Конспект открытого мероприятия по духовно- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы «От народной былины до национальных корней»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Знакомство детей с традициями и обычаями мордовского народа по средствам национального фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
им.А.И. Кузнецова с. Курумоч
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Белочка»
Конспект открытого мероприятия
по духовно- нравственному воспитанию
для детей подготовительной группы
«От народной былины до национальных корней»
Составила:
музыкальный руководитель
Кулага Татьяна Анатольевна
Цель: знакомство детей с традициями и обычаями мордовского народа по средствам национального фольклора.
Ход мероприятия.
Гости проходят рассаживаются. Дети- участники под национальную музыку проходят на лавочку, девочки руки вверху, у мальчиков на правом боку. Затем выходят Ведущая с детьми- ведущими.
Ведущая: Шумбратадо, вечкевикс, ялгат!
Ребенок 1: Добрый день, уважаемые гости!
Ведущая: Кенярдтано вастомс тынк!
Ребенок 2: Рады вас видеть!
Ребенок 1:Мордовия моя – леса и пашни
Цветов и птиц привольная страна
Ужели стороны родимой краше
На свете есть другая сторона.
Ребенок 2:Мордовия моя – моря пшеницы
Волшебных зерен золотой улов
Дорог широких беспокойный зов.
Ведущая: Гляжу вокруг – друзья вдали и рядом
Смеется солнце, воздух чист и свеж.
Мордовия моя – души отрада
Счастливый мир свершений и надежд.
Дети- ведущие садятся.
Ведущая: Ребята, мы приглашаем заглянуть в прошлое мордовского народа …
(музыкальная заставка – мордовская мелодия).
1 Слайд с изображением национального костюма.
Ведущая: Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в национальных мордовских костюмах.На девушках – платок - панго. Длинная рубаха - панар. Поверх нее надевается пояс, который называется пулай. Одежда расписана орнаментом, который включает в себя растительные элементы.
Мужчины носили свободные рубахи и шаровары (штаны) с широким шагом.
Почему все такое красивое? Это наряд праздничный.
2 Слайд- орнамент
Ведущая: А теперь давайте поиграем в игру.
Проводится игра «Найди мордовский орнамент».
Дети-участники (8 человек) даётся ряд картинок с изображением орнаментов русского, мордовского, татарского и чувашского народа, выстраиваются в шеренгу с орнаментами в руках. Под национальную мелодию дети двигаются по кругу демонстрируя свой орнамент. Все доходят до середины центра зал, проходят на «зрителя» и расходятся «расчёской», встречаются у центральной стены и снова проходят колонной на зрителя и уходят в одну сторону к центральной стене и встают шеренгой.
Ведущая ( к гостям): Дети, а теперь, как вы думаете, под каким номером мордовский орнамент.
Дети-гости должны выбрать только те, которые относятся к мордовскому орнаменту.
Ведущая: А сейчас посидим рядком,
Да поговорим ладком.
А поговорить у нас есть о чем. Мордовский народ был поистине очень мудрым и талантливым, столько сказок, загадок, пословиц и поговорок он создал.
Ребенок 3. Человек без Родины, что птица без гнезда .
Ребенок 4. Родная сторона – матушка, а чужая – мачеха.
Ребенок 5. На родной стороне и ворона родная
Ребенок6. В родном краю, как в раю
Ребенок 7. На родной стороне и камушек знаком.
3 Слайд- Вирьава.
Звучит музыка. Ведущая рассказывает «Быль о Вирьаве».
Покровительницей леса наши предки считали Вирьаву.
У красавицы Вирьавы голос человеческий, сидит она на пне и волосы
Расчёсывает. Лес – это её дом. И все жители: птицы, звери, деревья и
даже трава, всё подвластно ей.
Мордва считала, что Вирява, могла помочь человеку, но и могла
погубить его. Добрых людей она награждала лесными дарами,
открывала им пути к ягодным и грибным полянам. А злых людей могла
заманить в лесную чащу.
Чтобы дружить с Вирьавой, люди приходили в лес и просили помощи у хозяйки Мордовских лесов.
Потом, в знак уважения и благодарности за помощь, люди в лесу водили хороводы и песни пели.
Дети исполняют национальный хоровод.
3 Слайд – «Предметы быта и искусства»
Ведущая: С давних пор мордовские мастера славятся резьбой по дереву. Широко резьба применялась при украшении жилища, предметов домашней утвари, прялок, посуды, игрушек. В резном орнаменте по дереву в основном использовался треугольник. Берестяные изделия бытовали в каждой семье: дети делали свистульки, берестяными ленточками обтягивали глиняные горшки; мужчины мастерили туески и «ложкарницы».
И до сих пор умельцы живут. Они вырезают из дерева такие красивые игрушки. Среди них есть и музыкальные инструменты, на которых можно играть.
4 Слайд – «Предметы из дерева»
Игра на музыкальных инструментах мордовской мелодии.
Дети раскладывают музыкальные инструменты по кругу. Под народную мелодию на куплет двигаются по кругу, на припев останавливаются и играют.
5 Слайд – «Мордовский народ в игре»
Ведущая: Мордва –трудолюбивый и веселый народ. Они очень любили игры. В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
Варианит1: играют дети- участники
Вариант 2: дети этой группы
Проводится игра «Карусель».
1.Еле - еле, еле - еле, 1.Савор, савор, саворне,
Закружились карусели, Шары, шары, шоромнесь
А потом, потом, потом, Меле, меле, сиденяста,
Все бегом, бегом, бегом. Шары, шары, шаромнесь.
2.Тише, тише, не спешите, 2.Сате, сете ласькозня,
Карусель остановите, Лоткак, лоткак, шаромня.
Раз-два, раз-два, Фкя-кафта, фкя-кафта,
Вот и кончилась игра. Лоткась шаромсь шарома.
Предлагаем вам посмотреть, а потом поиграть в мордовскую народную игру « Горшки».
Проводится игра «Горшки»
Участвуют в игре две группы: дети-«горшочки» и дети «купцы и
торговцы». Каждый купец, купив горшок, хочет стать торговцем, чтобы
занять место в торговом круге и подороже продать только что купленный
им товар. При торгах используется традиционный диалог:
К у п е ц. Продашь горшок? (Мисак чакшат?)
Т о р г о в е ц. Продам. (Миса)
Далее каждый из них, коснувшись ладонью головы горшка, бежит по кругу в
разных направлениях, стремясь раньше добежать до «товара» и встать за
его спиной. Прибежавший раньше, становится торговцем, а отставший —
купцом. Дети-«мордва» первыми играют в игру, гости- «горшки».
1 раз(показательный): дети говорят на русском, а воспитатель повторяет за ними слова на мордовском.
2 раз: дети- «мордва» самостоятельно играют.
3 раз: дети меняются ролями- «горшки» становятся «торговцами».
6 Слайд – «Старшее поколение и дети»
Ведущая: Особое внимание мордовская культура уделяет уважению старших, приучению с малых лет к труду и прививанию древних традиций.
Дети-участники:
- Кто учится смолоду, не знает в старости голоду.
- Старое дерево на молодое опирается.
- Хорошее начало приведет к хорошему концу.
- Хвались не в начале дела, а когда его завершишь.
Все встают в полукруг перед центральной стеной.
Ведущая: И как говорится в мордовской пословице: «В гостях хорошо, а дома лучше». Настало время нам попрощаться, скажем «до свидания» на мордовском языке.
Дети- участники: Вастомазонок.
Звучит мордовская народная песня « Келусь», все пританцовывая выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия по духовно - нравственному воспитанию во II младшей группе по мотивам сказки «Репка»
Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммутативное.Цель:обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;создавать игровые ситуации, способствующ...
Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ, ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-...
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка» во второй младшей группе.
Открытое занятие было проведено как интегрированное .Занятие было интересным и увлекательным для детей и пришедших гостей. Занятие было показано на район....
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра».
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра» и слайды к зянятию....
ДОП ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ "НАРОДНАЯ КУКЛА-КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Данная программа «Народная кукла - как национальная традиция русской культуры» является специализированной программой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и их родит...
КОНСПЕКТ Открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки»
Цель: Знакомство детей с традиционно-бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, народными обычаями)...
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Уроки доброты и вежливости»
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения – тема очень важная и актуальная, ведь дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих ...