План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Антюхова Анастасия Ивановна

        Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Калининграда

детский сад № 125 города Калининграда

План по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год

Тема самообразования:

«Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

на период с 15.09.2022г. - 30.05.2023г.

Воспитатель: Антюхова А.И.

г. Калининград, 2022

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи: 

  1. Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.)
  2. Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
  3. Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
  4. Формирование способов познания путем сенсорного анализа
  5. Социально-личностное развитие:
  6. Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, самоконтроля и саморегуляции.

        Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Развитие способности детей к исследованию представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил себя в исследованиях и проводил собственные опыты.

Познавательные исследования оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Перспективный план работы по теме самообразования

        Этапы работы

Содержание работы

Сроки  

Примечания; результат

Теоретический этап

(начальный)

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме самообразования

В течение  года

Аннотация на методическую литературу

Изучения места детского экспериментирования в предпочтении детей

Сентябрь2020г.

Использование методик направленных на изучение мотивации детского экспериментирования

Изучение условий организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ.

Сентябрь

2020 г.

Анкета для педагогов

Практический

этап

(основной)

Выявление  участия родителей в познавательно-исследовательской деятельности ребенка 

Октябрь

2020 г.

Анкета для родителей.

Составление перспективного планирования по теме самообразования.

Ноябрь – декабрь

2020 г.

Перспективные планы

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты).

В течение всего

 периода

Консультации для родителей.

Разработка совместного проекта «Мир бумаги»

Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития поисково- познавательной деятельности детей.

Декабрь

2020 г.

Методическая копилка

Привлечение родителей к оснащению в группе центра «Почемучка».

Проведение ООД «Волшебный магнит» по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Январь

2021 г.

Конспект  мероприятия

 Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

В течение года

Разработка совместного проекта «Солнышко».

Февраль

2021 г.

Методическая копилка

Проведение деловой игры с педагогами ДОУ «как? почему? зачем?

Март

2021 г.

Конспект  мероприятия

Конкурс поделок среди родителей  «Песочная фантазия на бумаге».

Март

2021 г.

Выставка поделок

Заключительный этап

Проведение круглого стола для педагогов «Мир экспериментирования»

Апрель

2021 г.

Презентация  мероприятия

План работы на год

Изучение методической литературы 

Сентябрь - май

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

 

Работа с детьми

Сентябрь 

1.Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке.

2.Знакомство с лупой.

3.Опыты с песком и глиной, почвой.

 4.Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

октябрь

 Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

 1.Опыт «свет и тень»

2.Свет повсюду

Ноябрь

 Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

 Опыты с водой.

Декабрь

 Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды.

 Опыта со снегом и льдом

Январь

 Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

 Февраль

 Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

 Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Март

 Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

 Опыты с магнитом.

Апрель

 Причина возникновения солнечных зайчиков.

Познакомить детей с понятием «отражение»

 Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

 Май

 Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией.  Сила тяготения.

Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Опыт «Упрямые предметы»

 

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь-апрель

Консультации для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Буклеты

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

 

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.

 Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Буклет

 Декабрь

 Презентация по теме

«Познавательно-исследовательская деятельность в условиях фгос в доу».

Выступление на педсовете.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Фотовыставка

 

 

Список используемой литературы

1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.

5. Николаева С.Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.

6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.

8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников//Ж.Вопросы психологии.1985.№2

9. Соловьева Е.Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание.2005.№1

10. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.

 

Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности

 1.Все увидим, все узнаем.

2.Волшебные стеклышки.

3. Цветной песок.

4. Песочная страна

 Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. 

Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом,

биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. 

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой 

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

 Октябрь

 1.Свет и тень.

 2.Свет повсюду.

3. Солнце дарит нам тепло и свет.

 4.Прозрачность веществ.

 Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

 Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча.

 Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

 Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.

 Ноябрь

1.Где вода? 

2.Какая бывает вода?

3.Вода растворитель. Очищение воды

 4.Водяная мельница

 2Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды —

фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Декабрь

 1.Вода при замерзании расширяется.

2.Замерзшая вода.

3.Тающий лед.

4.Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

  Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таяния  превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Январь

 1.Возду

2.Воздух сжимает

3.Воздух расширяется.

4.Почему дует ветер?

 Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании рас ширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

 Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

 Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

 Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.

Февраль

1.На свету и в темноте.

 2.Где лучше расти?

 3.Может ли растение дышать?

4.Бережливые растения.

 Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

 Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

 Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

 Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Март

1.Фокусы с магнитами.

2.Испытание магнита

 3.Компас.

 4. Мир металлов.

 

 Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. 

Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

 Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

 Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

 

Апрель

 1.Разведчики. (зеркало)

 2.Солнечные зайчики.

3. Мир ткани.

 4.Мир пластмасс.

 Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.

 Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

 Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

 Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят их использования.

Май

 1.Сила тяготения.

 2.Упрямые предметы.

 3.Экспериментирование со звуком. Поющая струна.

4.Экспериментирование с электричеством. Как увидеть «молнию»?

  Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

 Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

 Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

 Выяснить, что гроза- проявление электричества в природе.

 

Литература:

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....

План по самообразованию "Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте"

Документ содержит план работы с детьми и родителями, а также отчет о проделанной работе...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

План по самообразованию педагога «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность»

Целью работы стало создание условий для развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством активного использования разных видов конструирования....

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...