проект по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
проект (старшая группа)

проект "С чего начинается Родина?"  обновляет содержание воспитания дошкольников на основе знаний культуры, истории родного села

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Принято ________________                                                                          Утверждено_____________________

Решением педагогического совета                                                                  Заведующий МБДОУ

Протокол № ___________                                                                              «Морозовский детский сад»

От «____» ____________________                                                                 О.В. Григорьева

                                                                                                                            Приказ № _____от _________

Проект

по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

«С чего начинается Родина?»

в разновозрастной группе

Автор проекта:

Шлыкова  Наталья Викторовна

                                                              2022 г

Проект: «С чего начинается Родина?»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в разновозрастной группе

         Актуальность проекта.

С чего начинается Родина?

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному селу.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о нашей стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Семья —  она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий дошкольник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд»«долг»«Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»?

Оно включает в себя:

- отношение к себе как личности;

- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

- дом, в котором он живёт;

- родную улицу;

- родное село;

- страну в которой он растет.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется – это уже и родной город, родной край. А дальше идет представление, что такое малая родина (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, к природе.

Проблема: опрос среди детей показал, что у них недостаточно знаний о нашем крае и России в целом.  О своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина».

Цельвоспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи.

Задачи:

  1. Ознакомить детей с символами родного города, государства. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
  2.  Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
  3.  Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и         последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление);
  4.  Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений.
  5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Ожидаемые результаты:

      Для детей:

  • Закрепить с детьми знания о национальном костюме, символике родного государства, о русской культуре. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного края и  его истории. Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
  • Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
  • Разовьется любознательность и интерес к деятельности взрослых: профессиям родителей и сотрудников детского сада.
  •  Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
  • Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников.
  • Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
  • Научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

      Для родителей:

  • Успешное взаимодействие со своими детьми;
  • Повышение психолого-педагогических компетенций.
  • Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.

      Для педагога:

  • Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
  • Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с детьми.

Формы работы:

  • экскурсии;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • пополнение развивающей среды,
  • выставки детских работ, семейных коллекций
  • тематические беседы;
  • презентации;
  • развлечения, досуги;

Тип проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагогический коллектив.

Срок реализации проекта: среднесрочный.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: 3 месяца

Реализация проекта по этапам:

   Конец августа :      I этап - подготовительный, включает в себя:

1. Опрос детей: «Какая наша страна -  Россия?», «Что я знаю о семье?».

2. Пополнить патриотический уголок новой информацией. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, сюжетно-ролевых игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья», «Наша страна -  Россия»

3.Подобрать материал для продуктивной деятельности.

4.Составить перспективный план проекта.

  С сентября по Ноябрь :  II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми и родителями по перспективному плану.

Конец Ноябрь:  III этап – итоговый.

Поделки из природного материала «Животные нашего края».

Создание альбомов: ««Наша малая Родина – деревня Морозово»;

 «Достопримечательности нашего села »

 «Знаменитые люди нашего села»; «Россия наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Бабочки России», «Как я в садике живу».

 Фотовыставка «Наши Экскурсии по родному селу».

Оформление альбома: «Тайна имени»

Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве, «Традиции – мой семьи».

Открытое занятие «С чего начинается Родина?».

Консультации для родителей:

«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».

Нашу работу мы разделим на 3 блока:

1 блок: «Детский сад – мой дом второй».

2 блок: «Родной свой край люби и знай! Россия – Родина моя!»

3 блок: «Семья и ближайшее окружение»

Перспективный план работы.

Сроки реализации

Мероприятия педагога с детьми и родителями

примечание

Август

Опрос детей: «Что такое малая Родина – наша деревня»; «Какая наша страна -  Россия?»; «Что я знаю о своей семье?»; «Детский сад – мой дом второй».

Составить перспективный план проекта «С чего начинается Родина?».

 Сентябрь

1 блок: «Детский сад – мой дом второй»

Беседы:

«Мой любимый детский сад», «Как мне в садике живётся», «Кто работает в детском саду – профессии».

Целевая экскурсия по детскому саду «Профессии в детском саду»

Просмотр презентации: «Мой любимый детский сад», «Как мы в садике живём».

Сюжетно – ролевые игры:

«Детский сад будущего», «Мы идём в школу», «День рождение у Кати», «Строим новый детский сад».

Пальчиковые игры:

«Детский сад», «Сказки», «Транспорт», «Игрушки».

 Дидактические игры:

«Магазин игрушек», «Найди путь к домику зайчика», «Определи на, что похоже», «Найди отличие и сходство».

Настольно – печатные игры:

«Любимые сказки», «Эмоции», «Пазлы», «домино».

Театрализованное представление:

Сказки «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Теремок».

 Художественная литература:

Стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки», сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»; Рассказа Л. Толстого «Была у Насти кукла», Стихотворения Г. Новицкой «Тишина».

Художественное творчество:

Рисование: «Мой любимый детский сад», «Мои друзья», «Мои  игрушки в детском саду», «Кто работает в детском саду – профессии».

Работа с родителями:

Создание альбома:  «Как я в садике живу»,

Консультации для родителей:

«Значение русских народных сказок в воспитании детей»,

«Роль родителей в формировании патриотических чувств»,

«Мы растим маленьких – патриотов».

Октябрь

2 блок «Родной свой край люби и знай, Россия – Родина моя!»

Беседы с детьми:

«Наша малая Родина – деревня Морозово», «Улицы нашей деревни»; «Достопримечательности нашей деревне»,

«Кем быть? Организации нашей деревни », «Знаменитые люди нашего села», «История возникновения д.Морозово», «Москва – столица России», «Русская березка – символ России», «Государственные символы - России».

Экскурсии с детьми:

«Улицы нашего села», «Природа нашего края – река Ида», «На полянку к белой Березке», «Организации нашего села: библиотека, Дом культуры, почта, магазины, больница, ФАП. Достопримечательности нашего села  «Братская могила (в которой захоронены погибшие в бою «Красноармейцы»),  «Детская площадка».

Рассматривание иллюстрации:

Альбом «Мое родное », «Сибирская - природа нашего края» – альбом, «Россия -  наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Перелётные птицы России», «Бабочки России».

Просмотр презентации:

«Моя родина Россия», «Символика России», «Москва».

Художественная литература:

«А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?»  В. Маяковский, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова

«Пожар», «Почта», «А что у вас?» С.Я. Маршак «Что я видел» Б. Житков, «Родина» Александрова;
«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова, «Ёлка» В. Сутеев; «Две березы» Т.А.Шорыгина; «Прогулка» С. Михалков; «Конек- горбунок» Ершов;
Русские народные сказки «Как аукнется, так и откликнется», «Заяц- хваста», «Царевна – лягушка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Снегурушка и лиса»,  «Сивка – бурка», «Хаврошечка»,  «Колосок».
Заучивание стихов:
«Кремлевские звезды»  Михалков;
«Лучше нет родного края» П. Воронько;
«Родная земля» Г. Ладоньщиков;
«Родина» В. Семерин;
«Родная земля» П. Синявский

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о селе, труде. Загадки.

Дидактические игры:

«Сложи картинку»; «Закончи предложение»; «Подскажи словечко»; «Угадай что это?».

Художественное творчество:

Рисование «Улица где я живу»; «Мой дом»; «Река Ида»;

Аппликация «Овощи на зиму»; «Осень», «Флаг России», «Кукла в национальном костюме», по сказкам А.С. Пушкина

Худ.труд «Животные нашего края»

Настольная игра: «Флаг России».

Подвижные игры:

«Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «У медведя во бору», «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди».

Работа с родителями:

Поделки из природного материала «Животные нашего края».

Создание альбомов: ««Наша малая Родина » (о деревне);

 «Достопримечательности нашей деревни»»

 «Знаменитые люди нашего села».

Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Консультация «Ребёнок и его Родина».
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России

Ноябрь

3 блок:

«Семья и ближайшее окружение»

Беседы:

«Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи».

Рассматривание иллюстрации:

Фотографии «Моя семья».

Художественная литература:

Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси – лебеди», «Хаврошечка».

«Синяя чашка» М. Матвеева,

«Сказка о глупом мышонке» С. Маршак,

«Цветик - семицветик» В. Катаев

«Косточка» К. Ушинский

«Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой

«Мамина работа» Е. Пермяк

 «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

Чтение поговорок, пословиц, стихотворений о семье. Загадки.

Дидактические игры:

«Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает».

Настольные игры:

«Семья», «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки.

Сюжетно – ролевые игры:

«Семья, сюжет – День рождения у Даши», «Больница – на приеме у стоматолога», «Магазин – покупки для пикника», «Строители – строим гараж для Мишиной машины», «Парикмахерская – сюжет стрижка только началась», «Детский сад – прием детей», «Дочки – матери сюжет – на прогулку в парк».

Пальчиковая гимнастика:

«Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете».

Артикуляционная гимнастика:

«Блинчики», «Вкусное варенье».

Художественное творчество:

Рисование: «Моя семья – моя рука», «Моя семья, мои друзья».

Аппликация: «Платочек для бабушки к празднику», «Открытка для мамы и бабушки – к Дню матери».

Лепка: (соленое тесто) «Божья коровка – оберег для всей семьи».

Работа с родителями:

Оформление альбома: «Моя семья», «Тайна имени»

Выставка «Генеалогическое древо семьи», составление рассказа о генеалогическом дереве «Я – моя семья».

Открытое занятие «С чего начинается Родина?».

Консультации для родителей:

«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».

Фотовыставка: «Я и моя семья».

Используемая литература:

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Развернутое перспективное планирование подготовительной  группы»

5. О.Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»

6. Т.С. Комарова  «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

7. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Комплексные занятия подготовительная группа»

8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.

9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение»



Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект по познавательной деятельности

 в разновозрастной группе детского сада «Зимушка — зима».

 

Тип проекта: информационный, краткосрочный, творческий

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: 9-23 декабря

Возраст детей:  3-7 лет.

Актуальность.

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель: формирование у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей. Приобщение детей  дошкольного возраста к красоте природы через организацию совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Задачи:

Расширять и углублять знания детей о живой и неживой природе зимой; Развивать коммуникативные способности; развивать память, мышление, внимание; способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей, воображения, умению замечать изменения в природе; развивать умение регулировать своё поведение; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, умение восхищаться красотой природы;

укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни; содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к красоте природы.

Формы реализации проекта:

  • Совместная творческая деятельность.
  • Создание творческих работ детей и родителей.
  • Составление рассказов, чтение стихотворений, художественных произведений.
  • Тематические занятия.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.
  • Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
  • Подбор познавательной информации через интернет, картинки, пейзажи о зиме.
  • Сбор информации о зиме  для создания страничек «Приметы»«Поговорки и пословицы»«Стихи»«Загадки».

Основной:

  • Проведение тематических занятий.
  • Художественно-творческая деятельность.
  • Заучивание стихотворений С. Я. Маршака «Круглый год. Декабрь. Январь. Февраль» с детьми и составление рассказов о зиме.
  • Чтение художественных произведений по теме.
  • Прослушивание музыкальных композиций.

Заключительный:

  • Оформление выставки продуктов детской деятельности «Зимушка - зима»,  выставки творческих работ на заданную тему.
  • Оформление участка группы постройками из снега.

Ожидаемый результат:

Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

Определяет признаки зимнего времени года;

Может поддерживать беседу о птицах, сопровождая эмоциональной речью;

Интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование «Деревья в снегу», аппликация «Снеговик», конструирование из бумаги «Снежинка»);

Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;

Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;

С интересом участвует в подвижных играх с элементами соревнования.

Работа с детьми:

 Беседа на тему «Характеристика зимних месяцев».

 Беседы-рассуждения «Как животные переживают зиму»,  «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

НОД по ОБЖ «Не идется и не едется, потому что гололедица».

Познание НОД «Зимушка-зима».

Просмотр презентаций:  «Жизнь диких животных зимой».

Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой»«Где рождается снег и иней»«Зима в нашем крае».

Дидактические игры: «Покормите птиц зимой»«Когда это бывает»«Что сначала, что потом».

Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом.

Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся»«Зимующие и перелетные птицы»,

Дидактические игры: «Где чей хвост»«Где чей домик»«К названному дереву беги»

Составление описательного рассказа на тему «Зима», рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта.

Словесные игры: «Какой, какая, какие?»«Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т.д.)«Скажи наоборот».

Художественное творчество НОД: (рисование)«Деревья в инее»(аппликация)«Заснеженный дом»;  «Снеговик» (лепка).

Свободное творчество – изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей.

Конструирование из снега «Снеговик».

Подвижные игры: «Два Мороза»«Попади в цель», «Воробьи и автомобиль». «Мороз красный нос»«Зайка беленький сидит»«Бездомный заяц»«Снежки».

Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой»«Кто быстрее украсит елочку».

Чтение художественной литературы.

Прочтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

Стихотворение Н. А. Некрасова «Мороз – воевода». 

Рассказ Г. А. Скребицкого «Маленький лесовод».

Стихотворение С. А. Есенина «Берёза».

Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение И. А. Бунина «Метель».

Рассказ В. В. Бианки «Синичкин календарь. Январь».

Рассказ В. В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль».

Г.Скребицкий «На лесной полянке»,

В.Архангельский «Летят пушистые снежинки»,

Э.Успенский «Проказы старухи зимы»,

Н.Носов «На горке».

Русские народные сказки: «Зимовье зверей»«Заяц-хваста»«Два мороза».

Литературные сказки: «Морозко»«Двенадцать месяцев»«Мороз Иванович»«Снегурочка».

Зарубежные сказки: «Снежная королева»«Щелкунчик».

Восприятие музыки

А. Вивальди «Зима».

П. И. Чайковский «Времена года».

П. И. Чайковский «Зима».

В. Я. Шаинский «Снежинки».

«Голоса птиц» в аудиозаписи.

Репродукции картин известных художников

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

Н. П. Крымов «Зимний вечер».

И. И. Левитан «Зимой в лесу».

И. И. Шишкин «Зима».

Работа с родителями:

Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».

Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно — образовательному процессу в ДОУ.

Участие в оформлении выставки продуктов детской деятельности «Зимушка - зима».

3 этап – заключительный.

Оформление выставки продуктов детской деятельности «Зимушка - зима».

Выставки творческих работ.

Выставка детских рисунков «Если хочешь быть здоровым…» (зимние виды спорта)

Принято___________                                                                                 Заведующий МБДОУ

Утверждено____________                                                                   «Морозовский  детский сад»

Решением педагогического совета                                                     О.В. Григорьева

Протокол №______                                                                               Приказ №_____ от________

От «____»_______________

Проект

по познавательной деятельности в разновозрастной группе детского сада «Зимушка-зима».

2021 г



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию

«С чего начинается Родина?»

в разновозрастной  группе.

Цель: Формирование патриотических и гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи образовательные: Закрепить знания детей о том, что наша Родина- Россия, названия российских городов, названия рек, народных праздников.  Формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить знания о флаге, гербе, гимне, как о государственных символах страны. Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихов, пословиц, поговорок, обогащать речь детей выразительными средствами.

 Задачи воспитательные: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства к Родине, гордость за родную страну, любовь и бережное отношение к своей отчизне. Умение работать в коллективе.

Задачи развивающие: развивать диалогическую речь, память, мышление и творческие способности детей. Развивать умение работать красками, карандашами, восковыми мелками.

     Словарная работа: (активизация словаря) государственные символы, Родина, Отчество, Россия, герб, флаг, гимн, скипетр, держава.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» во взаимодействии с образовательными областями «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», Художественная литература.

Предварительная работа: разучивание с детьми стихов, пословиц, поговорок; прослушивание гимна, показ презентаций о народных праздниках, одежде, быте, рассматривание государственной символике; чтение русских народных сказок; знакомство с географической картой России; дидактической играй «Передай сердечко и скажи словечко», подвижная игра «Белый, синий, красный»; рисование с детьми березки - символ России, разными способами с помощью красок, карандашей и восковых мелков.

Материалы к занятию: карта России, мультимедийная презентация, музыкальная подборка, указатель станции, конверты с заданиями; атласные ленточки цвета: белый, синий, красный; краски, карандаши, восковые мелки.

Ход занятия: Под фонограмму песни «С чего начинается Родина» дети входят в зал и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и доброго сердца. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Игра – «общение».

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!

- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине-России.

(Звучит фонограмма классической музыки, появляется марсианин на слайде в презентации) Слайд 1

Марсианин: Ой, куда я попал?

Воспитатель: Это планета Земля. А попали Вы в детский сад.

Марсианин: в детский сад? Я давно наблюдал за вами и вашей планетой, и мечтал побывать на ней.

Воспитатель: А с какой планеты Вы к нам прилетели?

Марсианин: Я с планеты Марс. Я - марсианин и живу в космической стране. А в какой стране живете вы?

Дети: (ответы)

Воспитатель: – Да, ребята вы правы, живём мы в огромной прекрасной стране. Это наша Родина, как и у человека, у страны есть имя. И называется наша страна? (Россия)

Марсианин: А что такое Россия?

Дети: Это страна, в которой мы живем, где мы родились, где живут наши родители, родственники и друзья.

Марсианин: А какая она ваша Родина?

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» и расскажем нашему гостю какая наша Россия (дети образуют круг и передают друг другу сердечко со словами: милая, красивая, любимая, чудесная, дорогая, единственная и т.д.)

Воспитатель: Вот сколько красивых слов можно сказать о нашей Родине. Слайд 3. Ребята, посмотрите на карту России, как велика и необъятна наша Родина! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана. А давайте обведём границы нашей родины России.

Марсианин: Ну, а чем ваша страна отличается от других стран?

Дети: языком, на котором мы разговариваем, своими символами, историей, обычаями, традициями.

Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. И я предлагаю вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России.  Вы согласны? Ребята, как думаете, а на чем путешествуют люди по России? (ответы детей) А на каком транспорте нам лучше отправиться в путешествие? (ответы детей) А давайте мы с вами отправимся на поезде.

Все: Да!

Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания, они вам пригодятся. И отправляемся в путь, а куда мы вами отправимся сначала к главному нашему сердцу страны. (Имитируют движения поезда делая небольшой кружок по группе)

   Воспитатель: И первая наша станция называется «Россия» (Указатель с название станции и конверт, а в нем задания, которые нужно выполнить).

   На этой станции самые сложные задания. Готовы?

Дети: Да!

2 слайд: Назовите столицу России? (Москва)

Кто знает стихотворение о городе Москва? (ребенок читают)

Москва-это Красная площадь,

Москва-это башни Кремля,

Москва- это сердце России, которое любит тебя!

     Воспитатель: Как зовут самого главного человека – президента России?

      (Владимир Владимирович Путин) 5 слайд

     Назовите место работы президента России? (Москва-Кремль) 5 слайд

Какие символы страны вы знаете? (Герб, Гимн, Флаг) 6 слайд

      Прочтите стихотворение о гербе России? (ребенок читает)

У России величавой на гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток посмотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,- он России дух свободный! 7 слайд

 Воспитатель: Как вы думаете ребята, что обозначает на гербе орел и где он еще изображается? (символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это эмблема государства. Изображается на печатях, паспортах, монетах). 7 слайд

 Воспитатель: Что такое гимн? (главная песня страны, которую исполняют и слушают стоя)

Звучит гимн. Дети поют гимн России.

 Воспитатель: Что такое флаг? Какого цвета Российский флаг и для чего он нужен? (белый цвет – означает мир, чистоту, благородство. Синий – синее небо, верность, правду честность. Красный – огонь, смелость и великодушие.) 8 слайд

Воспитатель: Кто нам прочитает стихотворение о флаге России. (ребенок читает)

«Флаг России»

Флаг России - он трехцветный. Гордый, яркий и заметный.

Выше флаг держи, Россия! Ты должна быть самой сильной!

Воспитатель: А сейчас мы с вами с играем в подвижную игру «Российский флаг».

(дети под музыку бегают в рассыпную, держа в руках ленты синего, красного и белого цвета. По окончании музыки выстраиваются в три колонны и поднимают ленточки одного цвета, образуя имитацию флага России)

Марсианин: Молодцы! Я рад за вас, вы справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Замечательный флаг у нас получился, а мы отправляемся в путешествие дальше (Имитируют движения поезда делая небольшой кружок по группе)

Воспитатель: И вторая наша станция называется «Географическая»: (Указатель с название станции и конверт, а в нем задания, которые нужно выполнить).

10 слайд   Ребята, давайте посмотрим на нашу карту России, как вы думаете, что за цвета есть на нашей карте, и что они означают: зеленый цвет, что означает? (ответы детей). 

Воспитатель: Правильно это леса нашей страны. А какие деревья растут в лесах России? (береза, дуб, осина, тополь, рябина, ель, сосна). 11 слайд

Воспитатель: Чтобы нашему гостю было понятнее, давайте покажем пальчиковую гимнастику «Лист у клена и каштана»

Лист у клена и каштана – (раскрыть ладонь левой руки, затем правой)

Как ладони великана. (поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)

У березки, у березки – (показать руками стволы)

Белый ствол и листья – слезки. (нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку)

А у тоненькой рябинки

Листья – сложные картинки. (ладони перед собой, пальцы чуть растопырить)

 Воспитатель: Какие животные обитают в лесах России? (лиса, волк, медведь, еж, белка) 12 слайд

Воспитатель: Какие птицы живут в нашей стране? (дятел, ворона, воробей, кукушка, сорока, грач, галка). 12 слайд

Воспитатель:  А какие ягоды можно собирать в наших лесах? (малина, черника, брусника, земляника) 13 слайд

Воспитатель: Назовите цветы, растущие на полях и лугах нашей Родины (васильки, лютики, ромашки, клевер, колокольчики) 13 слайд

   Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает синий цвет на карте? (ответы детей)  14 слайд

Воспитатель: Правильно ребята, это моря, реки.

Какие реки России вы знаете? (Лена, Обь, Енисей, Нева, Волга). 15 слайд

    Скажите, пожалуйста, какие рыбы водятся в реках и озерах России? (карп, щука, карась, лещ, окунь). 16 слайд

     Какие города России вы знаете? (Орел, Тула, Санкт-Петербург, Севастополь) 17 слайд

Марсианин: Ребята, вы молодцы! 18 слайд

Воспитатель: Вы, справились со всеми заданиями, продолжим наше путешествие все поезд. (Имитируют движения поезда делая небольшой кружок по группе)

 Воспитатель: И следующая наша станция «Историческая» (Указатель с название станции и конверт, а в нем задания, которые нужно выполнить).

Воспитатель: Ребята, вспомните какие праздники отмечают на Руси с древних времен? (Рождество, Пасха, Покров, Масленица) 19 слайд  

Какие блюда русской кухни вы знаете? (щи, каша, пироги, блины) 20 слайд  

 Какие поговорки, вы знаете о русской пище? (Хлеб - всему голова, щи да каша- пища наша, самовар кипит - уходить не велит, наши предки суп любой называли в старь ухой)

 Какую обувь носили крестьяне по будням, и какую одевали по большим праздникам? (лапти, сапоги) 21 слайд  

Какой сувенир считается символом России? (матрешка, самовар, валенки) 22 слайд  

Марсианин: Ребята, вы, молодцы! У вас всё получается. 23 слайд

 Воспитатель: Молодцы, вы со всеми задания справились. И отправляемся в путешествие дальше. Все в поезд. (Имитируют движения поезда делая небольшой кружок по группе)

Воспитатель: Остановка и следующая наша станция «Литературная» (Указатель с название станции и конверт, а в нем задания, которые нужно выполнить).

Воспитатель: Итак, первое задание. Сейчас я буду вам рассказывать отрывок из русской народной сказке, а вы должны отгадать, из какой русской народной сказки этот отрывок?

….Высоко сижу, далеко гляжу не садись на пенек, не ешь пирожок неси бабушке, неси дедушке…  (Маша и медведь)

…..Тянут потянут вытянуть, не могут….позвала внучка собаку Жучку…(Репка)..

 …. Пойди сам куманек на прорубь опусти хвост, да приговаривай ловись рыбка мала и велика, а рыбка сама к тебе на хвост и нацепляется….(Лиса и серый волк).. 

…Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушел и от тебя заяц тоже у беги…. (Колобок)

….Села Машенька на большой стул, похлебала из большой чашки, села на средний стул, похлебала из средней чашки, села на маленький стульчик он ей так понравился, похлебала из маленькой чашке…… (Три Медведя).

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь следующее задание:

Какие русские пословицы вы знаете? Назовите их.(дети называют пословицы).

-Нет ничего на свете краше, чем Родина наша;

-Береги землю родную, как мать любимую;

-Одна у человека родная мать - одна у него Родина;

- Человек без Родины, что соловей без песни.

Воспитатель: Кто знает стихотворение о Родине? Прочитайте (ребенок читают)

«Родина»

Родина! Россия! Русь! Как тобою я горжусь!

Горы самые высокие, реки самые глубокие!

Степи самые раздольные! Люди гордые и вольные!

Все бойцы самоотверженны! Все твои враги повержены!

Ты стремись вперед, как птица, будут все тобой гордиться!

Марсианин: Ребята, какие вы молодцы! Вы со всеми заданиями справились.

Воспитатель:  Продолжаем наше путешествие все в поезд отправляемся в путь. (Имитируют движения поезда делая небольшой кружок по группе)

Воспитатель: Наша следующая станция и называется «Единственная»

Воспитатель: Много веков подряд наши прадеды и деды берегли для нас нашу землю. А теперь настала наша очередь беречь ее. Скажите, как мы можем это сделать? (жить в мире и дружбе, беречь и охранять природу и все живое вокруг, не допускать пожаров)

Ребенок читает стихотворение «Это Родина моя».

Слышишь песенку ручья - это Родина моя!

Слышишь голос соловья- это Родина моя!

Видишь звездочки Кремля - это Родина моя!

Детский сад, где твои друзья – это Родина моя!

Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей,

 И в лесу смородина- это тоже Родина!

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а какое дерево символизирует Россию? (береза). 25 слайд   Кто нам прочитает стихотворение о березе (ребенок читает стихотворения).

Белоствольная березка –

Символ родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей…

Воспитатель: Ребята, давайте для нашего гостя нарисуем на бумаге символ России – березку и подарим нашему гостю. Проходите в нашу мастерскую. (На столах лежат белые листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.  Дети выбирают материал, с которым они будут работать – создавая свою задуманную работу и приступают к работе. Воспитатель помогает ребятам определится в выборе материала и приступить к работе. После окончания работы организуется выставка работ и их оценивание).

 (звучит русская народная мелодия; по окончанию работы дети дарят поделки марсианину)

Воспитатель: Уважаемый Марсианин эти небольшие символы России мы дарим тебе, что бы ты вспоминал о нашей встрече и мог рассказать своим друзьям о нашей замечательной стране – России.

Марсианин: Спасибо вам большое друзья. (Слышится звук серены). Я слышу сигналы с моей планеты, мне пора возвращаться. Ваши замечательные березки я покажу на своей планете, а вам на память обо мне хочу подарить марсианские камушки. До свидания ребята, до свидания Россия! (удаляется)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Рефлексия: И вот оно подошло к концу. Скажите ребята, где мы вами сегодня побывали и что вам запомнилось больше всего из нашего путешествия. Спасибо большое за работу, а сейчас я вас угощу гостинцами, которые для вас оставил наш гость. (детям раздаются конфетки). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный проект на тему: «С чего начинается Родина?» Познавательный краткосрочный проект

Актуальность темы проекта: проект направлен на развитие интегративных качеств дошкольников. Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма.Цель проекта: Помочь детям осознать свою гражданскую и...

Проект по краеведению: «С чего начинается Родина?»

Предлагаю вашему вниманию патриотический проект по краеведению "С чего начинается Родина?" Данный материал будет полезен воспитателям,методистам ДОУ.Проект рассчитан на возраст детей 5-7 лет....

Проект на тему: "С чего начинается Родина?" дошкольный возраст дети 6-ти лет

Цель проекта:Создать условия по формированию представления у детей о Родине от древней Руси до современной России.Задачи проекта: Формирование у детей элементарных представлений о России, о симво...

Проект на лето: "С чего начинается Родина?"

Этот проект могут использовать воспитатели младшего дошкольного возраста....

Проект на тему: " С чего начинается Родина.." 2016-2017г.

Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду, своей Родине нужно с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом – большое благо. Все хорошее начинается с родн...

Проект по патриотическому «С чего начинается Родина…»

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее...

Совместный проект с родителями «С чего начинается Родина?» в старшей группе

Совместный проект с родителями «С чего начинается Родина?»  в старшей группе...