План самообразования
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
План самообразования
«Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством организации игр и упражнений»
План самообразования педагога Брычковой Н.Н. на 2022-2023 учебный год.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Содействовать нормализации речевой функции.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
5. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность темы: Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Одним из уникальных средств развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры. Целью пальчиковых игр является развитие речи детей дошкольного возраста.
План изучения темы.
1. Изучение методической литературы и сбор материала по данной теме (сентябрь-октябрь 2022 г.).
2. Обследование детей (октябрь 2022 г.).
3. Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности (ноябрь 2022г.).
4. Проведение деятельности по данной теме: - проведение родительского собрания «Игры на развитие мелкой моторики рук» (октябрь 2022 г.); - составление перспективного плана работы на 2022-2023 уч. г. (сентябрь 2022г.); - проведение консультаций для педагогов, выступления на педсовете
- реализация проекта «Наши пальчики» (декабрь-февраль 2022-2023 г.)
- создание развивающей среды в группе : создание плакатов, изготовление нетрадиционного спортивного оборудования;
- Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна». -Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
-обобщение педагогического опыта: «Сохранение и укрепление здоровья детей» (май 2023г.).
Работа с родителями: Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Мелкая моторика рук - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.
От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение, но и эмоциональная атмосфера всей группы. Но как помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести с детьми пальчиковую гимнастику.
Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать проблемы «всем миром» : детский сад, семья, общество.
Приоритетными задачами в работе с семьё й являются:
- повышение компетенции родителей развитии и воспитании ребёнка,
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, буду использовать следующие формы работы: наглядные уголки для родителей, папки передвижки, «Что нужно знать родителем мелкой моторики рук», консультации специалистов.
индивидуальные – беседы, консультации;
коллективные – родительские собрания, круглые столы, деловые игры, семинары – практикумы.
Благодаря папкам-передвижкам, стендам, методической литературе родители получают исчерпывающую информацию по различным вопросам, например: как осуществлять развивать моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
Поэтому приходится перестраиваться и находить новые пути и способы вовлечения родителей в проблемы развития своих детей : это так называемые нетрадиционные формы:
1. Анкетирование;
2. Консультации ;
3. Изготовление дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников.
Личный пример родителей
- большая сила в воспитании детей. Такая форма работы способствует не только укреплению здоровья ребенка, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье, формирует добрые семейные традиций.
Список литературы для самостоятельного изучения :
Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
Отчёт по проделанной работе по плану самообразования май 2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...
