Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Что может нос?»
план-конспект занятия (средняя группа)

Фроленко Светлана Михайловна

Уточнить с помощью опытов, для чего нужен нос, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования; развивать интерес к опытно- экспериментальной деятельности;  обобщать полученные знания, самостоятельно формировать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_mozhet_nos_1.docx785.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Что может нос?»

Цель: уточнить с помощью опытов, для чего нужен нос, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования; развивать интерес к опытно- экспериментальной деятельности;  обобщать полученные знания, самостоятельно формировать выводы. 

Виды деятельности : познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая

Материалы и оборудование:  проектор- мультимедиа  .приложения с картинками ;  непрозрачные стаканчики, марля, резиночки; несъедобные пахнущие предметы (зубная паста , мыло, веточка ели, пластилин) ;съедобные пахнущие продукты( лук, апельсин, огурец, кофе).    

Ход занятия:  Кто-то стучит в дверь , входят в костюмах мама медведица (второй воспитатель) и мишутка ( ребенок из группы). Здороваются.

                                                                                                                                                                                                             Воспитатель: У вас что-то случилось.

Мама медведица: Мне нужна ваша помощь. Мне сказали, что ваши ребята любознательные и помогут разобраться. Мой мишутка очень любит рисовать  своего друга .

Мишутка:  Мама, мама , ну почему тебе не нравится как я рисую своего друга.

Мама медведица:  Ну что ты малыш мне все нравится, только ты никак не поймешь, чего же не хватает в твоем портрете.

Мишутка:   Друг без друга мы скучаем,

                      Вместе с радостью играем.

                      И нам ссориться не нужно,

                      Ведь всего сильнее дружба.

 Вот ребята посмотрите мой друг- Хрюша  (показывает картинку поросенка без носа. (Приложение 1)

Мама медведица:

 Вот видите ребята, чего не хватает в портрете у Хрюши? (дети отвечают, носа) Я тоже говорю Мишутке, что нужно нос дорисовать ,а он говорит -Хрюша и так красивый и нос ему совсем не нужен, да и нам он зачем?

Вот помогите мне ребята, Мишутке объяснить зачем нам нужен нос?

Воспитатель: 

Да вот так история . Вы только не беспокойтесь  ,наши ребята любят заниматься исследованиями. И обязательно вам  помогут.                                                

Ребята, я предлагаю всем вместе провести исследование, выяснить для чего нам нужен нос и прав ли  Мишутка (дети соглашаются)

Посмотрите друг на друга- одинаковые ли у вас носы? Они похожие , но все-таки у всех разные.                                                                                                                      (Приложение 2)                                                                                                                            Носы бывают: курносые, прямые, картошкой , с горбинкой.

Давайте посмотрим на картинку                                                                                       (Приложение 3)    Работа с картинкой .

Из каких же частей состоит нос?

У носа есть спинка ,покажите пальчиком где находится спинка  на вашем носе (дети показывают ) Какая она твердая или мягкая? (отвечают, твердая)

Покажите кончик носа, потрогайте его (какой он, твердый или мягкий ? Дети показывают, трогают и отвечают)

Покажите перегородку, потрогайте ее (какая она, твердая или мягкая? Дети показывают, трогают, отвечают)

Посмотрите где находятся крылья, покажите где у вашего носа крылья, какие они? (дети находят, трогают, отвечают)

Посмотрите на картинку , найдите ноздри, покажите  где находятся ноздри на вашем носу ,какие они? (дети находят, трогают, отвечают)

Мишутка:  

Ой ,одни страдания от этого носа ,то упадешь и его разобьешь, то он чихает, дышать мы и ртом можем.

Воспитатель:

Давайте исследуем этот вопрос. Ребята и ты Мишутка зажмите пальцами ноздри носа  и подышите. А теперь подышите носом. Как легче дышать через рот или через нос? Конечно через нос. Значит нос нам нужен чтобы… (дышать)

Конечно можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для здоровья.        

         

 (Приложение 4)                                                                                                                              

Стенки носа покрыты маленькими волосками .                                                               Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки, микробы и они прилипают к волоскам, когда выдыхаем, пылинки с микробами вылетают наружу. Нос наш как фильтр, задерживает частички с вредными микробами. Значит наш нос защищает нас от…… (вредных микробов)

 Давайте мы с вами подышим сначала носом (дети дышат носом), а теперь ртом (дышат ртом) Когда горло больше чувствует холод? (ответы детей)                                           Когда дышишь ртом, можно застудить горло, а при прохождении через нос воздух согревается и в горло попадает уже тёплым.

(Приложение 5)  Внутри носа есть кровеносные сосуды по которым течет горячая кровь , поэтому воздух который мы вдыхаем, быстро согревается  и становится теплым.  Давайте закроем нос ладошками и подышим носом в ладошки, что вы чувствуете? Тепло вашим ладошкам?  (дети отвечают) Вот так мы с вами можем согреть руки в холодные деньки.

Воспитатель: Зажмите пальчиками нос и скажите слово «конфета», а теперь уберите пальчики и скажите ещё раз. Когда слово прозвучало красивее? (ответы детей: когда нос не зажат)

Воспитатель: Значит, что ещё помогает делать  нос? (ответы детей: нос помогает нам красиво говорить)

Мама медведица: Ребята давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Дети выходят из-за столов , становятся в кружок на ковер, вместе с ними мама медведица и медвежонок, все  говорят слова и выполняют движения.

(Приложение 6)

Воспитатель: Отдохнули, ребята? Садимся за столы.

(Приложение 7)                                                                                                                      Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся? (Дети говорят, что находимся в магазине, булочной, пекарне)                                                                                                                                               А если пахнет лекарством, то где мы можем находиться? (В больнице, в аптеке). Конечно, нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Нос-это орган обоняния. Обоняние-это способность человека чувствовать различные запахи.

Воспитатель:  Ребята давайте поиграем.

(Приложение 8)

Игра «Определи по запаху»     1.Работа за столами , группами. Мы сейчас с вами будем определять запахи несъедобных предметов.  Воспитатель  выставляет на столы  непрозрачные, одноразовые стаканчики , закрытые  марлей; на каждом столе 4 стаканчика в которых –зубная паста , мыло, веточка ели, пластилин   и дополнительно такой же стаканчик , но для каждого стола с разным запахом( на первый стол-с зубной пастой; на второй –с мылом; на третий –с веточкой ели; на четвертый- с пластилином).   Дети должны понюхать содержимое стаканчика и выбрать из четырех стаканчиков один, который соответствует данному запаху.  Давайте медведица  и мишутка проверим как справились ребята. Молодцы. Ребята, мы сейчас определяли запахи каких предметов ( дети отвечают)                                                                                                                                 2. Работа за столами , индивидуальная.   Теперь мы будем определять запахи съедобных продуктов.   Воспитатель  выставляет на столы  непрозрачные, одноразовые стаканчики , закрытые  марлей; на каждом столе 4 стаканчика в которых – лук, апельсин, огурец, кофе  и перевернутые  картинки на которых лук, апельсин, огурец ,кофе)                                                                                                                   Воспитатель:

Возьмите пожалуйста каждый по стаканчику , понюхайте и найдите картинку.

А мы проверим  правильно ли ребята выполнили задание.

Ребята, вы молодцы.

Медвежонок: Я думаю можно и не нюхать, а просто посмотреть что же внутри стаканчиков и определить , что там находится.

Воспитатель: А если в комнате темно и мы не видим, что лежит в стаканчике, как быть?  (ответ детей, что надо понюхать и определить)

Как вы считаете, ребята, Мишутка прав , что без носа можно обойтись? 

Для чего нам нужен нос? ( дети: чтобы дышать , красиво говорить и чувствовать запахи).

Медвежонок: Да, это значит, что без носа нам никак не обойтись?        

Воспитатель: Конечно, Мишутка  без носа человеку трудно .

Мишутка: Спасибо большое ребята, за проведенное вами исследование, теперь я буду знать, что без носа никак не обойтись. Так  где же мой портрет? Ну теперь я знаю ,что нужно сделать .(Мишутка прикрепляет на портрет поросенка нос)  Вот здорово, посмотрите ребята , а так даже очень красиво. Теперь я хочу вас угостить, вы мне очень помогли . (отдает детям маленький бочонок с «медом»  внутри конфеты) Спасибо вам . Мама, пойдем домой , я еще все о чем узнал  Хрюше расскажу, до свидания .

Медведица: Пойдем мой хороший, до свидания (уходят)

Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня вы хорошо поработали. Так для чего же нам нужен нос. дети: чтобы дышать и чувствовать запахи). Молодцы. Мы с вами провели настоящее исследование. Вы настоящие "сыщики"! Спасибо всем!

 C:\Users\светик\Desktop\1.PNG

Приложение 1

Приложение 2

C:\Users\светик\Desktop\НОС\н2.png

C:\Users\светик\Desktop\НОС\нос2.png

Приложение 3

C:\Users\светик\Desktop\НОС\нос 1.png

Приложение 4

C:\Users\светик\Desktop\НОС\н3.png

Приложение 5

C:\Users\светик\Desktop\НОС\н4.png

Приложение 6

C:\Users\светик\Desktop\1.PNG

Приложение 7

C:\Users\светик\Desktop\НОС\н6.png

Приложение 8

C:\Users\светик\Desktop\НОС\н7.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ» ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ»ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Конспект НОД (познание, формирование целостной картины мира, познавательно- исследовательская и продуктивная). «Зима». Средняя группа.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Коммуникация», «Чтение художе...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...