Консультация для педагогов на тему "Декоративно-прикладное искусство в художественном развитие детей"
консультация

Волобуева Татьяна В.

Развития художественно-творческих способностей детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Декоративно-прикладное искусство в художественном развитие детей»

                                                                            Воспитатель: Волобуева Т.В.

Цель и задачи: 

- Повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе развития художественно-творческих способностей детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством.

- Создание творческой атмосферы в работе педагогов, умение взаимодействовать друг с другом в творческой группе, коммуникативная компетентность.

Предварительная работа:

  • Подбор художественного и музыкального материала.
  • Изготовление силуэтов игрушек, карточек-заданий, «хохломского»

пазла.

  • Изучение литературы по данной теме, подбор художественного

материала.

  • Составление конспекта консультации и разработка практической части.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи с народной музыкой, игрушки различных народных промыслов, иллюстрации с народными игрушками.

Ход консультации:

  1. Вводная часть.

Искусство – есть средство эстетического воспитания, основа всего художественного воспитания и развития личности ребенка. Искусство всегда способствует сенсорному развитию ребенка, развитию его художественных способностей, вдохновляет на позитивную, активную творческую деятельность.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства прописано во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно и нужно через любые виды деятельности.

Изодеятельность – наверное, одна из самых интереснейших деятельностей для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться, самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: словами, движениями, мимикой. Надо дать возможность детям, расширить область выражения складывающихся у них зрительных образов. Надо дать им этот материал, научить, как обращаться с ним.

В своей работе использую взаимосвязь художественных образов одного вида народного искусства с образами другого. Например, включаю негромко народную музыку, предлагаю сочинить сказку, и к этой сказке изобразить детям иллюстрации, с использованием уже знакомой им народной росписи.

 Когда ребёнок рассматривает подлинные предметы декоративно-прикладного искусства и иллюстраций, на которых предметы быта, изделия народных промыслов, игрушки, у него формируется связная речь, правильное произношения, умение обдуманно описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии, или произведении народного искусства.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковским, филимоновским и богородским игрушкам, матрешкам), придумывать разнообразные сказки, вспоминать и узнавать поговорки и пословицы, связанные с трудом умельцев. Также нужно знакомить детей с трудом и бытом русского народа, рассказывать о традициях, обычаях, праздниках русского народа, о мастерах, которые создают красивые игрушки, что тоже положительно сказывается на обогащении и расширении словаря и словарного запаса ребёнка.

  1. Народные промыслы.

Народная игрушка — одно из важнейших средств эстетического воздействия на ребенка.

На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала до конца. Двух одинаковых вещей не бывало. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.

В летописи относящейся к 12 веку, содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде.

Дымковская игрушка.

В 1174 году в устье реки Хлыновца новгородцы основали город Хлынов, позднее переименованный в Вятку. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков. Вятичи чтили бога Солнца – Ярило и изображали его в виде двух - или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».

В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам, свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные.

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов зигзагов и полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого нанесенных по белому фону.

Гжельская игрушка.

Под Москвой, в Раменском районе, еще в 16 веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в 18 веке достигла наибольшего расцвета. Гжельский промысел сохранился до настоящего времени.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции, сценки из народной жизни.

Для гжельских игрушек характерны миниатюрные фигурки людей, птиц и животных с простой и обобщенной скульптурной формой, тонкой окраской и росписью.

Каргопольские игрушки.

  Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в Архангельской области городе Каргополе. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района.  Каргопольские игрушки – простые крестьяне, занятые полезным трудом, они пилят, шьют, рубят или отдыхают – пляшут, прогуливаются. С большой теплотой и юмором изображают мастера зверей – медведей, коней, собак, оленей, утушек. Искусство каргопольских мастеров отличается грубоватой, несколько примитивной лепкой фигурок. В них мастера промысла стремятся отобразить суровый характер Русского севера. В росписи по белому фону часто применяются контрастные тона – синий, черный, желтый, темно-красный, розовый.

Филимоновские игрушки 

Свистульки-няньки, барыни, солдаты, всадники, коники, олени, бараны, медведи, птицы. Своеобразна их пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом. Роспись игрушек яркая, броская, обычно в два – три цвета. Излюбленными являются малиновый, зеленый, желтый, синий цвета, которые наносятся елочками, кружками, узкими полосами, волнистыми линиями, местами – сплошным покрытием.

Городецкие игрушки

Городецкие мастера славились конями: одиночки, пары, тройки. Их называли пуреховскими, потому, что обычно продавались они в селе Пурехе.

Игрушки старались делать как можно наряднее, эффектнее, с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением птиц и коней.

Богородской игрушки. 

Село Богородское стоит на горе среди лесов. Места здесь живописные. Кругом, куда ни бросишь взгляд, бескрайние русские просторы. Веселые деревянные домики с резными наличниками прячутся среди деревьев, садов и огородов. А в каждом из этих домов можно увидеть забавные деревянные игрушки – фигурки людей и животных, которые заняты повседневными крестьянскими делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай, причем часто делают это вместе крестьянин и медведь, лиса и журавль. Игрушки эти вырезаны из мягких пород дерева: липы, ольхи и осины. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют цвет натурального дерева, лишь иногда их слегка тонируют морилкой или лаком.

Есть у большей части богородских игрушек еще одна привлекательная особенность – это игрушки «с движением». Это значит, что курочки, стоящие на дощечке, умеют клевать зерно, а дровосеки двигают рукой, когда рубят дрова или пилят дерево. Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает еще более занимательной.

Загорские изделия.

В Сергиевом Посаде промысел художественной обработки дерева существовал еще в 17 веке. Игрушки, вырабатываемые народными умельцами Сергиева Посада, – братины, «красные» ложки, потешные возки – забавляли русских царевичей.

Далее мастера Сергиево Посада значительно расширяют ассортимент игрушек, в том числе налаживают массовое изготовление деревянной точеной матрешки.

Первая матрешка появилась в России в конце 19 века. Она состояла из 7 кукол, изображающих девочку в ситцевом сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Изготовляют мастера матрешку и с выжиганием. В цветовой гамме росписи – синие, красные, желтые, зеленые тона. В узоре цветы: крупные и мелкие, горох, рисунок «турецкие огурцы»; встречаются геометрические узоры, ягоды малины, вишни или маленькие корзиночки с ягодами в руках у матрешки.

  1. Рефлексия.

Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность, обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Народное прикладное искусство имеет большое значение для развития художественных способностей, творческого воображения и эстетического вкуса у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы и обычаи.

        Солнце закатилось, наша ярмарка закрылась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация (для педагогов) по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»

 Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства, и оказывает значительную роль в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность ...

Консультация для педагогов и родителей. «Роль народной игрушки в развитии детей»

«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»Лев Кассиль...

Консультация для педагогов"Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста"

В консультации говорится о роли подвижной игры для детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов по теме «Организация работы по музыкальному развитию детей в проектной деятельности»

Как организовать работу по музыке с использованием проектной деятельности...

Консультация для педагогов: "Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, перед...

Консультация для педагогов "Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей"

Данная консультация поможет педагогу методически правильно подобрать и использовать занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы), которые будут способствовать развитию логичес...

Консультация для педагогов на тему: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит кажд...