Трудовые поручения как эффективная форма трудового воспитания
консультация (старшая группа)

В соответствии с программой, трудовое воспитание одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, которое  включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, коллективный труд детей. Не столь важно выработать трудовые навыки, как выработать у детей правильное понимание труда и благосклонное отношение к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovye_porucheniya.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовые поручения как эффективная форма трудового воспитания

В соответствии с программой, трудовое воспитание одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, которое  включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, коллективный труд детей. Не столь важно выработать трудовые навыки, как выработать у детей правильное понимание труда и благосклонное отношение к нему. Трудолюбие намного важнее умений. Главной целью трудового воспитания детей является воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду.

 Задачи:

-развитие трудовых навыков детей,

-развитие умения планировать трудовую деятельность

-формирование общественных мотивов трудовой деятельности.

В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи сверстникам, взрослым.  Часто у ребят сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. 

ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. 

Особенности:

-они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;

-в них заключается элемент требования, с помощью которого дети приучаются действовать целенаправленно, осознавать, что они выполняют задание взрослого;

-они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Регулярное выполнение поручений, позволяет подготовить детей к дежурствам столовой, уголке природы, по подготовке к занятию.         Выполняя индивидуальные поручения, ребенок овладевает не только трудовыми навыками (хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд в природе), но и умениями планировать свою деятельность, учится справляться с трудностями, исправлять ошибки, проявлять настойчивость в достижении результата.

При выборе объектов труда и распределении между детьми трудовых  поручений я  учитывала их трудовую подготовку, состояние здоровья, интересы. В ходе выполнения трудовых поручений, формирую у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, воспитывается уважение и интерес к труду. 

      Трудовые поручения в детском саду многообразны. Они могут быть простые и сложные, кратковременные, эпизодические и длительные. Индивидуальные или коллективные. Особенно ценны (в плане подготовки несение обязанностей) длительные поручения, когда дети несут ответственность за какую-то работу определенный срок (день, два, три).

Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществляют их всестороннее воспитание. Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Ведь только в труде ребенок может всесторонне развиваться, раскрывать свои возможности и таланты. Очень важно с малых лет прививать у ребенка уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося принести своим трудом пользу.          

 Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. 

В нашем детском саду данному направлению в работе с дошкольниками  я уделяю много внимания. Дети моей группы проявляют живой интерес и с охотой берутся за дело. Особенно распространены индивидуальные поручения (реже — коллективные, маленьким подгруппам — двум-трем детям). Отсюда для детей создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Ведь научить одного-двух ребят легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет.

Разновидности поручений:

1.Кратковременные, эпизодичные связанны с выполнением одного способа действия

2. Регулярные, запланированные

 3. Долговременные

1.Кратковременные, эпизодичные связанны с выполнением одного способа действия

Подать указку, принести воду в лейке, разложить ложки на столе,отнести в приемную журнал, красиво расставить игрушки в шкафу, отодвинуть стул, чтобы можно пройти, поднять упавший карандаш, устранить случившийся беспорядок (что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили. ) Дети у нас знают, где взять тряпку, чтобы подтереть стол или  пол. Или при одевании на улицу, предлагаю помочь друг другу: развязать шарф, застегнуть молнию Мирону, Даше.

2. Регулярные, запланированные

Содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Нужны и знания, и умения в обращении с ними: это изготовление книжек малышек, поделки из природного материала, а по окончанию убрать рабочее место, элементарно спланировать свою деятельность.

• протирать пыль в шкафах, помыть легко моющиеся игрушки

• подмести дорожки от листьев

• собирать и уносить мусор, полить комнатные растения, цветник, огород. При уходе за комнатными растениями, дети долго учились правило поливать. Сначала переливали, потом стали совсем помалу поливать. И только сейчас некоторые дети уже сами контролируют, сколько надо полить. Также с рыхлением земли в горшках

3. Долговременные

Связанны с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, энциклопедии, картинку определенного содержания, расческу, попросить папу подточить цветные карандаши. 

С целью привлечения интереса детей к труду я  проводила занимательные веселые конкурсы, соревнования, например «Собери листья в корзинку», «Кто красивее расставит игрушки», «Кто быстрее наведет порядок в шкафу». Ситуативные игры: «Что тут хорошо и что тут плохо», «Оцени поступок», «Что бы сделал ты». Словесные игры: «Семейка родственных слов» «Доскажи словечко», «Добрый дождик», «Ласковое слово», «Скажи наоборот», «Мирилки», «Копилка добрых дел».

В процессе выполнения  трудовых поручений обязательно  отмечаем, кто из детей и как выполнял задание: с желанием, охотой,  как ребенок трудится рядом со сверстниками, как убирает рабочее место и оборудование после выполнения задания. Похвала стимулирует ребёнка к выполнению следующего задания с большим старанием.  Для этого мы в группе организовали «Дневник  добрых дел». Этот дневник дети самостоятельно заполняют и  определяют какой значок поставить себе за выполненное поручение.

Критерии: звездочка –это хорошо справился с поручением.

Флажок – это тогда когда что-то не доделал, не захотел, не получилось, отвлекся и т.д.

Для выполнения поручений даю возможность проявить своё творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. С этой целью использую такие словесные приёмы, как «Сделай сам, как умеешь», «Сделай сам без меня», «Сделай сам по – другому», «подумай и сделай, как хочешь», «попробуй сравнить и расскажи, что тебе удалось лучше». «Сегодня ты хорошо постарался»

В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, договариваться между собой,  привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.


Итак, поручения позволяют решать различные задачи воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, дают возможность повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу, дают детям возможность самореализоваться, саморазвиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Формы трудовой деятельности, разработка моделей последовательности трудовых действий"

Основные формы организации труда детей в детском саду в разных возрастных группах. Модели последовательности трудовых действий....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ И ПРОЕКТЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возрас...

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников

В статье представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошольников через спортивно-массовые мероприятия...

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников Одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего пок...

«Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников совместно с семьёй»

Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе...

Консультация для педагогов на тему: "Различные формы трудовых поручений дошкольникам".

консультация на тему: "Различные формы трудовых поручений дошкольникам"....