Методическая разработка.
методическая разработка (старшая группа)

Тематическая неделя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx104.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие «Иллюстрированный альбом к сказам П. Бажова глазами художницы Г. Назаренко».

Введение.

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»,- фраза, сказанная Оскаром  Уайльдом, остается современной и в наши дни, так как каждая семья хочет видеть своего ребенка только счастливым. Для этого надо приложить немало усилий. Но несмотря, ни на что, воспитание - было, есть и будет одним из самых важных  систем человеческой деятельности.                                                                                                                               

Мы забыли, что воспитание дошкольников не ограничивается только лишь «нравоучительными» беседами в стенах детского сада. Воспитание, прежде всего, происходит в ближайшем окружении ребенка и  за пределами ДОУ. Тот социум, в котором находится малыш, имеет большую воспитывающую силу. Наше собственное поведение – самая решающая вещь.   В настоящее время дети  развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики, новинки кинематографа.                                    

Какой же он, современный ребёнок? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный, раскрепощённый и застенчивый, поверхностный и глубоко мыслящий, беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.

Сегодняшние  дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию информации. Дошкольники иногда могут делать неожиданные выводы и умозаключения, что невольно начинаешь думать о преждевременном взрослении современных детей. Современные дети говорят много, но плохо.  Дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Их трудно удержать на одном месте. У них повышена возбудимость и гиперактивность. Задача воспитания дошкольника  должна состоять в создании условий для снижения гиперактивностиразвития  концентрации внимания, а также двигательного опыта и физического здоровья.

Развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребёнком, когда ребёнок выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности). При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности  в собственных силах.

Сравнивая современного дошкольника со сверстником конца 20 века, становятся очевидными  различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение инновационными технологиями.

Цель: всесторонне развитие и воспитание ребенка на основе исторических и национально-культурных традиций и духовно-нравственных ценностей.

Задачи: 1. Усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей;

2. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;

   3.Формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к региону проживания и стране в целом.

Основная часть.

Что дает детский сад ребенку? Благодаря наличию детского сообщества создается пространство социального опыта ребенка. Главное преимущество детского сада - наличие детского сообщества. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям. Зная особенности развития дошкольника, мы ориентируемся на зону ближайшего развития исходя из преобладающего психологического процесса наглядно-образная память, используя исторические, мифологические образы, воспоминания тем самым мы будем активировать его эмоции и ощущения, раскрывать культурно-исторические коды для зарождения культурно-исторической идентичности, которую мы должны воспитывать у наших маленьких Россиян. В Федеральной образовательной программе воспитания обозначены позиции связанные с произведениями искусства, русской литературой и живописью. Данные позиции предполагают:

  1. Как мы перед детьми раскроем смысловые ценностные аспекты; как ребенок начнет их понимать?
  2. Как мы раскроем особенности произведений?
  3. Как мы будем использовать потенциал русской литературы и иллюстраций к ним в нравственно-эстетическом воспитании детей?
  4. Как мы раскроем средства, которые раскрывают идею воспитания детей?

Рассмотрим данные позиции на известном Уральском писателе П. П. Бажова и иллюстраций к его сказам художницы Г. Назаренко.

Для начала разберем что такое ценность? Ценность — это важность, значимость, польза. Ценность хранится в культуре, в истории, цивилизации. Ценность – это то, что прошло через века, исторические события, которые определяют менталитет.

Павлов сказал, что у детей природа дала механизм освоения ценностей через подражание. Что близко ребенку с детства как не сказки, а  с нашего далекого детства мы знаем «Сказка ложь, да в ней намек..» она выполняет роль не наставника, а партнера в совместном поиске смысла. Смысла не в том, что человек делал и куда пошел и об этом говорил В. Франкл «Смыслы не даются человеку произвольно, они должным им ответственно находится».

   В начале 1939 года в городе Свердловске, который теперь называется Екатеринбург, вышла книга Павла Петровича Бажова с красивым и загадочным названием - Малахитовая шкатулка». Книга очень быстро завоевала любовь взрослых и маленьких читателей и вошла в число ста самых любимых книг, которые читают дети во всем мире. Особый интерес уральские сказы Бажова сразу же вызвали у мастеров живописи и книжной графики, и это не удивительно. Мир сказов Бажова, где быль причудливо переплетается с элементами волшебного и фантастического, богат такими яркими и самобытными образами, которые мало кого из художников могут оставить равнодушными. Сотни картин, росписей, книжных иллюстраций создано художниками на темы творчества Бажова. Герои сказов запечатлены мастерами - умельцами в изделиях из камня, чугуна, фарфора, стекла. Какой педагогический потенциал имеет произведение искусства и что нужно знать, понимать и видеть педагогу, чтобы использовать его. Для обеспечения зоны ближайшего развития мы будем использовать картины, через которые будем раскрывать культурно-исторические коды, что рождает культурную идентичность, которую мы должны воспитывать у наших маленьких россиян, как исследователя этих сенсорных эталонов. Картины стимулируют ребенка к говорению, а слово это показатель культуры развития ребенка. Открывать тайны мира — это потребность ребенка, а тайна мира — это ценность. С помощью живописи мы осмысляем образы ключевых событий.

Галина Борисовна Назаренко родилась в 1957 года в Свердловске. С раннего детства любила рисовать, состояла в школьной редколлегии. Однако желания поступать в художественное училище тогда не возникало: «Рисовать по чьей-то указке было не интересно и скучно, хотелось творить по собственному желанию». После восьмого класса была учеба в вечерней школе и служба на почте, затем – появление собственной семьи, с 1980 года – работа в СМУ-З. Детская увлеченность рисованием напомнила о себе случайно. Однажды прогуливаясь по скверу, где продавались картины, Галине Борисовне захотелось купить одну из них, на что муж предложил нарисовать свою и даже вырезал картонку для будущей работы. С этого все и началось. «Мне интересно придумывать отрицательные типажи, где порок, как печать на лице: будь то глупость, жадность, гордость или злость», – рассказывает автор карандашных рисунков, посвященных 140-летию Павла Петровича Бажова. Однако большую радость, все-таки вызывает работа над положительными, светлыми героями. Иллюстрации уральских сказов – ведущая тема в творчестве Галины Борисовны. Предельно точная в описании своих персонажей, автор признается: «Я всегда внимательно читаю и четко следую авторскому тексту, чтобы герои выходили точно такими, как в сказах». И образы в трактовке уральской художницы-самоучки действительно получаются настолько емкими и целостными, что верить им начинаешь незамедлительно – с того самого мгновения, как встретился с ними взглядом. Любимыми материалами художницы на протяжении многих лет остаются бумага и цветные карандаши, с помощью которых автор творит чудеса. Тщательность прорисовки деталей и всей плоскости изображения, скрупулезность в передаче характеров и техническая виртуозность на грани с гиперреализмом являются отличительными чертами произведений Галины Борисовны Назаренко – художницы, которой удается оживить даже малахит!  

 Перед вами картина Галины Назаренко «Дедо, про козла – то расскажи».

 

Картина уникальна и интересная потому что когда мы прикасаемся к прошлому через исторические факты мы начинаем ценить сегодняшний день и смотреть в будущее. Много разных мыслей приходит, когда мы находимся у данного полотна, но связь семьи, отца, деда на столько глубока. Что же описывал и запечатлевал художник?

На первый взгляд дед, который сидит на лавочке со своей внучкой. Картина выполнена в светлых тонах. Это бытовой жанр изображения картины. В нем отображена история жизни семьи, их быт, их отношения, одежда. Именно этот жанр близок ребенку, потому что он включен в эти отношения. Для него понятны эти отношения он соприкасается с ними и мы должны использовать эти запечатлённые стены, в которых художник отразил отношения и эмоции для того чтобы активизировать опыт ребенка, а с другой стороны рефлексировать глядя на произведение живописи. Используя в работе с детьми художественное произведение и элемент живописи мы создаем среду сопричастности, чтобы ребенок почувствовал себя частью этого мира.

 Попробуем поработать со смыслами как самым значимым и важным. Какой смысл несет данная картина для ребенка? Данная картина наполнена теплотой, любовью, заботой. Как девочка смотрит на деда? Она внимательна, смотрит на дедушку и наверно не шевелится. Очень сосредоточена. А как она держит кота? Бережно, заботливо. А какие ценности несет эта картина? Ценности доброты, внимания. Предложите детям разыграть данный сюжет. Предложите ребенку построить диалог с автором от лица девочки, деда, кошки. При рассматривании данной картины можно спросить детей: а я какой перед этой девочкой, дедушкой, кошкой? Внимательный, заботливый, а также я внимательно слушаю маму, папу, друга и т. д. А какой я отзывчивый на просьбу кого-то? А если ты занят, а тебя просят рассказать что-то готов ли ты отложить свои дела и выполнить просьбу. Обязательно обращается внимание детей на козла. который стоит за окном, на быт. Деревья, стоящие на улице: какие они? Заснеженные, им тяжело. Вечки хрупкие, но держат снег. Ценность красоты и хрупкости.

Картину можно разместить в групповом помещении на мольберте на уровне глаз ребенка. Напротив поставить стульчик, кресло и т.п для того чтобы после беседы, рассматривания картины ребенок мог еще ее созерцать. Может кто то захочет поделиться эмоциями, впечатлениями с мамой, папой, бабушкой и т.д и у него будет возможность показать и посмотреть вместе это произведение искусства.  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...