили детей, родителей, педагогов для решения важной задачи – воспитание патриота. Родители изменили свое отношение к патриотическим ценностям, стали единомышленниками. Появился интерес к своей родословной, расширили знания о своих родных, о городе, улице, традициях.

Планы на будущее:

•        продолжить работу по патриотическому воспитанию;

•        использовать в дальнейшем проектный метод работы;

•        создать мини-музеи «Семейные коллекции».

Завтра начинается сегодня

Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!  

Благодарю за внимание!

«Родители у нас народ прекрасный,

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут!»

Литература:

  1. Конституция РФ;
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
  3. ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания Российской Федерации»
  5. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2019 № 795)
  6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ.
  7. Федеральный Закон № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
  8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
  9. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  10. Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 "Об использовании государственных символов Российской Федерации" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления")
  11. Рабочая программа воспитания МАДОУ «Детский сад № 2 «Аленький цветочек», утвержденная ….
  12. Курвинен Е. Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков. Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 91-95. — URL: http://www.moluch.ru/archive/86/16447/ (дата обращения: 19.10.2019).)
  13. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. - с. 161-376.
  14. Проблема воспитания детей. Высказывание Сухомлинского: «Годы детства...». [Электронный ресурс]: Kritika24.ru. URL: http://www.kritika24.ru/page.php?id=41879 (дата обращения: 21.02.19).

Далее – педагогическая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019...

Обобщение педагогического опыта по теме «Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями групп раннего возраста»

Несомненно, первостепенной целью дошкольной организации является организация своевременной, качественной, профессиональной помощи семье в воспитании ребенка,  в развитии полноценной, всесторонне ...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста»

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его  уровни. Стр...