"Возможности и опыт использования педагогических идей профессора Чередова"
статья (подготовительная группа)

Мельготченко Елена Васильевна

Материал из опыта работы на тему "Возможности и опыт использования педагогических идей профессора Чередова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности и опыт использования педагогических идей профессора Чередова И. М. в современном образовательном процессе

Современная педагогическая технология ТИКО-конструирование при работе с детьми в условиях ДОУ

Аннотация: в статье предложен материал об актуальности и потребности использования ТИКО-конструирования в работе с детьми

Ключевые слова: конструирование, ТИКО-конструирование.

Повышению эффективности работы с детьми способствовала методика., которую применял И.М.Чередов. Он предложил и применял на практике сочетание форм обучения. В его методике организации учебного процесс эффективность зависит не только от способностей учеников, но и от мотивации учения, от их обучаемости, трудолюбия.

Чередов И.М. считал, что учебный процесс должен включать:

  • управление педагогом учебной деятельностью
  • взаимодействие педагога с детьми
  • создание эмоционального фона, стимулирующего успешную деятельность.

Он всегда говорил, что от успешной организации зависит конечный результат учебной деятельности. Знание, как правильно организовать педагогический процесс позволяет подбирать оптимальные условия для успешного усвоения материала каждого ученика.

Повышение эффективности педагогической работы И.М.Чередов связывал с подгрупповой работой, т.к. дети нуждаются в общении и делятся по интересам.

Также он считал, что не менее эффективна индивидуализированная форма обучения. Она предполагает такую организацию работы, в которой каждый ребенок выполняет индивидуальное задание с учетом своих возможностей. Практикуется данная форма чаще всего для выявления умения работать самостоятельно.

Существует проблема самостоятельности детей Чередов И.М. предлагал решать ее с помощью самостоятельной работы. Мы предлагаем детям схемы плоскостного моделирования на бумаге, тем самым, ребенок самостоятельно ее рассматривает, считает необходимое количество деталей и сам выполняет задание. Все формы обучения, которые предлагал И.М.Чередов, мы применяем, используя конструктор ТИКО. В настоящее время, ТИКО конструирование приобретает все большую актуальность в силу целого ряда причин.

Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. Конструирование приводит к работе в разной степени и голову, и руки, при этом работают оба полушария головного мозга одновременно, что влияет на всестороннее развитие ребенка. В процессе конструирования, совершенствуются умения и навыки детей, развивается речь, так как мелкая моторика рук связана как раз с центрами речи. 

В процессе конструирования дети приобретают умения находить связи и закономерности, недостатки и ошибки, способность к объединению и классифицированию, способность представить результаты своих действий и их вариативность.

На первом этапе работы необходимо познакомить детей с конструктором: рассмотреть фигуры, назвать цвета, формы. Затем научить соединять детали конструктора, и конструировать плоскостные ТИКО-поделки. В дальнейшем можно создавать сложные по форме предметы по представлению.

Когда мы знакомим детей с конструктором, мы делаем это сразу со всей группой. Дети узнали, что такое ТИКО, из каких деталей он состоит, и как их соединять между собой.

После того как дети познакомились с конструктором мы стали делить детей на подгруппы, подбирая для них задания разного уровня сложности.

Когда дети уже уверенно работали с конструктором, мы предлагали им самостоятельно делится на подгруппы, где они выбирали что будут собирать. Какие-то подгруппы делали различные объемные постройки. Кто-то делал органайзеры и карандашницы из ТИКО.

Те, кто не нашли себе «соратников» работали индивидуально.

ТИКО-конструктор помогает развивать:

 - Творческие способности – дети придумывают необычные фигуры, конструкции, тем самым, развивая творческое мышление;

- Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно подумать, какие детали он использует для этого, в какой последовательности будет их соединять;

- Коммуникативные способности – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы разговаривают, называют детали, ориентируются на свои знания, сопоставляют их по признакам и форме, совместно решают поставленные задачи, учатся сотрудничать .

Использование ТИКО-конструирования в работе с детьми в условиях ДОУ позволяет:

- обеспечить положительное эмоциональное состояние, придать ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;

- создать положительные условия для осуществления самостоятельности и способности к саморегуляции, которые обеспечиваются за счет того, что конструктивная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей;

- оказать дополнительное воздействие на осознание ребенком своих чувств и эмоциональных переживаний;

- существенно повысить самооценку, содействует развитию позитивной «Я – концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности результата, созданного ребенком с ограниченными возможностями развития.

В процессе обучения у детей формируются положительные эмоции, сопереживание, принятие близкого круга людей, доброжелательность, снимается напряжение, беспокойство и тревожность. Они начинают более осознанно оценивать результаты своих способностей и планируют использовать приобретенные знания в дальнейшей жизни. Важным качеством личности, которое формируется у детей при работе с ТИКО-конструктором, является развитие творческих способностей. Как проявление волевого усилия, чтобы выполнить поделку, ребёнку придётся постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит его концентрироваться на актуальной задаче, добиваться успеха. Чтобы ребенок смог этого достичь, необходимо соблюдать методику, которую использовал в своей учебной деятельности профессор Чередов.

Применение технологий ТИКО-конструирования позволяет каждому ребёнку работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным, что открывает широкие возможности для использования данной технологии для детей с особыми образовательными потребностями.

Используя современную Технологию ТИКО конструирования, мы не забываем о том, что в своей работе внедрял И.М. Чередов- это конечно же взаимодействие педагога с детьми, создание положительного эмоционального фона, который успешно влияет на деятельность детей.

Список литературы

1. Интернет – магазин «Развивающие игры и конструкторы»: [Электронный ресурс]. URL : http://www.tico-rantis.ru. (Дата обращения: 13.01.2018).

2. Карасева Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 146 c.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ярмарка психолого-педагогических идей "Использование инновационных технологий в работе педаогов по коррекции социально-эмоциональной сфере воспитанников"

Ярмарка психолого-педагогических идей «Использование инновационных технологий в работе педагогов по  коррекции социально – эмоциональной сферы воспитанников  » Цель:  Познаком...

доклад на фестивале педагогических идей - опыт работы по созданию минимузеев

опыт работы по созданию минимузеев в детском саду, этапы работы, методические рекомендации...

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Статья на тему: "Педагогические практики инклюзивного образования, работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт и оценка перспектив"

Концепция семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями определяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком и максимальное развити...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...

Марафон педагогических идей «Опыт реализации технологии смарт-тренинга «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения по реализации инновационной площадки "МИР ГОЛОВОЛОМОК" для развития интеллектуальных способностей детей в условиях дошкольной образов...