Пескография как инновационная технология в развитии дошкольников.
статья

Пескография (или рисование на песке) непосредственно связана с игровыми потребностями ребёнка третьего года жизни, ведь, ведущим видом его деятельности является предметная, мышление – наглядно-действенное, плюс сензитивный период для сенсорного развития малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskografiya.docx630.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пескография - рисование на песке.

Ребёнку часто приходится слышать от взрослого: «Не ломай!»«Не трогай!»«Сломаешь!» и другое. А песок – совсем другое дело! Свобода! Построил – разрушил, нарисовал – стёр или засыпал и твори заново!

Пескография (или рисование на песке) непосредственно связана с игровыми потребностями ребёнка третьего года жизни, ведь, ведущим видом его деятельности является предметная, мышление – наглядно-действенное, плюс сензитивный период для сенсорного развития малыша.

Конечно, песок увлекает ребёнка своей структурой, сыпучестью, пластичностью, возможностью бесконечного экспериментирования и открытий в познании этого большого мира.

Метод пескографии уникален в реализации многих педагогических и психологических задач, но главное – помогает ребёнку с лёгкостью пройти такой сложный период в его жизни, как адаптация к детскому саду. Эмоциональная сфера двухлетнего ребёнка неустойчива, основана на непосредственном ситуативном восприятии «здесь и сейчас», да, ещё и разлука с мамой добавляет множество переживаний крохе. Песок играет роль релаксатора, уравновешивающего внутреннее состояние малыша, позволяет развивать его эмоциональный интеллект.  Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построек на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Существуют различные приёмы работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним из приёмов являются песочные игры. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект.

Дети очень любят игры с песком. Весной и осенью они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. Мы знаем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим.

http://xn----7sbm1bdjkic1h.xn--p1ai/default/fast_download/page_images.image_big.bf7db93f51e49739.7a43595a496d467665304649476736556f66755254346c7370594167765061672e4a5047.JPG

Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно-логического мышления ребенка.

https://346130.selcdn.ru/storage1/include/site_1366/section_67/thumbs/0l7nLwXGdrtk_1200x0_AybP2us9.jpg

Техника рисования – пескография дает возможность развития:

• индивидуальности;

• мелкой моторики (повышение тактильной чувствительности);

• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

• речи;

Идет подготовка руки к письму; повышается самооценка ребенка.

Занятия пескографией способствуют:

• коррекции нарушений внимания и поведения;

• коррекции эмоциональных и невротических нарушений;

•развитию психических процессов у детей;

• развитию двух полушарий головного мозга, гармоничному развитию личности;

• снятию стресса и гармонизации внутреннего состояния;

• более глубокому пониманию и принятию себя.

Способы рисования:

1. кулаком,

2. ладонью,

3. ребром большого пальца,

4. щепотью,

5. мизинцами,

6. одновременное использование нескольких пальцев,

7. симметрично двумя руками,

8. отсечение лишнего,

9. насыпание из кулачка.

Приёмы рисования песком.

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».

Существует несколько способов рисования на песочном столе.

- Самый простой: светлым по тёмному.

Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка.

- Техника «засыпания» - используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте;

- Техника «насыпания»: взяв песок в кулак, рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом;

- Техника «отпечатка»: помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки).

Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочки для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т. д.

Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают по фону. Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

- Способ « тёмным по светлому» (насыпание): он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными.

Начинать ознакомление деток с песком можно с несложных приёмов:

- Поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой, согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет). Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся.

- Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами - машина.

Простые графические упражнения:

- выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик;

- выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик, бусы;

- перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы;

- несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;

- элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки - разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать - это их успокаивает и уравновешивает.

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.

- Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом уже цыплёнок, овал и круг - цапля).

- Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола).

- Пятна (различаются по плотности, составу и объёму, из них создаётся образ). Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен - в образ дерева (добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-398687-1458475246.jpg

Использование техники рисования песком в работе с дошкольниками дает возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, успешно подготовить их к школе, развить психические процессы (восприятие, внимание, память, воображение), образно-логическое мышление, процессы саморегуляции, развить сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки, тренировать мелкую моторику рук.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-221814-1427385260.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выго...

Статья из опыта работы на тему: «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либ...

Пескография, как инновационная технология в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребенка – игру с песком. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит занимат...

Игра в шашки - инновационная технология интеллектуального развития дошкольников

Актуальность проблемы. Проект "Умные шашки". История возникновения игры "Шашки". Правила игры в русские шашки для дошкольников. Перспективное планирование кружка "Умные шашки...

Выступление для педагогов "Инновационные технологии речевого развития дошкольников: «Синквейн»

Задачи синквейна;- пополнять знания детей по лексическим темам;- обогащать пассивный и активный словарный запас;- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;- развивать ассоциати...

Инновационные технологии речевого развития дошкольников.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение ...