Проект "Птицы зимой"
методическая разработка (младшая группа)

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем можно кормить птиц зимой. 
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_zimoy.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №115 «Белочка» комбинированного вида г.Орска

 

 

Краткосрочный проект

в младшей группе

 «Птицы зимой»

 

 

 

 

 

                                                                                      ВОСПИТАТЕЛЬ:

        Мишарина М.А.

 

 

 

 

г.Орск – 2021г.

Актуальность.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем можно кормить птиц зимой. 
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

 Цель:                                                                                                                 

   Сформировать общие представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни,  характерных признаках и  связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

 Задачи:                                                                                                                  

 - Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;   

 -Учить узнавать пернатых по внешнему виду;                                                               

 - Обогатить  словарный  запас детей;                     

-Активизировать познавательную деятельность;                                              

 -Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;

- Воспитание ответственного и бережного отношения к природным объектам.

- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних     условиях. Научить детей правильно их подкармливать.

 Тип проекта:  познавательный

 Вид проекта: групповой.        

 Срок реализации: 1 неделя (в зимний период);

 Участники: дети, воспитатель, родители.

Этапы проекта:
1.Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
2.Основной этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.

3. Заключительный этап.

-оформление результата проекта в виде презентации

-выставка детских работ

-систематизация материала и создание папки по лексической теме «Зимующие птицы»

-изготовление кормушек родителями.

 Предварительная работа:

 - подготовка наглядного материала  с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах);

- подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса  птиц»);

- подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.

- изготовление родителями кормушек для птиц и поделок птиц.

Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические  и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.

Ожидаемые результаты в реализации проекта:

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки.  Дети узнают, каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.

Дни недели

Образовательная совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

понедельник

Утро

Стихотворение Н. Грибачевой «Ну, морозы, ну, морозы!»

Занятие. Окружающий мир
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Дать общие представления  детей о зимующих птицах.
Прогулка: наблюдение «Птицы зимой».

Вечер

  • Чтение сказки М. Горького «Воробьишко».

 Прогулка: п/игра: «Кот и воробьи».

Рассматривание картин из серии:  «Зимующие птицы»

Д/игра «Большой – маленький».

Сюжетно – ролевая игра «Больница птиц»

вторник

Утро

Беседа с детьми «Зачем помогать птицам зимой»
Занятие. Аппликация  «Птицы на кормушке»

  1. Цель: Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Прогулка: наблюдение «Следы птиц».

Вечер  

Чтение произведения «Серая шейка».

Прогулка: п/игра: «Собачка и воробьи».

Раскрашивание силуэтов птиц.

Слушание: «Голоса птиц».

Д/ игра «Кто как голос подает?»,

Домашнее задание для родителей: изготовление кормушек для птиц.

среда

Утро

Беседа: «Меню птиц»

Занятие. Математика

Прогулка: «Покормим птиц»

Вечер

Чтение худ. Литературы «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке», «Умная птичка».
Прогулка: наблюдения за птицами и их повадками»

Д/игра «Один – много»

Рассматривание сюжетных картин и фотографий.

четверг

        Утро

Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей»

Цель: Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать.
Прогулка: Экскурсия по территории детского сада
открытие «Птичьей столовой»

Вечер

Заучивание стихотворений «Воробушки» В. Берестов, «Ворона»

М. Дружинина.

Прогулка: Покормим птиц,  п/игра «Птичка»

Слушание: «Воробей храбрый»;

Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки.

Настольные  Д/игры: «Чей домик», «Чей малыш»

Домашнее задание для родителей: поделки птиц из бросового материала

пятница

Утро

Беседа: «Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах
.

Занятие. Развитие речи.

Составление рассказов по иллюстрациям.
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.
Разучивание: пальчиковая гимнастика «Кормушка» «Воробушек».

Прогулка: Организовать наблюдение за  птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу.

Вечер

Заучивание заклички: «Сорока, сорока…»

Прогулка: п\игра «Снегири», «Воробушки и автомобиль».

Д/игра «Скажи наоборот».

«Угадай на ощупь»

«Угадай кого не стало»

Сюжетно- ролевая игра «Пригласи синичку в гости»

Сбор корма для птиц
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период.

ПРИЛОЖЕНИЕ

        Занятие         аппликация «Птицы на кормушке»

Задачи:

  1. Формировать у детей представление о зимующих птицах: синицы, снегири, воробьи, вороны, их внешнем виде, питании, поведении.
  2. Пополнить и активизировать словарь.
  3. Развивать мышление.
  4. Развивать артикуляционный  аппарат и мелкую моторику.
  5. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Материалы и оборудование: искусственные ёлки, «сугробы», картинки с изображением птиц, трафареты птиц, кисточки, розетки с клеем, салфетки, клеёнки, ватман формата А2 с изображением кормушки, «корм» для птиц из мятой цветной бумаги, деревянная кормушка, сказочный персонаж «снеговик».

                                                Ход занятия:

                                                     1.  Организационный момент.

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (Слова сопровождаются движениями).

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй беленький снежок!

                                        2. Основная часть.

Воспитатель: Дети, сегодня я пришла в детский сад и увидела на своём столе письмо. Я не знаю, кто его принёс? Чтобы узнать кто это, нужно отгадать мою загадку:

Что за нелепый человек,

Пробрался в 21 век.

Морковкой нос,

В руке метла

Боится солнца и тепла (снеговик).

Воспитатель читает письмо:

«Дорогие мои маленькие друзья! Наступила зима! Больше всего беспокойно за птиц:

за наших воробушков, галок, синиц. Ведь очень холодно в воздухе им. Поможем мы беззащитным таким?»

-Ребята, о ком нам написал в письме снеговик? (о птицах)

Почему снеговик беспокоится о птицах зимой? (зимой птицам холодно и голодно)

А как мы можем им помочь? (птиц надо кормить, строить кормушки)

Сегодня мы отправимся в парк на прогулку и посмотрим, какие птицы нам встретятся.

Ребята, а что мы делаем с вами перед тем, как пойти на прогулку зимой? (одеваемся)

Правильно, мы надеваем тёплую одежду.

Игра «Собираемся на прогулку» (самомассаж).

Вот мы с вами готовы отправиться на прогулку. Вставайте друг за другом!

Мы шагаем по сугробам,

Мы  шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу!

Проложи другим дорогу!

Очень весело шагали,

В зимний парк мы все попали!

Посмотрите, на ёлочке сидят птички. Чтобы узнать, что это за птицы, надо отгадать загадки.(снегирь, ворона, воробей, синичка).

Ребята, скажите, какие из этих птиц живут с нами круглый год? (ворона и воробей)

А какие из этих птиц прилетают к нам только зимой? (синичка и снегирь)

Ребята скажите, а ворона какая? (большая, важная, умная)

А какой по размеру воробей? (маленький)

Покажите как она ходит. (ворона ходит, а воробей… прыгает)

Ворона каркает, а воробей …… чирикает.

А как поёт синичка? (си- си- си )

Все птицы чем-то похожи. Чем же?

Сколько у птиц лапок? (две)

Чем покрыто тело птицы? (перьями)

Как питаются птицы? Клюют, у птиц есть клюв.

Что ещё есть у птиц? (крылья)

Покажите, как птицы летают?

 Давайте представим, что мы снегири. (Физ. минутка).

Ребята, как вы думаете, почему многие птицы зимой прилетают ближе к  жилью человека? (человек подкармливает птиц, делает кормушки).

Ребята посмотрите, кто это сидит на пне? (снеговик)

Здравствуй снеговик!

Почему ты такой грустный?

Снеговик: Мне очень грустно одному, я сделал вот такую штуку!

Забыл, как она называется…. Вы мне поможете?

Воспитатель: Дети, что это сделал снеговик? ( кормушку)

Снеговик: А вы ребята знаете для кого она? ( для птиц)

Да, я хотел, чтоб к моей кормушке прилетали птички,  и я бы с ними подружился, но почему то ни одной птички не прилетело, помогите мне их позвать.

Воспитатель: Ребята, почему к кормушке снеговика не прилетают птички? ( она пустая, в ней нет корма для птиц)

Воспитатель: Давайте поможем снеговику. Научим его, как нужно звать птичек. Смотри снеговик и повторяй за нами.

Прилетайте, птички,

Сало дам синичке,

Покрошу я крошки,

Хлебушка немножко.

Эти крошки голубям: гуль-гуль-гуль.

Эти крошки воробьям: чик-чирик.

Галки и вороны ешьте макароны,

Галки и вороны ешьте макароны.

Снеговик: Спасибо Вам большое ребята! Теперь-то я понял, что в кормушку надо корм положить, и прилетят птички. За то, что вы мне помогли, я дарю вам эту кормушку.

Воспитатель: спасибо тебе снеговик  за подарок! Нам пора возвращаться в детский сад. До свидания.

                                3. Практическая часть

Ребята, а давайте тоже сделаем снеговику подарок. Наклеим птичек на картину и отправим снеговику.

Аппликация «Птички на кормушке»

Дети выбирают трафареты птиц (снегиря или синицы) и наклеивают на кормушку. Перед аппликацией необходимо повторить с детьми правила работы с кистью и клеем. После того, как приклеили птиц  дети наклеивают корм для них (комочки цветной бумаги).

                                4. Итог

Все вместе рассматриваем картину и «отправляем» Снеговику.

занятие рисование.

"Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей ".

Цели:

 1. Учить детей рисовать нетрадиционным способом - пальцем.

 2. Совершенствовать диалогическую речь.

 3. Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.

 4. Развивать умение с помощью воспитателя отгадывать загадки.

 5. Формировать навыки аккуратной работы.

 6.Вызвать радость от полученного изображения детей

Материал и оборудование:  дидактические игры «Подскажи словечко»; иллюстрации - птица на ветке (снегирь, бумажные заготовки для рисования – формат А4.), мольберт, гуашь красного цвета, палитра, салфетки.

Предварительная работа: тема недели – «Птицы», беседа на тему «Время года», рассматривание иллюстраций на тему «Птицы»

Ход занятия:

1. Организационный момент

 -Ребята у нас сегодня гости, давайте посмотрим в окно, кто там у нас прилетел.

 

2. Основная часть.

1. Беседа о птицах.

 Воспитатель:

 -Ну, что полюбовались на гостей?

 - А теперь, покажите свои глазки, какие они у вас умные и красивые.

 - Кого мы увидели на улице? (Птиц.)

- Что они делают? (Летают, ищут корм, чистят перышки, прыгают по снегу.)

- Где ищут корм птички?  (В снегу, под снегом.)

- Легко ли птицам найти корм под снегом? Холодно ли птицам на улице?

- Как мы можем помочь птицам? (покормить их.) Для этого мы можем насыпать зерно, крошки в кормушку или на снег.

- Что мы дадим птицам?  (Зерно, крошки.)

 Воспитатель:

 Давайте мы с вами поиграем в игру:

 2. «Подскажи словечко»!

-  Я прочту вам загадки, а вы все вместе добавите нужное слово-отгадку, хорошо?

 Воспитатель:

 -Молодцы! Загадки о птицах  вы отгадали, а скажите ребята, а что происходит с птицами зимой? (Им холодно зимой.)

 Воспитатель:

-  Конечно же, птички, наши пернатые друзья, зимой у них начинается тяжёлое время.

 - Вот и к нам прилетели снегири: на голове чёрная шапочка, а грудка красная.

-  Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось.

 - Снегири просят вас помочь им – заполнить эти веточки ягодками.

 Музыкально-ритмическое движения под муз. Г. Фрида «Птички».

Воспитатель:

- Ребята, давайте представим себя птичками-невеличками. А как птицы летают? (Дети по показу воспитателя имитируют движения птиц).

- Полетели птички-невелички! (Летят, передвигаются прыжками, делают взмахи руками, как крыльями.)

3. Практическая часть

 Воспитатель:

 -А теперь мы нарисуем снегирям рябину?

 Воспитатель:

 -Мы сегодня с вами будем волшебниками!

- Я предлагаю рисовать рябину не кисточкой, а пальчиками!

- Я вам сейчас покажу, как надо это делать! Смотрите внимательно!

- Я обмакиваю пальчик в краску, но не весь пальчик, а только его кончик — подушечку пальчика, а потом прикладываю его к веточке.

- Мой пальчик как - будто качается на качелях: чуть вперед-назад.

 - Посмотрите, мой пальчик в краске, что нужно сделать? (вытереть его влажной салфеткой.)

 Воспитатель:

-   А теперь можно и рябинку рисовать.

- Подойдите к столу и приступайте к работе. Рисуйте аккуратно, набирайте краску на пальчик хорошо, чтобы ягоды были сочные.

- Какого цвета у нас краска? (красная)

 - Какой формы ягодки? (круглой).

- Когда заканчиваете работу, вытирайте пальцы влажной салфеткой.

 - Красивые ягоды на веточках, сколько их? (много). Ягодок много, они сочные, яркие, одна ягодка к другой! Молодцы, ребята, постарались для снегирей.

4. Итог (релаксация)

 Вам понравилось быть волшебниками и рисовать пальцами?

 - … а тебе? Что ты рисовал?

 - для кого мы рисовали ягодки? Вы все молодцы!

-  На всех снегирей хватит ягод, и они будут радовать вас на следующий год, зимой своим ярким нарядом!

Проводится релаксация под спокойную музыку для уравновешивания эмоционального состояния детей: дети с закрытыми глазами по инструкции воспитателя поглаживают свои руки, пальчики, ноги, уши, щечки, живот.

-  А я очень рада за вас – вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы! Ну а сейчас скажем гостям «до свидания»!

        

Работа с родителями «Кормушки для птиц»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....