мастер класс "Духовные ценности"
материал (старшая группа)

КУЗЬМИНА  Марина Владимировна

Основными духовными ценностями являются следующие: Бог, бескорыстие, вера, верность, добро, долг, достоинство, дружба, жизнь, забота, искусство, любовь, милосердие, независимость, общение, Писание, порядочность, предки, прощение, религия, ритуалы, Родина, родители, дети, самореализация, свобода, семья, смирение, справедливость, терпение, творчество, честь, церковь, человек, человечность, честность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Остров духовных ценностей.

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь                              Любовь.        Она  ждала     до последнего,    но,     когда      ждать      уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем
отчаялась.
Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
— Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
— Это было Время.
— Время? — переспросила Любовь. — Но почему оно спасло меня?
Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
— Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.

Я не случайно  начала нашу встречу с притчи о вечных духовных ценностях.

 Сегодня  я хочу познакомить вас  со  своей углубленной работой, направленной на духовно – нравственнее и нравственно –

Сценарий мастер- класс

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я прошу выйти всех на середину зала, мы с вами немного поиграем, познакомимся.(проводится игра )

  • Упражнение   «Чем мы похожи»

Форма работы: коллективная, в кругу.                                                                                 Процедура       проведения.

 Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу:  «Я надеюсь, что во время игры вы получили заряд энергии, познакомились друг с другом, настроились на продуктивную работу.  Прошу вас пройти к стола.)

« Во что я верю»

Мяч передается по кругу.  Первый  говорит, во что он верит, н-р,  «Я  верю в добро», следующий говорит:  «Света верит в добро, потому что это правильно» и т.д. Каждый говорит,  во что он верит и почему в во что-то верят другие.

Основная часть.

  Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

В. Боков. 

Прежде, чем мы  начнем наш мастер – класс я  предлагаю вам послушать притчу

Остров духовных ценностей.

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь                              Любовь.        Она  ждала     до последнего,    но,     когда      ждать      уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем
отчаялась.
Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
— Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
Познание посмотрело на Любовь:
— Это было Время.
— Время? — переспросила Любовь. — Но почему оно спасло меня?
Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
— Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.

Я не случайно  начала нашу встречу с притчи о вечных духовных ценностях.

 Сегодня  я хочу познакомить вас  со  своей углубленной работой, направленной на духовно – нравственнее и нравственно – патриотическое воспитание  дошкольников,  которой  я занимаюсь уже много лет,  постоянно   расширяя и углубляя ее.

Прежде  чем приступить к работе давайте разберемся, что такое духовность и нравственность. ( на мольбертах термин и его определение.)

 Духовность – специфическое свойство жизнедеятельности человека, выражающееся в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей, Духовность - основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Потеря духовности равнозначна потере человечности.

Нравственность- есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению человека, наряду с законом.

Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

У вас на столах разложены слова определенных понятий, а вот к чему они относятся, вам  следует определить к нравственным ценностям или духовным

Патриотизм, толерантность      

Правда и ложь

Выполнение обещаний

Умение делиться с другими

Уважение к правам и собственности других

Обдуманное поведение

Помощь тем, кто слабее и менее удачлив

Личная ответственность за свои поступки,

 Самодисциплина

Гуманность

Любовь

Вера                                                                                                                                                                                                                                      

Надежда

Сострадание

Доброта

Милосердие

Истинна

Бескорыстие

 Бережливость

Благодарность

Вежливость

Взаимопомощь

Верность

Гордость, доброта, добросердечие, дружба, дружелюбие, гостеприимство, жертвенность, кротость, любовь, гражданственность, мудрость, нежность, ответственность, правдивость, сострадание, счастье, умение прощать, храбрость.

Посмотрите, что у нас получилось?  Очень трудно и практически невозможно разделить эти два понятия,  невозможно быть высоко духовным человеком и при этом безнравственным, духовные и нравственные ценности взоимодополняемы.

  • Почему я выбрала данную тему, в чем вижу ее целесообразность?

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления  ο  доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  

Воспитание детей  без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы  не заботимся о самом  важном в развитии ребёнка – воспитании его души.

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью.                                                                                            Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.

Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро. Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.  Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения, т. е.  той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ, направленных на использование традиций народной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой,  «Примерная программа православного воспитания детей дошкольного возраста» А.Алексеевой и много других.

 Цель своей педагогической деятельности я вижу в том, чтобы  воспитать детей такими гражданами государства, которые  жили бы по Законам Добра, чтобы пробудить в детях духовность, привить им  такие качества личности, как милосердие, незлобивость, толерантность, самоотверженность.  

Реализация данной цели предполагает решение ряда задач:

    1. Введение детей в мир народной культуры и духовно-нравственных традиций русского народа,  через приобщение их к русскому фольклору,  обычаям и  праздникам.                                                                                  

   2.   Воспитание любви к малой родине, через ознакомление с родным городом, его историей и культурой.

   3.Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей    

   4. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, ознакомление с гражданскими основами Российского государства

Предлагаемый мной материал рассчитан   на четыре этапа, которые реализуются в течение трех–четырех лет работы. Его можно представить в виде снежного кома, который с каждым  этапом становиться все больше и больше: растет человек, растут полученные им знания, растет осознание собственного Я.

На  1 этапе    происходит    знакомство детей  с русским фольклором.

     Окружающая действительность дает мало возможностей реально приобщить детей к народной культуре. Давно забыты и не употребляются в разговорной речи  старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, пословицы, поговорки которыми так богат русский язык.  Фольклор же  дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком, развивает не только     разум, но и на чувства человека.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, народным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ нам оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.

Работа в данном направлении проводится через разучивание русских народных подвижных игр, закличек, песенок, потешек, частушек. Работа предполагает погружение ребенка в атмосферу русской жизни, накопление впечатлений, которые могут стать основой для создания интереса к русскому быту, русской культуре. Знакомство с русским фольклором  продолжается и в последующем, через знакомство с пословицами, поговорками, активизируется желание детей применять  их в быту. В качестве особого блока выделена работа над сказкой как народной,  так и авторской. Дети знакомятся с былинами, легендами, сказаниями, образами русских богатырей на  картинах и в былинах.  Роль русских народных сказок в воспитании ребенка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Через них старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.

Русские мыслители - И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа. «Сказка заключает в себе богатое мистическое откровение. «Ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», - писал Е.Н. Трубецкой.  Для содействия образному восприятию евангельских сюжетов и сказок используются книжные иллюстрации И. Билибина, репродукции картин В.М. Васнецова и т.д., которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства, иконы.  Главное достучаться до чувств маленького человека и тогда это останется с ним навсегда.   Красота и самобытность русского языка, его неповторимость помогут детям более тонко чувствовать русский характер, русскую душу.

1.Подобрать сказку к пословице и объяснить свой выбор    (Задание педагогам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям».

Сценарий проведения мастер – класса «Приобщение  детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям»....

Мастер-класс «Организация родительского собрания в нетрадиционной форме «Семья и семейные ценности»

Мастер-класс «Организация родительского собрания в нетрадиционной форме «Семья и семейные ценности»ВступлениеЗдравствуйте, уважаемые коллеги!  Сегодня перед большинством детских...

Мастер-класс "Формирование у детей нравственных ценностей через дидактические и развивающие игры"

В современных условиях, когда обществом потеряны существовавшие ранее принципы и нормы морали, а новые еще размыты, в числе важнейших задач воспитания стоит духовно-нравственное воспитание.Духовно &nd...

мастер класс «Приобщение детей дошкольного возраста к историческим ценностям родного края, через использование нетрадиционных форм изодеятельности»

Нравственно патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени....

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процес...

Мастер класс "Ценность каждой шахматной фигуры".

Цель мастер-класса:Распространение опыта работы по ознакомлению воспитанников с понятием «ценность шахматных фигур»....

Мастер класс "Ценность каждой шахматной фигуры".

Цель мастер-класса:Распространение опыта работы по ознакомлению воспитанников с понятием «ценность шахматных фигур»....