конструкт дидактическая игра "Времена года"
план-конспект урока (старшая группа)

Дидактические задачи:

·     формировать умение соотносить предметные карточки с сюжетными картинками (время года с его признаком);

·     закреплять знание детей о сезонных изменениях в природе.

Игровая задача:

помочь Фиксику узнать особенности разных времён года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktichsekaya_igra_4.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт № 4

Вид деятельности: дидактическая игра

Тема «Времена года»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Форма организации: групповая

Дидактические задачи:

  • формировать умение соотносить предметные карточки с сюжетными картинками (время года с его признаком);
  • закреплять знание детей о сезонных изменениях в природе.

Игровая задача:

  • помочь Фиксику узнать особенности разных времён года.

Игровые правила:  

  • объединиться в две команды;
  • описывать полным предложением картину с изображением времени года и распределять карточки;
  • отвечать только по поднятой руке;
  • за каждый правильный ответ ребёнок получает жетон; побеждает тот, кто наберёт большее количество жетонов.

Игровые действия: соотнесение времён года и их признаков; соревнование детей – кто больше соберёт жетонов, тот и выиграл.

Цель: формирование у детей  представлений о последовательности сезонных изменений в природе  в процессе дидактической игры «Времена года».

Планируемые результаты:

  • дети проявляют желание достигать лучшего результата;
  • дети умеют соблюдать правила игры;
  • дети знают игровые правила и игровые действия;
  • дети проявляют умения соотносить времена года и их признаки;
  • дети узнали новую информацию об объектах живой и неживой природы.

Задачи дидактической игры

Задачи с учётом индивидуальных особенностей детей группы

Воспитательная:

- воспитывать желание достигать лучшего результата.

Развивающие:

- развивать у детей умение соблюдать правила игры;

- расширять кругозор детей в части представлений об объектах живой и неживой природы.

Обучающие:

- знакомить детей с игровыми правилами и игровыми действиями;

- формировать у детей представления о временах года, их последовательности, особенностях;

- учить соотносить времена года и их признаки.

Полина – актуализировать знания об особенностях времён года, сезонных изменениях в природе.

Список использованных источников

  1. Приказ № 955 от 08.11.2022 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [2].
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург: Питер, ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352 с. [16].

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  5. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.

Методы воспитания:

методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации и деятельности (беседа),

 методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, игровая ситуация, создание ситуации успеха).

Методы обучения: беседа, объяснение, поощрение, дидактическая игра, инструкция, эмоциональное стимулирование, чтение художественного слова, показ, эмоциональное стимулирование, демонстрация, поручение.

Оборудование: схемы, обозначающие признаки природы, птиц, животных, жетоны.

Ход дидактической игры

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность

-Игровая ситуация

- Беседа

-Демонстрация

Воспитатель подзывает детей к себе.

-Ребята, подойдите пожалуйста ко мне, у меня есть конверт и в нём письмо от Фиксика. Давайте же узнаем, что написано в письме.

- Ребята, он пишет, что долгое время, целый год наблюдал за природой и людьми. Он рисовал свои наблюдения. И получились целые схемы. Только сейчас Фиксик не понимает, какие это времена года и в чём их основные особенности. Он запутался.

- Ну, что, ребята, поможем Фиксику разобраться?
Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Хорошо! Сейчас мы с вами вместе посмотрим, какие там лежат схемы.

-Ребята, а кто знает, какие времена года бывают?

-Правильно, Оксана, в  году четыре времени года: весна, лето, осень и зима.

- Давайте научим Фиксика различать времена года.

-И я вам предлагаю   сделать это в игре. Вы согласны?

Дети подходят к воспитателю

Слушают, сосредотачивают внимание, эмоционально откликаются на предложение поиграть

Дети смотивированы на предстоящую деятельность

2.Планирование

игры

Задачи:

- знакомить детей

с игровыми

правилами и

игровыми

действиями;

- воспитывать

желание достигать лучшего результата

- объяснение

-беседа

-демонстрация

Воспитатель показывает детям схемы  с изображением времён года.

- Ребята, посмотрите, на этих схемах изображены отличительные признаки времён года. Они нарисованы схематично. Давайте догадаемся, где какое время года.

- Полина, выбери одну схему. Какое время года на ней изображено? Почему ты думаешь, что зима?

- Ребята, вы согласны с Полиной?

- Конечно, снежинка, снеговик, горка, лыжи, варежка – всё это признаки зимы.

- Давайте рассмотрим остальные схемы.

Дети рассматривают схемы, предполагают, какое это время года, называют его.

- А теперь расположим эти времена года в порядке их следования. Вика, расположи схемы.

- А теперь мы с вами поиграем. У Фиксика были схемы, а у меня много маленьких карточек. Вам нужно подходить по очереди, выбирать карточку, называть её изображение и класть к тому времени года, к которому это изображение относится.

- Например, посмотрите, на маленькой карточке изображён картофель в мешках и убранные поля. Когда это бывает?

- Правильно, убирают урожай осенью. Эту карточку надо положить к схеме осени.

- Вам понятны правила игры?
- Хорошо!

- Давайте с вами договоримся, что во время ответов, мы не будем перебивать друг друга.

- А за правильные ответы я вам буду давать жетоны. Сегодня мы не будем объединяться в команды. Посмотрим, кто сколько жетонов заработает самостоятельно. Договорились?

Дети слушают

педагога, отвечают

на поставленные

вопросы.

Запоминают

правила и действия

Дети знают

игровые правила

и игровые

действия.

Дети проявляют

желание достигать лучшего результата

3.Реализация

игры

- формировать у

детей

представления о

временах года, их последовательности, особенностях;

- учить соотносить времена года и их признаки;

- расширять кругозор детей в части представлений об объектах живой и неживой природы;

-развивать

умение

соблюдать

правила игры,

- воспитывать

желание достигать лучшего результата.

Демонстрация

Рассказ

Беседа

Объяснение

Воспитатель предлагает детям сесть за общий стол в зоне игры. На нём разложены карточки-схемы и картинки с изображением признаков времён года.

-Катя, выбери любую картинку. Что на ней изображено?

-Правильно, подснежник!

- На какую схему нужно положить картинку с изображением подснежника?

-Правильно, весна. Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый. Он растёт рядом со снегом, его обдувают холодные ветра. Это многолетние растения, то есть такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.

- Катя первая получает жетон. Молодец!

-Данил, возьми карточку и расскажи, что на ней изображено?

-Правильно, ласточка и осенний листок!

-На какую схему ты положишь карточку?

-Правильно, осень. Ласточки кормятся исключительно летающими насекомыми и поэтому их самочувствие зависит от погоды. В холодную погоду, когда в воздухе мало летает насекомых, они ухитряются склевывать их на лету с травы и даже с земли, но всё же голодают: их быстрое пищеварение не позволяет им долго оставаться без еды. Поэтому ласточки в конце октября улетают в тёплые края.

-Самира, возьми карточку и расскажи ребятам, что нарисовано?

-Правильно, клубника.

-Ребята, скажите, в какое время года растёт ягода?

-Да, ребята, летом. Но летом не только клубника растёт,  так же много других различных ягод. Какие ягоды вы можете назвать?

- Ягоды – это драгоценные дары лета. Ведь в ягодах очень много полезных витаминов для организма человека.

- Ягодами питаются птицы, животные и. конечно, люди. Когда наступают холода, ягоды, которые растут около земли, покрываются снегом, и птицам их не найти. Поэтому они вынуждены улетать в тёплые края. А вот ягоды на деревьях привлекают птиц даже зимой.

- О каких зимних ягодах я говорю?

- Правильно, это рябина. Кто кушает рябину?

- Рябиной любят лакомиться снегири и свиристели. Они прилетают в самую зрелую пору, когда ягоды немного подмёрзнут и становятся сладкими.

- Но большинство ягод, конечно, растёт летом.

-Молодец, Самира. Положи картинку клубники рядом со схемой, где нарисовано время года «лето».

- Кто следующий возьмёт карточку?

-Настя первая подняла руку!

-Настя, возьми карточку и расскажи нам, что на ней изображено?

-Правильно, медведь.

-Как ты думаешь, к какой схеме мы положим  спящего медведя?

-Правильно, к зиме.

- Ребята, а как вы думаете, почему медведи зимой спят?

Воспитатель выслушивает ответы и предположения детей.

-  Главной причиной спячки медведей является серьёзный дефицит еды зимой. Таким крупным животным необходимо большое количество продовольствия, которые очень трудно отыскать в холодное время года, а тем более после выпадения снега.

- Полина, возьми следующую карточку. Что на ней изображено? Как называется участок земли посреди снега?

- Правильно, это проталина. К какому времени года она относится?

- Верный ответ! Получи свой жетон.

- Ребята, что же такое проталина? Почему снег тает частями, а не весь сразу?

- Слово «проталина» происходит от слова «таять». В основном первые проталины появляются вокруг деревьев. Хотя их можно встретить и в поле, и на лугу, и в саду.

- Ребята, а вы знали, что около деревьев проталин всё равно больше? Это связано с тем, что тёмные стволы деревьев лучше всего притягивают тепло солнечных лучей. Оно с воздухом оседает на снег, образуя оттаявший участочек земли – проталину. То есть проталина образуется не от внутреннего тепла земли, а от внешнего тепла солнца.

- Чем хороши проталины для природы?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Верно, на проталинах появляется первая растительность, оттаивают семена, упавшие осенью, просыпаются и выползают насекомые. Значит, у первых перелётных птиц, вернувшихся в свой край, есть пища!

- Ребята, у нас осталась последняя карточка. Кто хочет её взять?

- Первым поднял руку Рома.

- Рома, как ты думаешь, что изображено на этой карточке?

- Ребята, вы тоже думаете, что изображён ветер?

- Ветер – это невидимое явление природы. Как же вы догадались?

- Конечно! Мы не видим ветер, но можем наблюдать изменения в природе и окружающем пространстве благодаря ветру.

- Ребята, а вы задумывались над тем, что такое ветер, и почему он образуется?

- Ветер – это перемещение воздуха вдоль земной поверхности. Если теплый и холодный потоки распределены неравномерно, образуется ветер. То есть воздух как бы взрывается.

- Ветер бывает сильным и слабым. Люди научились измерять скорость ветра. Иногда мы совсем не ощущаем ветер, однако он есть всегда. Это ведь движение воздуха. Даже когда мы дышим, происходит движение воздуха.

- А есть такая сила ветра, которая сносит дома, какие-то постройки, металлические сооружения. Этот ветер называют ураган.

- Ребята, как вы думаете, какую пользу ветер приносит живой природе?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Я согласна с вами. А ещё ветер разносит семена растений по земле. Зимой благодаря ветру выравниваются и застилаются снежные покровы. Осенью ветер срывает листву с деревьев. А весной ветер приносит тёплые потоки воздуха.

- Ребята, как много нового мы сегодня узнали растения и животных! Что вам запомнилось больше всего?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Давайте, проверим себя. Подойдите к схемам и посмотрите, правильно ли мы разложили картинки.

- Какие картинки вы положили к осени? А к зиме? К весне? К лету?

- У меня остались карточки, вы хотите их разложить к схемам Фиксика? Посмотрите, это снежинка, скворечник, подсолнух и гриб. Нашли им место?

- Молодцы!

- А теперь сосчитайте жетоны. Я смотрю, у некоторых из вас нет ни одного жетона. Почему? Надо быть активнее. У кого больше всего жетонов?

- У Ромы? Значит, Рома – наш победитель! Давайте поаплодируем ему! Молодец, Рома!

Дети слушают воспитателя, группируют картинки с изображением признаков времен года. Дети проверяют результаты группировки, считают жетоны, объявляют победителя.

Дети имеют основные знания о временах года, их последовательности, особенностях.

Дети умеют соотносить времена года и их признаки.

Дети узнали новую информацию об объектах живой и неживой природы.

Дети умеют соблюдать правила игры.

Дети проявляют желание достигать лучшего результата.

4.Подведение итогов

Задача:

 Формировать умение анализировать процесс и результат игровой деятельности, формулировать вывод

Беседа

Чтение художественного слова

Демонстрация

Похвала

Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и встать в круг.

- Ребята, мне очень понравилось, как мы с вами играли. А вам понравилось?

- Ребята, как вы считаете, вам удалось выполнить правила игры?

- А что нового вы узнали?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Хочу похвалить вас за то, что вы сегодня все очень старались. На все вопросы и отвечали правильно.

-  Например, Самира  отвечала полным предложением, молодец!

- Мне понравилось, как Вика  внимательно слушала.

- Хочу похвалить Полину, она отвечала, дополняла ответы других ребят.

Воспитатель хвалит ещё несколько детей.

- Ребята, я обязательно напишу Фиксику ответное письмо. А ещё положу в конверт эти карточки с изображением признаков времён года.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, принимают участие в формулировке вывода

Дети умеют анализировать процесс и результат игровой деятельности, формулировать вывод

5. Открытость Задача:

Смотивировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Демонстрация

Поручение

- А в нашей группе в центре познавательного развития я положу пазлы «Времена года». Когда захотите, вы сможете их собрать, чтобы ещё раз вспомнить признаки разных времён года. Договорились?

Дети слушают воспитателя, благодарят за пазлы.

Дети смотивированы на самостоятельную  деятельность в режимных моментах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт "Свойства воды" (дети 6-го года)

Конструкт  "Свойства воды" - технологическая карта (дети 6-го года)...

Конструкт интегрированного занятия с детьми четвертого года жизни

Интегрированное занятие Тема: Путешествие в «Страну стихов» А.Л. Барто...

"Спасение Весны" Конструкт образовательной деятельности с детьми 6 года жизни

Конструкт образовательной деятельности с детьми 6 года жизни...

Конструкт дидактической игры "Что для чего"

Конструкт № 3Вид деятельности: дидактическая играТема: «Что для чего?»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физ...

Конструкт дидактической игры "Что сначала? Что потом?"

Вид деятельности: дидактическая играТема «Что сначала? Что потом»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическ...

конструкт дидактическая игра "Вершки и корешки"

Дидактические задачи: ·закреплять у детей знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки;·уп...