Сущность понятия «общение».
методическая разработка

Сущность понятия «общение».

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. (М.И. Лисина).

В процессе общения человек познает мир, других людей, самого себя.

Проблемой развития навыков общения занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А. Н., Лисина М. И., Запорожец А. В., Смирнова Е. О., Эльконин Д. Б.

Потребность в общении – одна из важнейших человеческих потребностей. Исследователи проблем общения отмечают, что оно служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом  познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался  бы вне  человечества  потерянным   и   беспомощным.

Одним из важнейших факторов развития личности является межличностное общение. Межличностное общение -  процесс  взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на  взаимное  познание,  установление  и развитие  взаимоотношений  и  предполагающий  взаимовлияние  на   состояния,  взгляды, поведение и  регуляцию  совместной  деятельности  участников  этого процесса.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания.

Общение как коммуникативная деятельность рассматривается в трудах Андреева Г. М., Запорожца А. В, Леонтьева А. А., Лисиной М. И., Петровского А. В., Эльконина Д. Б.

Разработчики ФГТ выделили образовательную область «Коммуникация», цель которой - развитие общения. Коммуникация – это  процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.  Коммуникация, по мнению психологов, - умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

В работах Ю.И. Емельянова, Л.А. Петровского и др. под коммуникативными навыками понимается «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, к ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение».

В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться.

Общение многолико; включает много форм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия "общение", его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение - важнейший фактор формирования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suschnost_ponyatia_obschenie_popova_a_a.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность понятия «общение».

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. (М.И. Лисина).

В процессе общения человек познает мир, других людей, самого себя.

Проблемой развития навыков общения занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А. Н., Лисина М. И., Запорожец А. В., Смирнова Е. О., Эльконин Д. Б.

Потребность в общении – одна из важнейших человеческих потребностей. Исследователи проблем общения отмечают, что оно служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом  познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался  бы вне  человечества  потерянным   и   беспомощным.

Одним из важнейших факторов развития личности является межличностное общение. Межличностное общение -  процесс  взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на  взаимное  познание,  установление  и развитие  взаимоотношений  и  предполагающий  взаимовлияние  на   состояния,  взгляды, поведение и  регуляцию  совместной  деятельности  участников  этого процесса.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания.

Общение как коммуникативная деятельность рассматривается в трудах Андреева Г. М., Запорожца А. В, Леонтьева А. А., Лисиной М. И., Петровского А. В., Эльконина Д. Б.

Разработчики ФГТ выделили образовательную область «Коммуникация», цель которой - развитие общения. Коммуникация – это  процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.  Коммуникация, по мнению психологов, - умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

В работах Ю.И. Емельянова, Л.А. Петровского и др. под коммуникативными навыками понимается «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, к ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение».

В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться.

Общение многолико; включает много форм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия "общение", его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение - важнейший фактор формирования личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общих способностей у детей 3-5 лет.1.1 Сущность понятия «способности». Классификация способностей.

Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет Сущность понятия «способности». Классификация способностей....

Сущность понятия «гендерный подход» к проведению артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе детского сада.

Гендерный подход в работе с детьми очень важен.И речевую коррекцию гендерный подход так же не обошел стороной....

Сущность понятия интеграции в образовательном процессе

Рассматиривается понятие иньеграция, дается её классификация...

Сущность понятия «Музыкального воспитания» в научной литературе

Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней культуры, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус. Поэтому одной из...

Консультация для родителей "Сущность понятия физической культуры"

Консультация для родителей "Сущность понятия  физической культуры"...

Сущность понятия «самообслуживание» в трудах отечественных ученых

Сущность понятия "самообслуживания" в трудах отечественных учёных....