Исследовательский проект "Чудесный огород"
проект (младшая группа)

Алена Тахировна Исаева

Исследовательский проект «Чудесный огород».

Автор проекта: Исаева А. Т.

Длительность: Февраль-Март 2023г.

В данной работе мною были используем технологии С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н. А. Рыжовой «Наш дом природа».

Участники проекта: педагог, дети второй младшей группы «Пчелки», родители.

Актуальность проекта

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Участники проекта работали с учетом следующих принципов:

1. Уважение: у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка).

2. Переосмысление: люди начинают ценить то, что не ценили раньше (переоценка системы ценностей) отказ от потребительского подхода к природе и ограничение потребления в целом, новый взгляд на свое поведение, на окружающую среду, формирование экологически грамотного поведения.

Цель проекта: создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность.  Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность, формирование экологической культуры у детей и родителей.

Задачи:

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

• Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.

• Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

• Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.

• Приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.

Проблема: Во время прогулки недалеко от места, где летом был огород, дети вспоминали, что росло там прошлым летом. Воспитатель спросила: «Ребята, а может ли быть огород в помещении?» Дети дружно сказали, что это невозможно. Воспитатель предложила попробовать вырастить огород в группе. Дети, придя в группу, долго выясняли, где можно это сделать. С помощью воспитателя пришли к выводу, что для этой цели подойдет один из подоконников в группе.

Реализация проекта.

Дети выявили ряд непонятных для себя вопросов.

Что растет в огороде?

Как и почему растут растения?

Что нужно для огорода в группе?

План работы по проекту.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Подбор наглядно – дидактических пособий, приобретение необходимых материалов и оборудования, подбор художественной и научной литературы.

Беседа об огороде, овощах.

2 этап – основной

Рассматривание книг, иллюстраций о жителях огорода.

Дидактическая игра “Вершки и корешки”

Чтение сказки «Вершки-корешки»

Беседа о том, что нужно растениям для роста.

Чтение сказки «Пых»

Дидактическая игра лото «фрукты-овощи»

Практическая деятельность: посадка (лук, укроп, микро зелень, редис)

Дидактическая игра «Правильно-неправильно»

Разгадывание загадок о овощах.

Беседа «Условия, необходимые для жизни растений»

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Наблюдение за ростом рассады. Полив растений в огороде.

Дидактическая игра «от какого овоща эта часть?»

Разгадывание загадок о овощах.

Беседа «Как растения впитывают воду?»

Рассматривание схемы «Как растет фасоль»

Наблюдение за ростом растений в огороде. Полив растений в огороде. Анализ изменений.

Дидактическая игра «Распределение плодов по цвету»

Дидактическая игра «Назовите растение»

Чтение сказки «Сказка про овощи» (смешная)

Чтение пословиц о овощах.

П\игра «Съедобное-несъедобное»

Д\игра «Угадай, что в руке»

Рассматривание схемы прорастания лука.

3 этап – заключительный

Выставка «Наши овощи»

Выставка фотографий «Мы - юные огородники!»

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Анализ результативности

Итоги проекта

В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne.docx18.54 КБ
Файл chudesnyy_ogorod.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Чудесный огород».

Автор проекта: Исаева А. Т.

Длительность: Февраль-Март 2023г.

В данной работе мною были используем технологии С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н. А. Рыжовой «Наш дом природа».

Участники проекта: педагог, дети второй младшей группы «Пчелки», родители.

Актуальность проекта

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Участники проекта работали с учетом следующих принципов:

1. Уважение: у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка).

2. Переосмысление: люди начинают ценить то, что не ценили раньше (переоценка системы ценностей) отказ от потребительского подхода к природе и ограничение потребления в целом, новый взгляд на свое поведение, на окружающую среду, формирование экологически грамотного поведения.

Цель проекта: создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность.  Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность, формирование экологической культуры у детей и родителей.

Задачи:

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

• Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.

• Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

• Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.

• Приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.

Проблема: Во время прогулки недалеко от места, где летом был огород, дети вспоминали, что росло там прошлым летом. Воспитатель спросила: «Ребята, а может ли быть огород в помещении?» Дети дружно сказали, что это невозможно. Воспитатель предложила попробовать вырастить огород в группе. Дети, придя в группу, долго выясняли, где можно это сделать. С помощью воспитателя пришли к выводу, что для этой цели подойдет один из подоконников в группе.

Реализация проекта.

Дети выявили ряд непонятных для себя вопросов.

Что растет в огороде?

Как и почему растут растения?

Что нужно для огорода в группе?

План работы по проекту.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Подбор наглядно – дидактических пособий, приобретение необходимых материалов и оборудования, подбор художественной и научной литературы.

Беседа об огороде, овощах.

2 этап – основной

Рассматривание книг, иллюстраций о жителях огорода.

Дидактическая игра “Вершки и корешки”

Чтение сказки «Вершки-корешки»

Беседа о том, что нужно растениям для роста.

Чтение сказки «Пых»

Дидактическая игра лото «фрукты-овощи»

Практическая деятельность: посадка (лук, укроп, микро зелень, редис)

Дидактическая игра «Правильно-неправильно»

Разгадывание загадок о овощах.

Беседа «Условия, необходимые для жизни растений»

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Наблюдение за ростом рассады. Полив растений в огороде.

Дидактическая игра «от какого овоща эта часть?»

Разгадывание загадок о овощах.

Беседа «Как растения впитывают воду?»

Рассматривание схемы «Как растет фасоль»

Наблюдение за ростом растений в огороде. Полив растений в огороде. Анализ изменений.

Дидактическая игра «Распределение плодов по цвету»

Дидактическая игра «Назовите растение»

Чтение сказки «Сказка про овощи» (смешная)

Чтение пословиц о овощах.

П\игра «Съедобное-несъедобное»

Д\игра «Угадай, что в руке»

Рассматривание схемы прорастания лука.

3 этап – заключительный

Выставка «Наши овощи»

Выставка фотографий «Мы - юные огородники!»

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Анализ результативности

Итоги проекта

В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чудесный огород» ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПРОЕКТ ПОДГОТОВИЛА: Исаева А.Т.

Слайд 2

Проблема: Во время прогулки недалеко от места, где летом был огород, дети вспоминали, что росло там прошлым летом. Воспитатель спросила: «Ребята, а может ли быть огород в помещении?» Дети дружно сказали, что это невозможно. Воспитатель предложила попробовать вырастить огород в группе. У детей возникли вопросы… Что растет в огороде? Как и почему растут растения? Что нужно для огорода в группе?

Слайд 3

Для выяснения данных вопросов был составлен план работы Мероприятия Цели Ответственные Сроки реализации 1 этап – подготовительный Подбор наглядно – дидактических пособий, приобретение необходимых материалов и оборудования, подбор художественной и научной литературы. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Воспитатели Родители. 1-8.02.23г . 1-я. неделя

Слайд 4

2 этап – основной Беседы, задания, игры, наблюдения, чтение художественной литературы, творческая деятельность. Вызвать интерес, желание углубить знания о растениях огорода. Формировать у детей знания о росте и потребности растений. Воспитание уважения к труду, бережного отношения к его результатам. Воспитатель 01.02.23г.-22.04.23г . 1-я неделя – 3-я неделя Беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Слайд 5

3 этап – заключительный Выставка «Наши овощи» Рисование с натуры, зарисовки результатов наблюдений. Организация выставки творческих работ детей в группе. Воспитатель 22-31.03.23г . 4-я неделя Развлечение «Во саду ли в огороде..» Дети, родители Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Воспитатель Анализ результативности Воспитатель

Слайд 6

И тут началось все самое интересное…

Слайд 8

У нашего огорода нашлись те, кто присматривает за ним.

Слайд 9

А пока наш огород рос

Слайд 10

А тем временем на огороде произошли изменения

Слайд 11

Теперь можно кушать лучок с нашего огорода.

Слайд 12

В результате мы узнали: что растет в огороде; что нужно растениям для роста; что в группе можно вырастить целый огород; и просто весело провели время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Исследовательский проект "Огород круглый год"

Тема проекта: Огород круглый год»(средняя группа) Вид проекта: исследовательский.Участники  проекта: педагоги, дети, родители группы.Срок проведения: февраль, март, апрель.Актуальность...

Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"

Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....

Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.

Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...

Исследовательский проект "Огород круглый год"

В данном материале предоставлена информация к моему исследовательскому проекту, в последствии будут выложены материал по данной работе...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»

Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....