План по самообразованию
учебно-методический материал

Зубова Ирина Валерьевна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа30.06 КБ

Предварительный просмотр:

 

План по самообразованию  педагога

Зубовой Ирины Валерьевны

       23 года                                                                    первая

 (стаж работы)                                                         (кв. категория)

Тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного  возраста»

2021-2022 учебный год

II младшая группа

        

Тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозайки. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой

моторики.

Методы и приёмы работы

Пальчиковая гимнастика,

массаж кистей рук мячиками,

работа с конструктором,

рисование по трафаретам,

дидактические игры (шнуровка, игры с мелкими предметами, пазлы, мозаика),

пальчиковый театр.

Формы работы

Месяц

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

Изучить состояние руки каждого ребенка, его умения и навыки.

Изучить научно-методическую литературу, журналы по данной теме.

Консультация «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Октябрь

Аппликация «У меня и у тебя» (ладошки).

Массаж кистей рук мячиками.

Составить картотеку пальчиковых игр.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Игры, пальчиковые упражнения.

Пальчиковый театр.

Оформление развивающей среды.

Пополнение пальчикового театра родителями.

Декабрь

Заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры.

Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»

Январь

Проведение игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Работа с конструктором,

рисование по трафаретам,

Изготовление пособий и дидактических игр.

Консультация «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры»

Февраль

Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага).

Разработка НОД по теме самообразования.

Конкурс на лучшее пособие для развития мелкой моторики детей своими руками.

Март

Выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т.д.

Изготовление картотеки  «Пальчиковые игры»

Памятки о проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики детей

Апрель

Перебираем крупы, нетрадиционное рисование.        

Рисование пальчиками на шаблонах.

Пластилиновые заплатки.

Разработка НОД по теме самообразования.

Видеоотчет

Пальчиковые

игры дома.

Май

Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Составление плана работы  на следующий год.

Подготовить рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей.

Предполагаемый результат:

Благодаря проведению систематической работы по предложенному плану могут быть достигнуты следующие результаты.

- у детей активизируется интерес к развивающим играм, взаимодействию с нетрадиционным оборудованием, за счет чего движения пальцев рук станут более точными, станет более совершенной зрительно-моторная координация;

- у детей расширится активный словарный запас;

- удастся повысить компетентность родителей по вопросам развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Список литературы:        

Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.

Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М.: Просвещение, 1974. - С. 12-25.

Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.

Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.

Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.

Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1. - С. 50-53.

Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2011. - 237 с.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.

Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2008. - 218 с.

Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - № 3. - С. 28-35

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.

Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с.

Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. - М.: АСТ, 2011. - 165 с.

Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. - М.: Корона Принт, 2008. - 232 с.

Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007. - 194 с.

Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2008. - 154 с.

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М.: Астрель, 2005. - 183 с.

Цвынтaрный В.В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь. - СПб.: Речь, 2010. - 32 с.

Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: Дом ХХI век, 2014. - 187 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...