Консультация "Методы воспитания детей дошкольного возраста"
консультация

Относитесь внимательно к поступкам о проступкам детей. Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_vospitaniya_detey_doshk._vozr.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: Методы воспитания детей дошкольного возраста

Цель:

  • Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности;
  • Заинтересовать родителей проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Методы активизации родителей:

  • Примеры;
  • Вопросы к слушателям; ситуации для анализа.

Это интересно знать

Вопросы к слушателям:

  • Разделяете ли вы мнение, согласно которому все в человеке начинается с детства?

Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста, причины тех или иных поступков ребенка.

В представлении ребенка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Например, он отнял игрушку – значит, у него стало на одну больше. Или, чтобы доказать свою щедрость, ребенок жертвует папиной коллекцией.

Можно привести такой пример. Семья ждет гостей. Взрослые накрывают на стол, а дочка взяла пирожные и угостила подружек. На замечания родителей ответила: «Вы же сами сказали, что надо быть доброй».

Для детей характерно конкретное мышление, неспособность к обобщениям. Поэтому малыш часто обещает не делать то, за что его порицали, но… в аналогичной ситуации поступает так же. Замечание, сделанное другому ребенку, он не относит к себе. Мы уже отмечали такую особенность, как импульсивность, поэтому мотивом поступка часто является желание. Иногда взрослые видят преднамеренность поступков.

Комментарий психолога.

Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Важно выяснить причину детского поступка. Отрицательное поведение маленького ребенка крайне редко носит преднамеренный характер, поэтому очень важно быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков. Психологи отмечают, что ребенок воспринимает угрозы по-своему – как приглашение к действию, особенно когда ему говорят: «Вот только сделай (залезь, сорви, тронь и т.д.). первая фраза трактуется как руководство к действию. Психологи рекомендуют использовать метод «активного слушания», то есть ставить акцент на чувствах и эмоциях своих и ребенка. Например, сказать ему: «Я переволновалась», «Я горжусь тобой» или «Мне стыдно, обидно…».

Важно отличать шалости от озорства. Шалость – невинная забава. Ребенок в ударе от избытка чувств, он ждет поддержки своему настроению, однако если он не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство, которое всегда имеет нормальный оттенок.

Особо следует сказать о поощрении. Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того. Что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. На вопрос воспитателя, как ребенок реагирует на поощрение, мама ответила. Что у него вырастают крылья.

Действительно, поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии. Желание поступать хорошо. Жизненный опыт детей еще незначителен, они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки у родителей.

Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку. Что он плохой. Слово «хорошо» сильно повышает возбудимость коры головного мозга и активность умственной деятельности. В то время как слово «плохой» тормозит условный рефлекс и останавливает ход мыслей. Важна роль поощрения детских поступков, действий, результатов, нравственных побуждений.

Вопросы:

  • Какие виды поощрений используете вы?
  • Как на них реагирует ребенок?
  • В чем эффективность этого поощрения?
  • Ваше отношение к материальному поощрению детей?

Виды поощрения: одобрение, похвала, доверие, предупредительные поощрения.

Прямую похвалу можно использовать применительно к детям 2-3 лет, так как у них нет еще ясных представлений о дозволенном и недозволенном. Необходимо поддерживать их похвалой. Дети 5-6 лет уже имеют опыт нравственного поведения, могут оценивать свои поступки, поэтому по отношению к ним необходимо ограничивать прямую похвалу и чаще использовать методы косвенного воздействия. Доверие нужно соизмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Говорить «Ты неисправим», «тебе нельзя доверять» - значит расслаблять волю ребенка и замедлять развитие чувства собственного достоинства. Использовать дополнительные удовольствия и подарки не рекомендуется. Ребенок привыкнет делать добро за награду, в дальнейшем взрослые могут столкнуться с его нежеланием, например, идти в аптеку, помогать больным и т.д. без вознаграждения. Иногда родители не считают нужным использовать метод поощрения в воспитании, так как боятся, что ребенок «сядет на голову». Моно обсудить эту проблему, вызвать дискуссию.

Можно побеседовать с родителями о том, какие наказания и поощрения они используют, в чем их эффективность? Полезно выяснить: какие методы, помимо наказаний и поощрений, используются еще? Это могут быть беседы, чтение художественной литературы, положительный пример взрослых, игровые методы и т.п.

Вопросы к родителям:

  • Каковы ваши достижения в воспитании?
  • За счет чего они получены?

Ситуации для анализа.

Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры: «Будешь слушаться, куплю это», «Будешь хорошо кушать, свожу в зоопарк», «Это тебе за то, что хорошо себя вел» и т.д. Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: «А что ты мне за это купишь?»

Вопросы:

  • Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.
  • Формированию каких поступков эти методы способствуют?

Мамы сидят на лавочке и разговаривают, к ним подбегают их дети и дарят цветы, которые только что сорвали с клумбы. Реакция мам разная. Одна мама, понюхав цветок, в восторге сказала: «Какая прелесть, спасибо!» Другая возмутилась, поругала ребенка и сказала, чтоб он так больше не делал.

Вопросы:

  • Какая позиция мам вам ближе?
  • Почему?
  • Что двигало, по-вашему, поступками детей?

Варина мама спрашивает у Марининой мамы:

- Как это у вас получается, что дочь слушается с первого слова, и голоса вы не повышаете? А я вот кричу, бывает, и шлепну, а толку – чуть!

- Так ее с самого раннего детства приучили к спокойному тону, и в семье у нас никто не кричит друг на друга.

- Ну, ведь бывает, что Марина не послушает? Тогда как?

- Бывает, конечно, не послушает сразу… Прежде всего стараюсь не сердиться на нее. Детские дела и настроение тоже уважать надо. Повторяю свое распоряжение еще требовательнее, разъясняю, почему надо сделать то, о чем ее просят.

- И это помогает?

- Помогает. Крик-то разве лучше вразумляет, чем настоятельное слово? Разве прибавляет вес к родительскому распоряжению?

- А у меня без крика не обходится: пока не накричишь на нее, она будто не слышит. Ну как тут не рассердишься? Как не накричишь?!

Вопросы:

  • Как реагирует ваш ребенок на распоряжения взрослого?
  • Какой тон преобладает в вашей семье?
  • Чья позиция вам ближе?

Комментарий психолога

Есть дети, привыкшие отзываться только на крик. Но повышенный тон действует только до тех пор, пока ребенок к нему не привыкнет, потом это будет всего лишь шумовой фон. Криком и угрозами в воспитании многого не добьешься. Нужно, чтобы ребенок всегда понимал смысл ваших требований, чтобы они были обоснованными.

А.С.Макаренко говорил: «Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону».

Лексическое значение слова – это лишь часть информации. Другая ее часть заключается в интонации, эмоциональной окраске высказывания. Это исторически первичный способ общения. Например, животное криком извещает о грозящей опасности, зовет на помощь, созывает детенышей… Малыш по интонации взрослого, частично по его мимике и жестам, судит о том, хвалят его или сердятся. Дети различают интонацию очень рано. Примерно в 5-6 месяцев ребенок реагирует именно на эмоциональную окраску тона взрослого, и лишь постепенно ребенок начинает реагировать в первую очередь на смысловое значение слов. Даже правильный и аргументированный совет, данный безразличным, бесстрастным тоном, очень слабо действует и на ребенка, и на взрослого. Важно найти нужную информацию в разговоре с детьми, в советах и указаниях. На этот счет есть французская пословица: «Именно тон и делает музыку». Необходимо разнообразие интонаций. Общий тон разговора с детьми должен быть положительным, спокойным, доброжелательным, сдержанным. В детском саду бывает и так, что если воспитатель разговаривает с детьми на повышенных тонах, дети уже не слышат спокойного тона и не реагируют на него.

Обращайте внимание на свою интонацию, на то, каким тоном отдано требование. Слово можно написать только одним способом, а произнести его по-разному. (Предложить слушателям поупражняться в произнесении слов с разной интонацией. Например, сказать ребенку: «Иди сюда», «молодец», «спасибо» и др.).

Пословицы русского народа: «Доброе молчание лучше худого ворчания». «Нетрудно ласково слово, да споро».

Ситуация для анализа

Трехлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру:

- Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу прыгать через веревочку!... Она цепляется за свое пальто, пытаясь не дать его снять с себя, не слышит при этом уговоров мамы, что уже пора обедать и спать, что все дети уже ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами.

Кажется, мама вот-вот потеряет невозмутимость, но она сдерживается. Уходит в комнату, плотно закрывает за собой дверь, а Наташа остается в прихожей. Вскоре крик прекращается. Но как только мать открывает дверь, крики возобновляются с удвоенной силой. Мама снова скрывается в комнате и через приоткрытую дверь наблюдает за дочерью. Та, несмотря на свое возбуждение, следит в свою очередь за мамой: почему она не берет на руки свою Натусю? Почему не уговаривает? Почему совсем не обращает на нее внимание? Крики затихают.

Мам спокойным тоном, как бы рассуждая вслух, говорит:

- Теперь уберу пол в прихожей. Там грязно, еще сегодня там пыль не убирали.

Услышав это, Наташа сразу садится: ведь на ней новое платье, которое она надела первый раз! Все еще всхлипывая, девочка сквозь слезы:

- А платье можно постирать?

Мама хладнокровно молчит, продолжая делать вид, что занята своими делами. Наташа снова:

- А его можно постирать?

- Можно. Только после стирки оно уже не будет новым и таким красивым – говорит мама спокойно.

Наташа поспешно встает с пола, отряхивается и, разглядывая платье бежит к маме:

- Сними…

- Вот это правильно! Переоденем платье, вымоем лицо и будеи обедать. Уже пора…

Вопросы:

  • Как можно расценить поведение ребенка?
  • Проанализируйте использованные приемы воспитания. В чем их педагогическая ценность?
  • Приведите примеры подобных проявлений вашего ребенка (если они случались) и укажите, какими приемами педагогического воздействия вы пользовались.

Следует подчеркнуть тот факт, что дети иногда «работают на публику». Если взрослые начинают их успокаивать, выполнять их желания, капризы усилятся. Вспомним пример из книги К.И.Чуковского «от двух до пяти»: ребенок, плачет, его пытаются успокоить, на что он отвечает: «Уйди, я плачу не тебе, а бабе Вале!»

Вывод: относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей, не спешите с наказаниями, окриками. Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивов, не скупитесь на поощрения.

Литература: Зверева О.Л. Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006.- 128 с. (стр.28-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...