Формирование глагольного словаря у старших дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Фролкина Антонина Васильевна

Консультация для педагогов о работе по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_glagol_slovarya.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема:

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

        

Подготовила:

учитель – логопед      

Фролкина А.В.

2023 г.


   Как показывает практика, у детей дошкольного возраста снижен глагольный словарь, причем пассивный глагольный словарь у детей преобладает над активным, наблюдаются трудности в понимании грамматических форм глаголов. Кроме этого дети допускают ошибки при показе картинок на различение форм единственного и множественного числа глаголов, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, трудности в употреблении префиксальных форм по определению глаголов совершенного и несовершенного вида. Особые затруднения у детей вызывают словоизменения и словообразования глаголов (не всегда точно подбирают глаголы к существительным, путают названия действий, используют только основы глаголов, допускают ошибки при изменении глаголов по лицам и родам.

  При работе по развитию словаря у детей, важно учитывать представления о слове, его структуре, назначении слова, особенности лексики у дошкольников. С учетом этих факторов, глагольную лексику у дошкольников целесообразно формировать по следующим направлениям:

- расширять объем глагольного словаря и представления об окружающей действительности;

- формировать познавательную деятельность (мышление, восприятие, представления, память, внимание);

- уточнять значение слов;

- формировать семантическую структуру слова в единстве основных его компонентов(понятийного, контекстуального);

- организовывать семантические поля, лексическую систему;

- активизировать словарь, совершенствовать процессы поиска слова, перевода слова из пассивного в активный глагольный словарь. В работе по формированию глагольного словаря у детей учитываются общедидактические принципы:

-принцип систематичности и последовательности. Обуславливает последовательность излагаемого материала. Соблюдается строгая последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности. Систематичность состоит в непрерывности, регулярности и планомерности развивающего процесса.

Принцип доступности по формированию глагольного словаря осуществляется максимально доступно для детей, с опорой на достигнутый уровень их развития, что способствует их переходу на более высокий уровень речевого развития.

- принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных, потенциальных возможностей детей.

Работа по формированию глагольной лексики ведется поэтапно: прежде чем вводить в активный словарь детей глагол, мы формируем у него четкое представление о называемом действии, поскольку данное слово уже было введено в его пассивный словарь. Организация речевой работы включает ведущую деятельность – игру. Поэтому упражнения на развитие глагольной лексики на разных этапах работы, проводятся в игровой форме, что вызывает интерес, потребность ребенка в общении, способствует развитию речевого подражания.

   В работе по развитию глагольной лексики, используют разнообразные методы: наглядные (пособия, технические средства обучения и т.д.),

 словесные (рассказ, предварительные и итоговые беседы), практические (упражнения, игры, моделирование). Они применяются при ознакомлении с новым материалом на начальном этапе для выяснения, что знают дети, для закрепления нового материала по развитию глагольного словаря и на завершающем этапе для проверки усвоенного материала.

   Глагольный словарь формируют с опорой на лексические темы: «Игрушки», «Животные», «Одежда», «Птицы», «Мебель», «Транспорт» и др., хотя словарь и не связан строго с какой-то темой.

   Пополнение словарного запаса детей глаголами, осуществляется в различных видах деятельности: при самообслуживании, ознакомлении с окружающим, на музыкальных и физкультурных занятиях, занятиях по формированию элементарных математических представлений, в аппликации, сюжетных и театрализованных играх. При изучении каждой лексической темы педагог намечает словарный минимум действий:

Его дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Для более продуктивного усвоения детьми глагольного словаря к работе подключают родителей.

  Разрабатывая систему работы по обогащению глагольного словаря, можно опираться на исследования Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Н.В. Нищевой, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и других ученых. После систематизации собранного материала, намечается последовательность его представления детям, составляется тематический план развития глагольного словаря. Работа осуществляется поэтапно.

  Глагольный словарь расширяют на занятиях с помощью сюжетных картинок, на которых люди, или животные совершают различные действия, например:

Задание 1.

Цель: формировать умение быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое.

Действия без предмета:

иди-стой; иди-прыгай; сядь-встань; беги-иди; ложись-садись; беги-стой; сиди-лети; прыгай-беги.

Действия с предметом или предметами: возьми мяч, подбрось его вверх, опусти вниз, отдай Тане; возьми обруч, подними его над головой, пролезь в него, положи обруч к ногам.

Задание 2.

Цель: формировать умение по глаголу прошедшего времени, определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие, используя предметные и сюжетные картинки.

Например:

- Женя упал. Женя упала.

- Женя встал. Женя встала.

- Женя вымыл руки.  Женя вымыла руки и т.д.

Задание 3.

Цель: формировать умение не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации:

моет-умывается-стирает; бежит-прыгает; лежит-спит; несет-везет; подметает-чистит; шьет-вяжет; строит-чинит.

Цель основного этапа – совершенствование процесса поисков слов, перевода его из пассивного в активный словарь.

   Главная задача данного этапа работы- формировать умение словесно обозначать свои действия. В этот период важно, чтобы прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Основные направления работы: развитие активного глагольного словаря; формирование словообразования и словоизменения глаголов. Для развития активного глагольного словаря с дошкольниками можно проводить игры и упражнения по тематическим группам:

- действия людей (работает, пишет, рисует, вяжет и т.д.);

- способы передвижения животных, птиц, насекомых и некоторые их действия (бегает, ползает, вьет и др.);

- звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми(мяукает, лает, мычит, каркает, стрекочет и др.)

    С целью расширения активного глагольного  словаря «Что я делаю? целесообразно использовать дидактические игры с картинками: «Сделай так же», «Что я делаю?». Их основная задача- учить образовывать глаголы в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени и глаголы в повелительном наклонении. С целью дифференциации приставочных глаголов проводятся дидактические игры с картинками. Задания для детей на основном этапе разрабатываются с постепенным усложнением. Чтобы научить детей составлять простые предложения с использованием глаголов, ставится задача научить детей отвечать на вопросы: «Кто это?»,  «Что он (она) делает?». На данном этапе важно, чтобы дети научились составлять предложения с глаголами при помощи наводящих вопросов. Этот этап работы способствует дальнейшему свободному использованию дошкольниками глаголов в связной речи. От составления простых распространенных предложений, дети постепенно смогут перейти к составлению рассказов.


Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями. М., 2011.
  • Нищева Н.В. Глагольный словарь дошкольника. СПб., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Формирование глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность"

В данной разработке представлен проект  по формированию глагольной лексики у детей 4-5 лет с ОНР "Глаголы любить - красиво говорить". Предлагается алгоритм и описание работы с дошкольниками ...

Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены  периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...

Формирование глагольного словаря с помощью системы символов у детей с общим недоразвитием речи.

В презентации представлены : задачи занятия, игры с символами для развития, закрепления и повторения глагольного словаря....

Консультация для воспитателей «Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»

Консультация для воспитателей  «Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»...

Употребление трудных глаголов ( особенности формирования глагольного словаря у детей подготовительной группы)

ull;Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.•В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста.•Овладение родным...