"Лаборатория грамотности"
консультация
Предварительный просмотр:
«Лаборатория грамотности»
Подготовила:
Воспитатель
Урусова М.Ю.
2022
Актуальность:
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного
образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является
слушателем читаемого ему.
Цель: Формирование предпосылок читательской грамотности старших
дошкольников через практику «Лаборатория грамотности» на базе нового инфраструктурного решения ДОУ.
Задачи:
1 Создать новое инфраструктурное решение, обеспечивающее реализацию практики «Лаборатория грамотности».
2 Способствовать становлению коммуникативной компетентности ребенка (создавать условия для понимания и использования детьми речи как средства коммуникации).
3 Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество, любознательность, воображение, навыки коммуникации.
4 Знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, способствовать пониманию текстов различных жанров, формировать интерес к чтению.
5 Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте, способствовать мотивации к буквенному фиксированию текста.
Описание практики:
Для реализации практики «Лаборатория грамотности» создан новый средовой элемент ДОУ:
♣ уголок «Лаборатория грамотности»
Деятельность в Лаборатории грамотности организуется с воспитанниками старшего возраста.
Привлекаемые для образовательной деятельности материально-технические ресурсы
Уголок «Лаборатория грамотности»:
• Разнообразные дидактические игры по обучению грамоте;
• Демонстрационные плакаты, кассы букв; буквы – на кубиках наборных досках; буквы и слова (для формирования целостного образа слова, копирования и развития навыков «предчтения»), вырезанные из журналов, газет; буквы из различных материалов; буквенные трафареты, шифровки, паззлы, вкладыши;
• Буквари разных авторов, книжки с окошками, виммельбухи;
• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Кафе»);
• Дидактическое пособие для составления синквейна; дидиактические пособия «Посели звук», «Телевизор». Формы работы в Лаборатории грамотности
Технология «виммельбух» (книги большого формата, насыщенные детальными рисунками, множеством предметов и героев)
Выводы:
Реализуя данную практику, мы наблюдаем следующие эффекты: В аспекте формирования образовательных результатов создано новое ИР, позволившее организовать разнообразную деятельность с детьми, направленную на формирование предпосылок читательской грамотности. В аспекте улучшения условий образовательной деятельности. Лаборатория грамотности оснащена различным оборудованием постановлению предпосылок грамотности в гораздо большей степени, нежели групповой центр развития речи. Сама обстановка здесь
располагает к чтению, изготовлению книг, копированию слов и пр.
В аспекте эффективности деятельности педагогов:
● педагоги реализуют инновационные технологии (дидактический синквейн, технология «виммельбух», буктрейлер), обеспечивая тем самым непрерывный процесс образования;
● педагоги овладели современными способами проектирования;
● получили дополнительную площадку для проведения клубных часов для той группы детей, которые проявляют интерес, высказывают готовность и делают попытки в освоении письма или чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/07/picture-610504-1683474584.jpg)
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/10/picture-753196-1455079508.jpg)
Реализация содержательного компонента образовательной программы в проектно-событийном формате на примере методики «Лаборатория грамотности»
Описание образовательной практики «Лаборатория грамотности», в основу которой положены методические рекомендации Л. Свирской (автора образовательной программы «Вдохновени...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-1205287-1578994791.jpg)
«Лаборатория грамотного родителя»
Зырянова Анастасия Викторовна, воспитатель детей дошкольного возраста,МБДОУ № 8, г. Канск, Красноярский край«Лаборатория грамотного родителя» Цель: Расширение родительско...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-985324-1513086415.jpg)
Выступление " Презентация опыта работы по лаборатории грамотности "Вдохновение"
Развитие предпосылок грамотности начинается в самом раннем детстве. Занимая ребенка в течение дня, взрослые называют предметы, читают и рассматривают книги вместе с ним, общаются, предъявляя ребенку ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/30/picture-849037-1711758489.jpg)
Презентация из опыта работы "Лаборатория грамотности" по программе "Вдохновение"
Презентация из опыта работы "Лаборатория грамотности" по программе "Вдохновение"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/11/picture-1111828-1681236816.jpg)
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
Выступление на семинаре...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/29/picture-1503616-1703832123.jpg)
Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория экономики и финансов» по обучению детей 5 - 7 лет финансовой грамотности
Паспортобразовательного проекта по финансовой грамотностиНаименование проектаПознавательно-исследовательский проект «Лаборатория экономики и финансов» по обучению детей 5 - 7 лет фин...