Роль дидактических и развивающих игр в развитии дошкольника
статья (младшая группа)

понтятие дидактическая игра, классификация, ее роль в  развитии ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактических и развивающих игр в  развитии дошкольника

 Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

К. Д Ушинский  считал, что  игра, как  свободная  деятельность  ребенка вносит несоизмеримый,  ни с  чем другим, вклад в развитие ребенка . Вот его слова: : «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим». Важнейшее значение в психическом развитии детей дошкольного возраста имеет игра.

Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей.

Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические качества.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима в жизни и развитии ребенка.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ребенок  или  команда в целом занимаются  и объединяются  на  решение  задачи и стремятся  успешно справиться  с задачей.

 Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов

Дети учатся ,играя ! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить. . Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

- свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

 

Для обучения детей необходимым движениям¸речью, и другим навыкам создаются    дидактические игры. Дети  решают задачи, познают многое в процессе игры с легкостью  и интересом. Дети и в процессе игры осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, не  подозревая ,что  идет процесс обучения. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

Дидактическая игра, как многоплановая педагогическая поддержка имеет следующую классификацию:  

Игры-путешествия

Игры-поручения

Игры-предположения

Игры-загадки

Игры-беседы

Настольно-печатные

Словесные

Сюжетно-ролевые

Предметные

Игры-упражнения

Игры-соревнования

Познавательные

Игры с правилами

Коллективные дидактические игры

Длительные совместные игры со сверстниками.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников.

Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Таким образом, важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей. Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические качества. Игра - первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

Игра является незаменимым средством пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. В формировании разносторонне развитой личности ребенка играм отводится важнейшее место.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в умственном развитии дошкольника.

Дидактическая  игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и ...

Роль дидактических игр в формировании у дошкольников сенсорных эталонов.

Дидактические игры  - незаменимое средство:  для обучения детей, формирования психических качеств, развития художественного воспитания, совершенствования движений, выразительности речи....

Роль дидактических игр по ФЭМП для дошкольников

консультация для педагогов о роли дидактических игр по ФЭМП...

Роль дидактических игр в обучении старших дошкольников рисованию (Из опыта работы).

Чтобы развить цветовое восприятие детей, я стала применять упражнения и дидактические игры по цветоведению, как часть занятий и в повседневной жизни. Эта небольшая статья из моего 5-летнего опыта рабо...

Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего»

Дидактическая игра «Что для чего».Дидактическая игра на развитие внимания "Что для чего".Цель: развитие зрительного внимания, классификации органов чувс с внешними факторами, развития мышления.Детям п...