Конспект открытого мероприятия по духовно- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы «От народной былины до национальных корней»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Знакомство детей с  традициями и обычаями мордовского народа по средствам  национального  фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

им.А.И. Кузнецова с. Курумоч  

муниципального района  Волжский   Самарской  области

структурное подразделение «Детский сад «Белочка»

Конспект открытого мероприятия

по духовно- нравственному воспитанию

для детей подготовительной группы

«От народной былины до национальных корней»

                                                    Составила:

                                                                                  музыкальный  руководитель

                                                                            Кулага Татьяна Анатольевна  

             

 

Цель: знакомство детей с  традициями и обычаями мордовского народа по средствам  национального  фольклора.

Ход мероприятия.

Гости проходят рассаживаются. Дети- участники под национальную музыку проходят на лавочку, девочки руки вверху, у мальчиков на правом боку. Затем выходят Ведущая с детьми- ведущими.

Ведущая: Шумбратадо, вечкевикс, ялгат!

Ребенок 1: Добрый день, уважаемые гости!

Ведущая: Кенярдтано вастомс тынк!

Ребенок 2: Рады вас видеть!

Ребенок 1:Мордовия моя – леса и пашни

                   Цветов и птиц привольная страна

                   Ужели стороны родимой краше

                   На свете есть другая сторона.

Ребенок 2:Мордовия моя – моря пшеницы

                   Волшебных зерен золотой улов

                   Дорог широких беспокойный зов.

 Ведущая: Гляжу вокруг – друзья вдали и рядом

                   Смеется солнце, воздух чист и свеж.

                   Мордовия моя – души отрада

                   Счастливый мир свершений и надежд.

Дети- ведущие садятся.               

Ведущая: Ребята, мы  приглашаем  заглянуть  в прошлое мордовского народа …

(музыкальная заставка – мордовская мелодия).

1 Слайд с изображением национального костюма.  

Ведущая: Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в национальных  мордовских костюмах.На девушках –  платок - панго. Длинная рубаха - панар. Поверх нее надевается пояс, который называется пулай. Одежда расписана орнаментом, который включает в себя растительные элементы.

Мужчины носили свободные рубахи и шаровары (штаны) с широким шагом.

Почему все такое красивое? Это наряд праздничный.

2 Слайд- орнамент

Ведущая: А теперь давайте поиграем в игру.

Проводится игра «Найди мордовский орнамент».

Дети-участники (8 человек) даётся ряд картинок с изображением орнаментов русского, мордовского, татарского и чувашского народа, выстраиваются в шеренгу с орнаментами в руках. Под национальную мелодию дети двигаются по кругу демонстрируя свой орнамент. Все доходят до середины центра зал, проходят на «зрителя» и расходятся «расчёской», встречаются у центральной стены и снова проходят колонной на зрителя и уходят в одну сторону к центральной стене и встают шеренгой.

Ведущая ( к гостям): Дети, а теперь, как вы думаете, под каким номером мордовский орнамент.

Дети-гости  должны выбрать только те, которые относятся к мордовскому орнаменту.

Ведущая: А сейчас посидим рядком,

                 Да поговорим ладком.

А поговорить у нас есть о чем. Мордовский  народ был поистине очень мудрым и талантливым, столько сказок, загадок, пословиц и поговорок он создал.

 

Ребенок 3. Человек без Родины, что птица без гнезда .

Ребенок 4. Родная сторона – матушка, а чужая – мачеха.

Ребенок 5. На родной стороне и ворона родная

Ребенок6. В родном краю, как в раю

Ребенок 7. На родной стороне и камушек знаком.

3 Слайд- Вирьава.

Звучит музыка. Ведущая рассказывает «Быль о  Вирьаве». 

Покровительницей леса наши предки считали Вирьаву.

У красавицы Вирьавы голос человеческий, сидит она на пне и волосы

Расчёсывает. Лес – это её дом. И все жители: птицы, звери, деревья и

даже трава, всё подвластно ей.

Мордва считала, что Вирява, могла помочь человеку, но и могла

погубить его. Добрых людей она награждала лесными дарами,

открывала им пути к ягодным и грибным полянам. А злых людей могла

заманить в лесную чащу.

Чтобы дружить с Вирьавой, люди приходили в лес и просили помощи у хозяйки Мордовских лесов.

Потом, в знак уважения и благодарности за помощь, люди в лесу водили хороводы и песни пели.

                             Дети исполняют  национальный хоровод.

3 Слайд  – «Предметы быта и искусства» 

Ведущая: С давних пор мордовские мастера славятся резьбой по дереву. Широко резьба применялась при украшении жилища, предметов домашней утвари, прялок, посуды, игрушек. В резном орнаменте по дереву в основном использовался треугольник. Берестяные изделия бытовали в каждой семье: дети делали свистульки, берестяными ленточками обтягивали глиняные горшки; мужчины мастерили туески и «ложкарницы».

И до сих пор умельцы живут. Они вырезают из дерева такие красивые игрушки. Среди них есть и музыкальные инструменты, на которых можно играть.

4 Слайд  – «Предметы из дерева»

                Игра на музыкальных инструментах мордовской мелодии.

Дети раскладывают музыкальные инструменты по кругу. Под народную мелодию на куплет двигаются по кругу, на припев останавливаются и играют.

5 Слайд  – «Мордовский народ в игре»

Ведущая: Мордва –трудолюбивый  и веселый народ. Они очень любили игры. В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве.   В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Варианит1: играют дети- участники

Вариант 2: дети этой группы

   

Проводится игра «Карусель».

1.Еле - еле, еле - еле,           1.Савор, савор, саворне,

Закружились карусели,          Шары, шары, шоромнесь

А потом, потом, потом,          Меле, меле, сиденяста,

Все бегом, бегом, бегом.        Шары, шары, шаромнесь.

2.Тише, тише, не спешите,   2.Сате, сете ласькозня,

Карусель остановите,              Лоткак, лоткак, шаромня.

Раз-два, раз-два,                       Фкя-кафта, фкя-кафта,

Вот и кончилась игра.             Лоткась шаромсь шарома.

Предлагаем  вам посмотреть, а потом поиграть в мордовскую народную игру « Горшки».

Проводится игра «Горшки»

     Участвуют в игре две  группы: дети-«горшочки»  и дети «купцы и  

     торговцы». Каждый купец, купив горшок, хочет стать торговцем, чтобы

     занять место в торговом круге и подороже продать только что купленный

     им товар. При торгах используется традиционный диалог:

     К у п е ц. Продашь горшок?  (Мисак чакшат?)

     Т о р г о в е ц. Продам. (Миса)

     Далее каждый из них, коснувшись ладонью головы горшка, бежит по кругу в

    разных направлениях, стремясь раньше добежать до «товара» и встать за

    его спиной. Прибежавший раньше,  становится торговцем, а отставший —

    купцом.  Дети-«мордва» первыми играют в игру, гости- «горшки».

1 раз(показательный): дети говорят на русском, а воспитатель повторяет за ними слова на мордовском.

2 раз: дети- «мордва» самостоятельно играют.

3 раз: дети меняются ролями- «горшки» становятся «торговцами».

6 Слайд  – «Старшее поколение  и дети» 

Ведущая: Особое внимание мордовская культура уделяет уважению старших, приучению с малых лет к труду и прививанию древних традиций.

Дети-участники:

- Кто учится смолоду, не знает в старости голоду.

- Старое дерево на молодое опирается.

- Хорошее начало приведет к хорошему концу.
- Хвались не в начале дела, а когда его завершишь.

Все встают в полукруг перед центральной стеной.

Ведущая: И как говорится в мордовской пословице: «В гостях хорошо, а дома лучше». Настало время нам попрощаться, скажем «до свидания» на мордовском языке.

Дети- участники: Вастомазонок.

Звучит мордовская народная песня « Келусь», все пританцовывая выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по духовно - нравственному воспитанию во II младшей группе по мотивам сказки «Репка»

Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммутативное.Цель:обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;создавать игровые ситуации, способствующ...

Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ, ДОБРЫЕ ДЕЛА»

                   Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка» во второй младшей группе.

Открытое занятие было проведено как интегрированное .Занятие было интересным и увлекательным для детей и пришедших гостей. Занятие было показано на район....

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра».

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра» и слайды к зянятию....

ДОП ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ "НАРОДНАЯ КУКЛА-КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Данная программа «Народная кукла - как национальная традиция русской культуры» является специализированной программой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и их родит...

КОНСПЕКТ Открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки»

Цель: Знакомство детей с  традиционно-бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, народными обычаями)...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Уроки доброты и вежливости»

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения – тема очень важная и актуальная, ведь дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих ...