Педагогический проект "Коллекционирование"
проект (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Новосибирска
«Детский сад № 401»
(383) 267-73-53
630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1
ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1
«Соберем коллекцию»
Подготовил:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Киселева Ольга Юрьевна
Новосибирск, 2023
Содержание проекта
1. Краткая аннотация проекта…………………………………………………..3 2. Описание учреждения (организация)…….…………………………………4 3. Постановка проблемы…………………………………………………….…5 4. Цель и задачи проекта…………………………………………...………….5 5. Обоснование актуальности проекта ………………………………………..6 6. Готовность к реализации проекта……………………………………..……6 7. Этапы, содержание и методы реализации проекта……………………..…8 8. Прогнозируемые конечные результаты деятельности……………….….10 9. Практическая значимость результатов……………………………………10 10. Критерии и показатели эффективности реализации проекта…………… 11 11. Ресурсы (бюджет проекта)…………………………………………………11 12. Функционал участников проекта………………………………………….12 13. Перечень источников ……………………………………………………...13
Приложения
1. Краткая аннотация проекта
Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? Почему? С возрастом, и накоплением объема информации об окружающем мире, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.
Для формирования познавательной активности дошкольников, интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Что же это такое? Коллекционирование – это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов, дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.
Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего – либо, имеющего определённую ценность.
Детское коллекционирование это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательную или художественную ценность. Ценность же коллекционирования в том, что оно развивает познавательную активность ребёнка, приобщает его к исследовательской деятельности, расширяет кругозор.
Дети дошкольного возраста расположены к любительскому коллекционированию. В детский сад, дети редко приходят с пустыми руками. Они собирают фигурки из киндер – сюрпризов, модельки машин, вкладыши от конфет, а иногда вовсе что – то невообразимое. Но, бесспорно одно – собирать детям нравится.
2.Описание учреждения Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 401» расположено по адресу: ул. Кошурникова, 49/1, Дзержинского района. Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 401 IV вида». В настоящее время МКДОУ д/с № 401 посещают 88 детей со статусом ОВЗ. На основании заключения ТПМПК г. Новосибирск данным детям были присвоены такие диагнозы как: амблиопия, косоглазие, миопия, гиперметропия, синдром Вьюнка, СНР I, II, III уровень речевого развития, у которых первичным является ЗПР; ОНР I, II, III уровень речевого развития с сохранным интеллектом. На протяжении всего дошкольного периода, наряду с игровой деятельностью, большое значение имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируются важные предпосылки успешного обучения в школе. Исходя из этого, была выбрана тема, данной проектной деятельности, чтобы совместно с детьми, и родителями, рассмотреть вопрос коллекционирования, так знакомого всем нам с детства.
В данном учреждении работают: Воспитатели – 20 Учитель-дефектологи – 4 учителя-Логопеды – 3 Педагог – психолог – 1 Инструктор по физическому воспитанию – 1 Музыкальные руководители – 2
Медперсонал – медицинская сестра, врач педиатр, врач офтальмолог, медицинская сестра – оптометрист.
Данный проект был создан для того, чтобы обогатить знания детей, и родителей о том, что же такое коллекция, и как важно и полезно её собирать. Также, в проекте принимали участие родители воспитанников. Они занимались сбором материалов, собирали свои собственные коллекции. Проделанная работа раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в творческий процесс, что благоприятно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки своих детей, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт.
3. Постановка проблемы
В наше время, к сожалению, наблюдается спад интереса к собиранию коллекций. Взрослые не побуждают детей что – либо коллекционировать, и даже не задаются вопросом, что было бы интересно собирать их ребёнку. Хотя в детях заложено желание к собирательству. Задача взрослых – направить ребенка не просто собирать, а коллекционировать, классифицировать различные предметы. Ведь коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Правильно организованная деятельность помогает детям классифицировать собранные предметы, определять, что их объединяет, и чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, сенсорные способности, знакомить с окружающим миром, и многое другое.
4. Цели и задачи проекта
Цель: Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, через коллекционирование.
Задачи для детей:
1. Познакомить детей с термином «коллекционирование»
2. Познакомить детей с этапами коллекционирования
3. Расширить знания детей о предметах своих коллекций
Задачи для педагогов:
1. Разработать план мероприятий по проекту
2. Изучить технологию коллекционирования
3. Создать условия для детского коллекционирования
Задачи для родителей:
1. Привлечь родителей воспитанников к работе над проектной деятельностью
2. Познакомить с правильным оформлением коллекций
5. Обоснование актуальности проблемы
Коллекционирование – одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками, направлений деятельности. Но, к сожалению, детское увлечение коллекционированием редко сохраняется на всю жизнь, и, как правило, проходит на уровне средней школы. Родителям и педагогам, необходимо понимать, что коллекционирование связано с постоянным сбором материала, его обработкой, хранением, систематизацией, и что интерес ребенка к этой деятельности необходимо постоянно поддерживать. Для этого и у детей и у взрослых, должно быть осознанное отношение к коллекционированию. Это требует определённых знаний, умений, навыков. Коллекционеру необходимы знания в области той коллекции, которую он хочет составить. Необходимы навыки поиска классификации предметов коллекции. Поэтому, дошкольники не могут заниматься коллекционированием самостоятельно, они собирают свои коллекции вместе с взрослыми. Для того чтобы коллекционирование не превратилось, в хаотическое накопительство. Особенность коллекционирования заключается в соответствии с основными требованиями ФГОС – возможности реализовать индивидуально – личностный подход в обучении детей, в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность, самостоятельность детей, способность к принятию и реализации собственных решений.
И если родители, совместно с воспитателями, поддержат интересы детей, то сформируются ценнейшие черты личности ребенка: познавательный интерес, наблюдательность, любознательность.
6. Готовность к реализации проекта.
Готовность педагога к реализации компетентного подхода в реализации данного проекта очень важна, т.к. помогает четко понимать, что он хотел бы получить в результате. Поэтому работая над данным проектом, были выделены следующие ориентиры, по итогам окончания работы.
Методы 1. Словесные 2. Практические 3. Наглядные | Компетенции 1. Беседы, дидактические игры. 2. Изготовление поделок из пуговиц, ёлочных игрушек. 3. Рассматривание иллюстраций. |
Подготовка методического материала для работы в непосредственной образовательной деятельности с детьми
Направления в работе | Реализация |
Дидактические | Лэпбук «Мир тканей» |
Методические | 1. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования. – ж-л «Управление ДОУ» №7, 2006 г. 2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с. |
Интеграция образовательных областей
Область | Направления в работе |
Познавательное развитие | Проведение опытов с куриными яйцами. |
Социально – коммуникативное развитие | Беседы «Что такое коллекция?», «Ткани», «Магнит и его свойства». |
Речевое развитие | Дидактическая игра «Чей листок?». |
Художественно – эстетическое развитие | Поделки из пуговиц. |
Физическое развитие | Подвижная игра «Коллекционируем ловкость, силу, быстроту» |
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами | Организация выставки коллекций воспитанников. |
7. Этапы, содержание и методы реализации проекта
Действия детей | Действия педагогов | Действия родителей | Ответственный |
Подготовительный этап Срок реализации Октябрь 2022 – ноябрь 2022 | |||
Ознакомление с темой предстоящего проекта, помощь в формулировке цели, задач к проекту. | Формулировка проблемы. Введение детей в игровую ситуацию по реализации проектной деятельности. Подбор информации по теме проектной деятельности. Подбор художественной и методической литературы по теме проекта. Определение методов и приемов работы. | Принятие поставленной цели, помощь в подборе художественной литературы. Согласие в участии в этапах осуществления проектной деятельности. | Воспитатели, дети, родители. |
Основной этап. Срок реализации Ноябрь 2022 – февраль 2023 | |||
Участие в беседе. | Беседа «Что такое коллекция?». (Приложение 1) | Воспитатели, дети. | |
Просмотр мультфильмов, обсуждение. | Подбор и организация мультфильмов по теме проектной деятельности. (Приложение 2) | Воспитатели, дети. | |
Оформление родительского уголка (папка – передвижка о коллекционировании, консультация «Зачем собирать коллекции») (Приложение 3) | Ознакомление с предложенным материалом. | Воспитатели, родители. | |
«Соберем гербарий» Сбор листьев на участке. (Приложение 4) | Дети, воспитатели. | ||
| Д/и «Чей листок» Закрепить знания растений, деревьев, цветов. (Приложение 5) | Воспитатели, дети. | |
| «Знакомство с тканью» Беседа о разнообразии тканей по качеству, расцветке, использованию. (Приложение 6) | Воспитатели, дети, родители. | |
| Изготовление лэпбука «Мир тканей» (Приложение 7) | Воспитатели, дети. | |
«Скоро новый год» Изготовление коллекции ёлочных игрушек из бросового материала. Выставка коллекции в группе. (Приложение 8) | Воспитатели, дети | ||
«Пуговицы» Познакомить детей с пуговицами, рассказать о применении в жизни человека. Привлечь родителей к созданию коллекции необычных пуговиц. (Приложение 9) | Дети, родители, воспитатели | ||
Изготовление поделок из пуговиц (Приложение 10) | |||
Заключительный этап. Срок реализации Февраль 2023– март 2023 | |||
| «Магниты» Беседа «Что такое магнит, его свойства». (Приложение 11 ) |
| Воспитатели, дети, родители. |
| «Собираем города» Познакомить детей с городами нашей страны, их достопремеча - тельностями. Создание фотоальбома , и коллекции магнитов с изображением городов (Приложение 12) | Воспитатели, дети. | |
| Создание общей большой коллекции, из предметов воспитанников (Приложение 13) |
| Воспитатели, дети, родители. |
Создание видеоролика для групп ДОУ «Наши коллекции» (Приложение 14) | Воспитатели. |
8. Прогнозируемые конечные результаты деятельности
У ДЕТЕЙ:
1. Знакомство детей с терминами «коллекционирование», «коллекция».
2. Знакомство детей с этапами коллекционирования.
3. У детей расширились знания о предметах своих коллекций.
У ПЕДАГОГОВ:
1. Разработан план мероприятий по проектной деятельности.
2.Созданы необходимые условия для изучения технологии коллекционирования.
3. Созданы необходимые условия для детского коллекционирования.
У РОДИТЕЛЕЙ:
1. Знакомство с правильным оформлением коллекций..
2. Участие в работе над проектной деятельностью.
9. Практическая значимость результатов
У ДЕТЕЙ:
1. Развитие познавательной деятельности, и творческих способностей.
У ПЕДАГОГОВ:
1. Данный проект можно использовать в работе педагогов ДОУ.
У РОДИТЕЛЕЙ:
1. Повысился интерес к собиранию коллекций.
В результате реализации проекта, были сделаны продукты:
1. Лэпбук «Мир тканей» (Приложение 7)
2. Консультация для родителей «Зачем собирать коллекции?» (Приложение 3).
3. Папка – передвижка «Всё о коллекционировании» (Приложение 3).
4. Фотоальбом «Собираем города» (Приложение 12).
5. Видеоролик «Наши коллекции» (Приложение 13).
Возможные риски
Риски | Пути преодоления |
Низкая заинтересованность детей в проектной деятельности | Чтение литературы по теме проекта, беседы, экспериментальная деятельность. |
Низкая активность родителей в участии в проекте | Беседы о необходимости сотрудничества для достижения общих целей. |
10. Критерии и показатели эффективности реализации проекта
1. Включенность каждого ребенка в творческий процесс и реализации проекта.
2. Подготовленность и четкая организация мероприятия.
3. Активность детей в общении и взаимодействии между собой, во время реализации проекта.
11. Ресурсы (бюджет проекта)
Наименование | Всего (рублей) | Имеющиеся средства | Требуемые средства |
Ноутбук | 50000 | 50000 | 0 |
Ламинатор | 9000 | 9000 | 0 |
Многофункциональное устройство (принтер) | 14000 | 14000 | 0 |
Канцелярские товары | 900 | 900 | 0 |
Пуговицы | 500 | 500 | 0 |
Ткани | 700 | 700 | 0 |
Магниты | 400 | 400 | 0 |
Итого: | 0 |
12. Функционал участников проекта
Ответственные | Функционал |
Заведующий ДОУ | Создание условий для реализации и проведения мероприятия. Обеспечение материальной базы в рамках реализации проекта. |
Старший воспитатель | Контроль над проектом, методическое сопровождение. |
Воспитатель | Реализация совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Вовлечение родителей, в проектную деятельность. |
Дети | Участники проекта. |
Родители | Участники совместной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...